Формирование вычислительных навыков в начальной школе. | Фирсова Любовь Владимировна. Работа №308255
Формирование вычислительных навыков у обучающихся начальной школы.
Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла, что, в современных условиях, не смотря на использование информационно-технических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальны.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки –значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия.
Представление педагогического опыта работы по теме
«Формирование вычислительных навыков младших школьников»
Фирсовой Любови Владимировны
учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ
Г.Боровичи Новгородской области
Цель: показать значимость формирования вычислительных навыков у младших школьников, обобщить систему работы над вычислительными навыками.
Задачи:
- рассмотреть особенности работы по формированию у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков;
-научить младших школьников быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления;
-облегчить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
-сформировать действия контроля у учащихся;
-описать группу упражнений для формирования вычислительных навыков младших школьников;
- показать результативность данных упражнений.
Актуальность
Ошибочно думать, что в век развития электронных средств вычислительной техники, широкого внедрения их во все сферы жизни и в систему образования, задача формирования вычислительных навыков отодвинулась на второй план. Возможность использования ЭВТ не мотивирует школьников на овладение ими вычислительными навыками. В настоящее время названные навыки могут реализоваться как с применением электронно-вычислительных устройств, так и без такого применения. Умение пользоваться вычислительной техникой тоже требует определённого уровня, определённых качеств вычислительных навыков.
Таким образом, формирование вычислительных навыков воспитывает такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность, развивает логическое мышление детей, формирует гибкость ума, что позволит им найти много вариантов решения проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализовываться. Всё это формирует диалектически мыслящих людей, которые не боятся рисковать, и ответственны за свои решения. Именно такие люди нужны современному обществу.
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе.
Вот уже четвёртый год я работаю по данной теме, изучая теоретический материал, нахожу и применяю на уроках различные алгоритмы ускоренных вычислений, и прихожу к выводу, что очень нужно.
Наблюдения за работой учащихся показывают, что они испытывают трудности в устных вычислениях. А всем известно, что в дальнейшем школьном курсе обучения ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и так далее нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления.
Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла, что, в современных условиях, не смотря на использование информационно-технических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальны.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки –значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия.
Вычислительные навыки формируются на всех этапах изучения курса математики в начальной школе. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление).
Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными лишь в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия.
О наличии у обучащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от чёткости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми умениями доводить до навыка.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и его особенности.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приёмы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа 21 века». В учебниках математики В.Н.Рудницкой и Т.В. Юдачёвой уделяется большое внимание формированию вычислительных навыков учащихся.
Перечислю важнейшие вычислительные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся по каждой параллели.
В первом классе в результате прохождения программного материала учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Во втором классе таблицу сложения однозначных чисел с переходом через десяток и соответствующие случаи вычитания должны усвоить на уровне автоматизированного навыка; находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка,.
В третьем классе: таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка, выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100, выполнять письменно сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000, выполнять проверку вычислений, вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
В четвёртом классе: записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них), выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях сводимых к действиям в пределах 100, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений.
Проводимые исследования показывают, что большое количество учащихся не владеет вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно выделить следующее:
-возрастные особенности: младшие школьники не могут абстрактно мыслить, анализировать и быстро обобщать учебный материал;
-разно уровневый состав учащихся в классе;
-низкий уровень мыслительной деятельности;
-неразвитое внимание и память учащихся;
-отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
-отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
-не всегда создаётся ситуация успеха для учащихся в школе и дома;
-отсутствие системы в выработке вычислительных навыков и контроль за овладением данными навыками в период обучения.
Система работы по совершенствованию вычислительных навыков.
Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе.
Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.
В ходе анализа контрольных работ учащихся четвертых классов можно выделить типичные ошибки:
-сложение и вычитание многозначных чисел,
-деление многозначных чисел на двузначное число,
-вычислительные ошибки в ходе решения задач допускают от 14-16% учащихся.
Рассматривая результаты данной ситуации видно, что учителя начальных классов сталкиваются в своей деятельности с проблемами:
-низкий уровень усвоения учебного материала на уроках изучения нового материала и в проверочных работах на первичное закрепление.
