ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Кузьмина Ирина Михайловна. Работа №339908
в данной статье раскрывается важность формирования вычислительной культуры младших школьников. Дана характеристика понятиям «вычислительный навык» и «вычислительная культура». Перечислены качества, характеризующие полноценный вычислительный навык. Рассмотрены способы формирования вычислительной культуры.
Ключевые слова: вычислительный навык, вычислительная культура, компетенция.
Вычислительную компетентность младшего школьника можно охарактеризовать как черту личности, которая проявляется в индивидуальной готовности и умении выполнять вычислительные операции в различных ситуациях.
THE FORMATION OF THE COMPUTING CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN LEARNING MATHEMATICS
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Картошкина Ирина Михайловна
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Чувашский
государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Kartoshkina Irina Mikhailovna
Student, the Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University
Cheboksary
Терентьева Лариса Павловна
кандидат педагогических наук, доцент
Terent'eva Larisa Pavlovna
The candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Аннотация: в данной статье раскрывается важность формирования вычислительной культуры младших школьников. Дана характеристика понятиям «вычислительный навык» и «вычислительная культура». Перечислены качества, характеризующие полноценный вычислительный навык. Рассмотрены способы формирования вычислительной культуры.
Abstract: the article reveals the necessity of formation computing culture of primary school students. The characteristic of concepts "computer skill" and "computer culture." Lists the qualities that characterize a full-fledged computing skill. The methods of forming a computing culture.
Ключевые слова: вычислительный навык, вычислительная культура, компетенция.
Keywords: computer skill, computer culture, student competence.
Формирование вычислительной культуры является одной из фундаментальных задач начального курса математики. Оно тесно связано с качеством вычислений и развитием вычислительной компетентности. Есть предположение, что калькуляторы оказывают пагубное воздействие на качество вычислений младших школьников, так как при их использовании ученики не видят потребности в развитии своих вычислительных способностей. С этим мнением можно согласиться не всегда, только в части выполнения письменных вычислений. Невозможно использовать калькулятор без понимания того, как читают, записывают и сравнивают числа, какие есть знаки действий и каковы условия их применения, в чем суть основ вычислительных операций. Для формирования умения выполнять вычисления на калькуляторе необходимо владеть предполагаемым результатом, его проверкой и оценкой, которые могут быть сформированы только в вычислениях без применения вычислительной техники.
Вычислительную компетентность младшего школьника можно охарактеризовать как черту личности, которая проявляется в индивидуальной готовности и умении выполнять вычислительные операции в различных ситуациях. Формировать вычислительную компетентность необходимо начинать с I класса, так как именно этот период является благоприятным для формирования черт личности. В этот период ученик впитывает в себя знания, которые в дальнейшем становятся умениями, а затем — чертой личности, т.е. перерастают в компетентность. Если этот период упустить, то сформировать вычислительную компетентность личности не удастся никогда.
Также, для развития вычислительной культуры младших школьников нужно вводить в этапы урока её неотъемлемую часть – устный счет. Он может проводиться как вначале урока, так и на любом его этапе.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5–7 минут на уроке для устного счёта. Матер
иал для этого можно подобрать как из учебника, так и из
специальных сборников. Устные
упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала
.
Так как времени, отводимого на объяснение материала на уроке не достаточно, для полноценного развития вычислительной культуры необходимо проводить внеклассные мероприятия в форме занимательных уроков, викторин. Например, можно познакомить детей со способами быстрого умножения. Рассмотрим некоторые из них:
1)
умножение двузначного числа на 11
(Чтобы умножить на 11 двузначные числа, сумма цифр которого ≥10, надо между цифрой десятков, увеличенной на 1 и цифрой единиц написать избыток суммы цифр числа над десятью): 68*11=748, 69*11=759.
2)
умножение на 5,25,125
(Чтобы умножить число на 5,25,125 достаточно разделить его соответственно на 2,4,8 и результат умножить на 10,100,1000.): 64*125=8000,64*25=1600.
3)
умножение на 9,99,999
(Чтобы умножить число, написанное девятками, надо к множимому приписать справа столько нулей, сколько девяток в множителе и из результата вычесть множимое):387*9=3870-387=3483,24*99=2400-24=2376.
4)
умножение по способу Гаусса
(Любое умножение целых чисел можно привести к умножению одного из них на 5,2 и 1 или на круглые числа, записанные только этими цифрами, путем замены другого сомножителя суммой или разностью соответствующим образом подобранных чисел):89*27=? Представим число 27 в виде суммы трех чисел(20+5+2) и подставив, получим: 89*27=89*(20+5+2)=1780+445+178=2403.
Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует производить, чтобы найти значение математического выражения, и производить эти операции в достаточно быстром темпе.
Структура любой компетентности включает в себя четыре составляющих: знания, ценностное отношение к знаниям, готовность к применению знаний и опыт в применении полученных знаний.
Ценностное отношение к знаниям и готовность к их применению тесно связаны между собой. Между ними лишь тонкая грань, которую опытному педагогу необходимо четко различать. Переходить к третьему этапу надо тогда, когда школьник почувствует необходимость в получении новых знаний. Например, в I классе изучение темы «Числа от 11 до 20» можно начать следующим диалогом.
Учитель (У.). Сколько будет 9 + 3?
Дети (Д.). 9. У. Сколько будет 3 + 9?
Д. Мы не знаем, потому что результат больше 10, а такие примеры мы еще не встречали.
У. Что мы должны знать, чтобы решить этот пример?
Д. Как прибавлять числа с переходом через десяток.
У. Необходимо ли нам это знание?
Д. Да.
У. Где нам могут пригодиться эти знания?
Д. При счете денег в магазине.
Теперь можно переходить к следующему этапу, ведь первоклассники готовы к получению и применению знаний.
Таким образом,
использование устного счета для формирования вычислительной культуры способствует развитию памяти, внимания, быстроте реакции, воспитанию умения
сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, умение работать в группе сверстников. Отточенный навык устного счета косвенным образом способствует
р
азвитию вычислительной культуры
,
быстрейшей обучаемости детей начальной школы, воспитывает в них внимание и интерес к предмету при правильной подаче на уроке.
Список литературы
Зайцева
, С. А.
Методика обучения математике в начальной школе /
С. А. Зайцева
, И.
Б. Румянцева, И.
И. Целищева. – Москва
:
Гуманитар
. изд. центр
Владос
, 2008.
Ефимов, В. Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / В. Ф. Ефимов
// Начальная школа. – 2014.
–
№ 1.
–
С. 61—66.