Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование вычислительных навыков у обучающихся начальных классов на уроках математики | Азнабаева Лениза Фрунзевна. Работа №352275

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования вычислительных навыков у обучающихся начальных классов в процессе обучения математике. Особое внимание уделяется методам, которые могут быть использованы для развития у детей навыков устных и письменных вычислений, а также способам вовлечения школьников в процесс математического мышления. Описание различных подходов и упражнений на уроках позволяет создать условия для успешного освоения детьми основ вычислений, что способствует их дальнейшему обучению.

Ключевые слова: вычислительные навыки, начальная школа, математика, устные вычисления, письменные вычисления, методы обучения.

Формирование вычислительных навыков
у обучающихся начальных классов на уроках математики

 

Азнабаева Лениза Фрунзевна, учитель начальных классов

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1
имени Ильичева И. Е.»

 

Аннотация. В статье рассматривается важность формирования вычислительных навыков у обучающихся начальных классов в процессе обучения математике. Особое внимание уделяется методам, которые могут быть использованы для развития у детей навыков устных и письменных вычислений, а также способам вовлечения школьников в процесс математического мышления. Описание различных подходов и упражнений на уроках позволяет создать условия для успешного освоения детьми основ вычислений, что способствует их дальнейшему обучению.

Ключевые слова: вычислительные навыки, начальная школа, математика, устные вычисления, письменные вычисления, методы обучения.

 

Формирование вычислительных навыков у младших школьников — важная часть образовательного процесса. Математика, как основа для развития логического и аналитического мышления, требует от учащихся не только усвоения теоретического материала, но и активной практики в выполнении вычислений. Это важный аспект, который должен развиваться с первых лет обучения, поскольку вычисления являются основой для более сложных математических задач, таких как решение уравнений, работа с дробями и геометрическими фигурами. Чем раньше и более системно школьники начнут работать с вычислениями, тем проще и быстрее они будут осваивать более сложные разделы математики в старших классах.

Основные задачи, которые стоят перед учителем начальных классов при обучении вычислениям, — это развитие у учащихся навыков устных и письменных вычислений, их способности выполнять действия с числами разных разрядов, а также развитие внимания, памяти и точности. Важно помнить, что все эти навыки должны развиваться постепенно, от простых операций к более сложным.

На уроках математики необходимо активно использовать разнообразные методы обучения, которые способствуют развитию вычислительных навыков. Одним из таких методов является метод устных упражнений. Регулярные устные вычисления на уроках помогают детям закреплять знания, учат работать с числами быстро и точно. Например, можно предложить ученикам решить серию простых задач на сложение и вычитание в пределах 100. После выполнения заданий можно увеличивать сложность, например, добавив задачи с умножением или делением.

Кроме того, для формирования вычислительных навыков важно использовать различные игровые технологии. Например, можно провести математическую викторину, в которой дети будут быстро и правильно решать задачи на сложение и вычитание, получая баллы за каждую правильную задачу. Это не только помогает детям тренировать навыки вычислений, но и делает процесс обучения более увлекательным. Использование игровых элементов способствует развитию у детей не только быстроты и точности вычислений, но и мотивации к обучению.

Ещё одним эффективным методом является работа с письменными вычислениями. В начальных классах важно научить детей правильно оформлять вычисления, чтобы они могли легко контролировать правильность выполнения действий. Работа с письмом способствует развитию аккуратности и внимательности. Например, при решении задач на сложение и вычитание важно показывать детям, как правильно расставлять столбики при вычислениях, а также уделить внимание постановке задач и записи промежуточных результатов. Письменные вычисления также могут включать задачи на умножение и деление, которые дети будут решать с помощью столбиков или схем.

Для успешного освоения письменных вычислений полезно регулярно проводить упражнения на перенос разряда, например, при сложении и вычитании чисел с переходом через разряд. Такие задания развивают у детей внимание, логику и память, учат сосредотачиваться на процессе и находить ошибки. Например, можно предложить ученикам решить несколько задач на сложение и вычитание чисел в пределах 1000, где необходимо будет переносить разряды.

Немаловажным аспектом является использование дифференцированного подхода. Учитывая, что учащиеся в одном классе могут иметь разные уровни подготовленности, учитель должен учитывать эти различия при организации работы. Для более сильных учеников можно предложить задачи повышенной сложности, например, задачи с большими числами или задания на применение нескольких действий в одном примере. Для детей, испытывающих трудности с вычислениями, стоит предложить задачи на закрепление основных навыков и помощь в освоении базовых вычислительных операций.

Одним из эффективных способов тренировки вычислительных навыков является использование вспомогательных материалов, таких как карточки с примерами или математические таблицы. Например, таблицы умножения являются важным инструментом для развития быстроты вычислений. Их использование помогает детям запомнить результаты умножения и облегчить выполнение вычислений в будущем.

Очень важно, чтобы дети видели практическую значимость того, что они изучают. Связь теоретических знаний с реальной жизнью помогает укрепить мотивацию и стимулирует интерес к предмету. Например, на уроках можно предложить задачи, в которых нужно посчитать стоимость покупки в магазине, вычислить количество материалов для постройки домика или рассчитать время, необходимое для поездки. Такие задачи связаны с реальной жизнью, что способствует лучшему пониманию детьми математических понятий и операций.

Особое внимание следует уделить развитию у младших школьников навыков самооценки и контроля. Важно учить детей не только правильно решать задачи, но и оценивать свои вычисления, проверять их на ошибках. Это можно сделать через использование методов самоконтроля, например, через совместную проверку решений с учителем или с одноклассниками. Обсуждение ошибок помогает ученикам не только обнаружить их, но и понять, почему они были допущены, а также научиться избегать их в будущем.

Таким образом, формирование вычислительных навыков у младших школьников — это процесс, который требует систематической работы и последовательности. Правильное использование методов и подходов, разнообразных упражнений и заданий помогает детям не только овладеть вычислительными навыками, но и развивает их логическое мышление, внимание и память. С течением времени эти навыки будут способствовать успешному обучению в дальнейшем, и дети смогут применять полученные знания в более сложных математических задачах и в реальной жизни.

 

 

Список литературы

Бажан З. И. Значение устных вычислений и их использование на уроках математики в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования.

2020. №66-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-ustnyh-vychisleniy-i-ih-ispolzovanie-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole

Иванова К. А.

У

стный счет, как средство формирования вычислительного навыка // Вестник магистратуры. 2020. №3-2 (102).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ustnyy-schet-kak-sredstvo-formirovaniya-vychislitelnogo-navyka

Крючкова

С. Н.

Особенности формирования вычислительных навыков у слабоуспевающих учеников // Евразийский научный журнал. 2018.

№1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-vychislitelnyh-navykov-u-slabouspevayuschih-uchenikov

Ширинова

М. Ф.

Формирование вычислительных умений и навыков в начальном классе // Вопросы науки и образования. 2020. №11 (95).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vychislitelnyh-umeniy-i-navykov-v-nachalnom-klasse

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×