- большое количество вычислительных ошибок при решении задач
-не умение учащимися выполнять задания «устного счета».
В последствие вычислительные приемы, заученные механически учащимися, не всегда могут быть использованы ими в дальнейших практических упражнениях. Ошибкой со стороны учителей, вызывающей нежелательные последствия, является использование однородных тренировочных упражнений, нерациональных методов и форм обучения, неумение активно вовлечь учащихся в учебную деятельность.
На основе вышеуказанного, можно определить ключевую проблему: низкий уровень вычислительных навыков, сформированных у учащихся, неумение многими учащимися самостоятельно применять знания вызывает затруднение в обучении, как в начальной школе, так и при переходе в среднюю школу.
Опыт решения проблемы формирования вычислительных навыков накоплен и широко применяется в моей педагогической деятельности.
В начальном курсе математики предусмотрен такой порядок введения вычислительных приёмов при которых постепенно вводятся приемы, включающие большее число операций, а приемы, усвоенные раньше, включаются в новые в качестве основных операций. Учащимся дается готовый образец, алгоритм выполнения изучаемой операции, которые школьники закрепляют в ходе выполнения многократных тренировочных упражнений, данных также в готовом виде.
Задача формирования вычислительных навыков не может быть сведена к «зазубриванию» отдельных таблиц сложения и вычитания, выполнению однообразных тренировочных упражнений. Важной задачей школы является развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.
Возникает вопрос: можно ли решать одновременно, в тесной связи такие вопросы, как формирование прочных вычислительных навыков и развитие познавательных способностей школьника? Ответ может быть только положительным, несмотря на то, что данные задачи противоположны по своему смыслу и специфика их решения различна. Говоря о формировании вычислительных навыков, далеко не безразлично, какую методику следует использовать для достижения поставленной цели. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, догадки, сообразительности, умения подметить закономерности, выявить сходство и различие в решаемых примерах, установить доступные зависимости и взаимосвязи – вот те основные особенности методики формирования вычислительных навыков, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся.
Одним из методов самостоятельной познавательной деятельности является наблюдение. В процессе наблюдения учащиеся анализируют, сравнивают, делают выводы. Полученные таким образом знания являются осознанными и лучше усваиваются.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что у ребенка нет интереса к учебе, задания, которые он выполняет, для него непосильны. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задания. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, повышать интеллектуальный уровень.
Этапы работы над вычислительным приемом.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью.
уровни
критерии
высокий
средний
низкий
правильность
ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами
ребенок иногда допускает ошибки
в промежуточных операциях
ученик часто неверно находит арифметические действия
осознанность
ученик осознает на основе, каких знаний выбраны операции, может объяснить решение примера
ученик осознает на основе, каких знаний выбраны операции, но не может объяснить, почему решал так, а не иначе
ребенок не осознает порядок выполнения операций
рациональность
ученик выбирает для каждого случая более рациональный прием, может из нескольких приемов выбрать более рациональный
ученик выбирает для каждого случая более рациональный прием, но не в стандартных условиях знания применить не может
ребенок не может выбрать операции, выполнения которых быстрее приводит к результату арифметического действия
автоматизм
ученик выделяет и выполняет операции быстро в свернутом виде
ученик не всегда выполняет операции быстро в свернутом виде
ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг
обобщенность
ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести прием вычисления на новые случаи
ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев только в стандартных условиях
ученик не может применить прием вычисления к большему числу случаев
прочность
ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время
ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткий срок
ребенок не сохраняет сформированные вычислительные навыки
Все вычислительные приемы строятся на той или иной теоретической основе, причем в каждом случае учащиеся осознают сам факт использования соответствующих теоретических приемов. Это – реальная предпосылка овладения учащимися осознанными вычислительными навыками.
В методике работы над каждым приемом можно предусмотреть ряд этапов.
I. Подготовка к введению нового материала.
На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приема, а именно учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается вычислительный прием, а также овладеть каждой операцией, составляющей прием. Следовательно, чтобы обеспечить соответствующую подготовку к введению приема. Надо проанализировать прием, и установить какими знаниями должен овладеть ученик, и какие вычислительные навыки он должен уже приобрести. Например: готовностью к введению приема вне табличного умножения (143 х 5) будет: знание учащимися правила умножения суммы на число, знание десятичного состава в пределах 1000 и овладение навыками табличного умножения, навыками умножения числа 100 на однозначные числа, навыками сложения двузначных чисел. Центральное же звено при подготовке к введению нового приема – овладение учеником основными операциями, которые войдут в новый прием.
II. Ознакомление с вычислительным приемом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
При введении большинства вычислительных приемов целесообразно использовать наглядность. Для приемов первой группы – это оперирование множествами. Например: прибавляя число 7 к 2, придвигаем к 7 квадратам (кружками т.п.) 2 квадрата ( кружка и т.п.) по одному. При ознакомлении с приемами второй группы используется развернутая запись всех операций, что весьма положительно влияет на усвоение приема. Например: при введении приема внетабличного умножения выполняется такая запись: 143 х 5 = (100 + 40 + 3) х 5 =100 х 5 + 40 х 5 + 3 х 5 = 715
Выполнение каждой операции важно сопроводить пояснениями вслух. Сначала эти пояснения выполняются под руководством учителя, а затем учащиеся выполняют их самостоятельно. В пояснении указываются, какие выполняются операции в каком порядке, и называется результат каждой из них, при этом не поясняются ранее изученные приемы, входящие в качестве операций в рассматриваемый прием. Например: выполнение операций при умножении чисел 143 и 5 пояснение будет следующее: заменю число 143 суммой разрядных слагаемых 100, 40 и 3 получится пример: сумму чисел 100, 40 и 3 умножить на 5; умножим на 5 первое слагаемое100, получится 500; умножим на 5 второе слагаемое 40, получится 200; умножим на 5 третье слагаемое 3, получим 15, сложим результаты 500, 200, 15, получиться 715 (здесь не поясняется, как умножить 100 на 5, как умножить 40 на 5, как умножить 3 на 5 и как сложить 500, 200, 15). Пояснение выбора и выполнение операции приводит к пониманию сущности каждой операции всего приема в целом; что в дальнейшем станет основой овладения учащимися осознанными вычислительными навыками.
Степень самостоятельности учащихся должна увеличиваться при переходе от приема к приему одной группы. Следует учитывать, что во многих случаях ученики могут самостоятельно найти новый вычислительный прием и выполнить соответствующее основание.
Умение пользоваться таким планом приводит к тому, что ученики сами находят различные вычислительные приемы даже для новых случаев, а это и есть предпосылка образования рациональных навыков и вместе с тем появление осознанности и обобщенности вычислительного навыка.
III. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
На всех стадиях формирования вычислительных навыков решающую роль играют упражнения на применение вычислительных приёмов.
Важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме.
Необходимое условие формирования вычислительных навыков - умение учителя организовать внимание детей. Особенно важно организовать внимание в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ходе. На формирование вычислительных навыков большое влияние оказывает навыки беглого устного счёта. Проведение устного счёта в начале урока активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык. На устный счёт на каждом уроке я отвожу от 5 до 10 минут и стараюсь провести его в форме игры, соревнования или ввести в него элементы занимательности.
1. Домино:
В 1 классе хорошо использовать домино. Работа с ним способствует формированию навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10, а также знанию соответствующих случаев состава чисел.
Работа с "домино" проводится с постепенным повышением трудностей.
2.Числовой веер:
Хорошо использовать при проведении математического диктанта в 1-2 классах. Сам же диктант активизирует внимание и мышление детей, способствует формированию вычислительных навыков.
3.Ромашка:
На лепестках цветка написаны числа от 1 до 10, а в середине знак (+, -) (x, : ) и прорезь, куда вставляются числа. Это пособие помогает проводить игру "Молчанка".
4.Кошка:
Хорошо применять при изучении сложения и вычисления, умножения и деления как табличных, так и вне табличных случаев.
На листе ватмана нарисована кошка. Кружки - это кармашки для цифр, они должны быть прозрачными. В 1 классе при изучении темы "Нумерация чисел от 1 до 10" дети усваивают все случаи состава чисел в пределах 10. Например, состав числа 8. Число 8 вставляют в красный кружок, на хвосте, а числа 5, 3, 6, 2 и т.д. в кружки на лапках. Дети отвечают: 8 - это 5 и 3, 6 и 2 и т.д. Во 2 классе включаю табличные случаи умножения и деления. Спрашиваю, как можно найти число 6. Дети отвечают 6- это частное чисел 12 и 2, 18 и 3, произведения 2 и 3, разность 18 и 12. И таких заданий можно придумать неограниченное число.
5.Задачи в стихах:
При проведении устного счёта я так же использую задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса, вносят элементы занимательности.
Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошко
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стала?
В начальных классах важно систематически тренировать учащихся в устном решении примеров.
Я использую для этого карточки, покрытые целлофаном:
1. Лабиринт.
2. Лесенка.
На карточках могут быть написаны различные задания, но главное, что прозрачность целлофановой плёнки даёт возможность их использовать несколько раз. Изготовление их занимает меньше времени.
Работа с карточками способствует лучшему усвоению учебного материала, формированию вычислительных навыков, вызывает интерес к учебе.
При формировании умения выполнять новый вычислительный приём я стремлюсь развивать у учащихся способность создавать зрительные опоры и умение ими пользоваться.
При изучении сложения и вычитания без перехода через 10 использую дуги (соединяю десятки с десятками, единицы с единицами)
Такие зрительные опоры помогают учащимся видеть теоретическую основу вычислительного приёма, способствуют осознанности и самостоятельности вычислений.
Свои уроки в основном я строю так, чтобы мое сообщение, объяснение нового опиралось на знание детей. Это опора на завтрашний день детского развития.
При изучении темы "Сложение и вычитание" в пределах 100 (без перехода через 10) использую таблицу – опору с окошечками.
Окошечки работают на детей. Дети сами учатся складывать двузначные и однозначные числа и делают выводы. Объясняя, как к 65 прибавить 3, учащиеся сами передвигают на таблице нужную ленту с цифрами и показывают полученное число единиц. То же самое происходит и десятками. Затем при повторении используется нижняя часть таблицы, где стрелками обозначено само объяснение.
При объяснении материала по теме "Порядок действий" помогает таблица.
-О чем задумался Незнайка и зачем к нему прилетели птички?
(Уставшие и голодные птички должны свить гнездышко. Незнайка задумался, как им помочь. Ему на помощь пришли сами же птички: "Сначала давайте соберем зернышки, поклюем их, а потом, став сильными, полетим за веточками для гнездышка.").
-А как на таблице изображены зернышки и веточки? Какими знаками они обозначены? (поисковая работа).
Незнайка запомнил порядок действий, который ему предложили птички и решил попробовать выполнить примеры на порядок действий.
Разбор примеров
30-2х4=
20:4+9=
-Что сначала предложили птички?
-Как вы будете делать?
На следующем этапе предлагаются примеры в 3-4 действия:
40+21:7-10=
60-4х5+36:6=
Дети сами объясняют порядок действий.
Таким образом, чтобы новый материал эффективно запомнился, необходимо активизировать мыслительную деятельность детей. Важным звеном формирования вычислительных навыков являются математические игры. Они позволяют быстро изучить и закрепить знания таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.
1.Игра «Кто быстрее?»
Напротив каждого ряда прикрепляется картинка, под которой записаны примеры.
Самолет машина катер
7+8 6+7 9+4
12-5 11-4 15-7
9+5 6+6 8+4
13-6 18-9 14-6
6+7 7+5 8+6
12-8 14-9 16-9
2.Игра «Садовники»
На листе бумаги нарисовано дерево - яблоня. К ней прикрепляются яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры, К доске выходят ученики, срывают яблоки и решают примеры, Аналогично можно использовать игру "Грибники", "Спрячемся от лисы".
Это часть игры, которые я провожу на уроках математики. Дети любят помогать доктору Айболиту, Краской Шапочке, белочке, составлять букеты для мам.
Игровой момент может включен в середине урока, в конце или в начале, в зависимости от темы и цели урока, характера игры. Иногда я провожу пятиминутки с разнообразными заданиями.
1) Списать числа, которые делятся на 3:
21, 16, 18, 8. 22, 30, 24, 11,15
2) Списать числа. Обвести числа, которые делятся на 5 в кружок, а числа, которые делятся на 3 в квадрат
5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24,30
За несколько уроков до изучения новой темы я включаю в устный счёт задания, подготавливающие к восприятию неизвестного материала. Так за 8 - 10 уроков до изучения темы "Умножение двузначного числа на однозначное во время устного счёта предлагаю задание вида:
1). Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых:
15, 21, 13, 27, 33, 25, 18, 22
2) Представьте числа в виде разрядных слагаемых и умножьте каждое слагаемое на 2, 3 , 4
Такие задания не только формируют вычислительные навыки, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его.
Действия контроля за формированием вычислительных навыков:
На каждом уроке надо заниматься не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом, и его работу можно было проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выделяется карточку с заданием, чтобы он мог ликвидировать свои пробелы в знаниях. А при подготовке к уроку в планах указывается, кого и по какому вопросу нужно спросить; при этом в отдельной тетради ведётся учёт овладения вычислительными навыками каждым учеником.
Очень важно научить школьников самоконтролю, то есть умению контролировать решение, действия, а в результате и свои поступки.
Только при выполнении самостоятельной работы наиболее прочно усваивается изучаемый материал. Для формирования устойчивого внимания желательно подбирать задания следующего характера:
-найдите в решении ошибку;
-выберите правильный ответ;
-оцените правильность данной формулировки;
Текущий контроль, проводимый учителем на данном этапе, может заключаться в фиксировании:
-количества верно выполненных примеров за 1 минуту, за 2 минуты и т.д. с каждым учеником (результаты вносятся в сводную ведомость класса);
-промежутка времени, необходимого для безошибочного решения определённого количества примеров;
-количества ошибок, допускаемых каждым учеником.
Использую различные формы проведения контроля. Наиболее характерные из них – самостоятельные и контрольные работы, проводимые по плану. Я провожу их в конце недели. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях, прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность.
Таким образом, чтобы сформировать у детей прочные вычислительные навыки, я сделала для себя следующие выводы:
-для того, чтобы ребёнок быстро считал, выполнял простейшие преобразования, необходимо время для отработки навыков;
-5-7 минут устного счета не достаточно не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, поэтому учителем должна быть создана система работы по совершенствованию вычислительных навыков.
Для этого учитель должен использовать простые и доступные приёмы устного счёта, увлечь учащихся в игру, соревнование, дети должны не бояться отвечать, создать на уроке ситуацию успеха, применять счёт на время, постепенно усложнять карточки устного счёта.
Результативность опыта
В данном опыте решены следующие задачи:
- младшие школьники научились быстро и правильно выполнять письменные вычисления;
- для каждого ребенка обеспечена ситуация успеха;
- описана группа упражнений для формирования вычислительных навыков младших школьников;
- у учащихся сформировано действие контроля «самоконтроля».
Итоги работы по формированию вычислительных навыков за последние 3 года:
Устный счёт
Год
Обученность
Качество
2011-2012
100%
68%
2012-2013
100%
70%
2013-2014
100%
76%
Итоговая контрольная работа
Год
Обученность
Качество
2011-2012
100%
68%
2012-2013
100%
85%
2013-2014
100%
78%
Сведения об использовании опыта в школе.
Опыт функционирует в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа№3 с.Прасковея Будённовского района»
Данный опыт может применяться в любой общеобразовательной школе.
Последователям данного опыта рекомендуется учесть, что формирование вычислительных навыков младших школьников одна из главных задач начальной ступени образования. В связи с чем, необходимо работать над формированием мыслительной деятельности учащихся начиная с первых дней обучения.
Список литературы
Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. — 1995. — № 11. — С. 38-43
Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. — М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
М.В. Емельяненко. Система развивающих заданий по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа, 1996. — № 12. — С. 47-51.