«Формирование здоровьесберегающей компетентности младших школьников средствами иностранного языка» | Климова Евгения Ильинична. Работа №341249
В данной работе раскрывается суть здоровьесберегающей компетентности младших школьников и формирование данных компетентностей средствами физической культуры, а также способы применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Среди них выделены речевая зарядка как способ здоровьесбережения на уроке иностранного языка, физкультминутки как один из видов релаксации, игры как элемент здоровьесберегающих технологий.
Представленные способы здоровьебережения способствуют выработке у школьников умений конструировать знания, повышению мотивации в их получении, развитию коммуникативных умений и навыков, воспитанию ценностного отношения к себе и своему здоровью.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе, поскольку на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Школа через различные формы и технологии укрепления и сбережения здоровья, через снижение негативного влияния «школьных факторов риска» призвана способствовать улучшению здоровья школьников, поскольку это является основой оздоровления всего общества.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Творческий проект
«Формирование здоровьесберегающей компетентности младших школьников средствами иностранного языка»
Автор проекта:
Климова Е.И.
учитель английского языка
МБОУ «Старобешевская школа №1»
АННОТАЦИЯ
В данной работе раскрывается суть здоровьесберегающей компетентности младших школьников и формирование данных компетентностей средствами физической культуры, а также способы применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Среди них выделены речевая зарядка как способ здоровьесбережения на уроке иностранного языка, физкультминутки как один из видов релаксации, игры как элемент здоровьесберегающих технологий.
Представленные способы здоровьебережения способствуют выработке у школьников умений конструировать знания, повышению мотивации в их получении, развитию коммуникативных умений и навыков, воспитанию ценностного отношения к себе и своему здоровью.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе, поскольку на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Школа через различные формы и технологии укрепления и сбережения здоровья, через снижение негативного влияния «школьных факторов риска» призвана способствовать улучшению здоровья школьников, поскольку это является основой оздоровления всего общества.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Актуальность темы. Проблематика формирования здорового образа жизни школьников приобрела на сегодня особую актуальность и значимость. Ценность здорового образа жизни связано с воспитанием личности, с её социализацией. Одним из вариантов воспитания полноценной, здоровой личности является вынесением у школьников, на первый план, ценности здоровья, а также здорового образа жизни и, в целом. Объект исследования: теоретические знания и практика процесса формирования здоровьесберегающих компетенций и ценностных ориентаций подростков.
Предмет исследования: 1) содержание; 2)структура здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков; 3)факторы их формирования.
Целью данной работы является определение условия формирования здоровьесберегающих компетентностей младших школьников средствами ИЯ.
Для реализации данной цели мы выделили следующие задачи:
- увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
- предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков) и сохранение работоспособности на уроках иностранного языка;
-воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
-формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни средствами иностранного языка;;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающей компетентностью является интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.
Этот вид компетентности представляет собой результат интеграции эколого-валеологического и физкультурного образования учащихся и проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Проведенное нами пилотажное исследование показало, что учащиеся начальной школы в процессе реализации здоровьесберегающей деятельности способны переносить полученные умения и навыки в другие сферы деятельности и применять их в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность этого вида компетентности.
Результаты анализа и теоретического осмысления предпосылок моделирования учебно-воспитательного процесса в традиционных и инновационных подходах позволили обосновать подход к построению интегративной структурно-функциональной модели процесса формирования здоровьесберегающей компетентности младших школьников.
Данная модель включает в себя:
По мнению Абрамовой И.А., учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.
Частные: звукоподражательные игры, физкультминутка с произнесением рифмовок, движения при исполнении песен на иностранном языке, лексические и грамматические игры, кроссворды, загадки, викторины, беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.
При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.
В практической части творческой работы уделяется внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, которые используются для сохранения здоровья учащихся, а также служат средством формирования знаний, умений и навыков.
Начало урока является одним из его важных этапов, который во многом определяет успех всего урока. Одна из главных задач учителя состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения, заменяя формальный организационный момент урока речевой зарядкой в форме диалога. Для общения необходим доброжелательный тон учителя, который настраивает учеников на рабочий контакт. Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет: повторить и прочно усвоить лексику; закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты; лучше овладеть навыкам диалога, умением задавать общие и специальные вопросы и кратко и лаконично отвечать на них.
Задачи речевой зарядки:
вызвать у обучающихся желание говорить по-английски;
настроить слуховой и речевой аппарат обучающихся на иностранный язык;
повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;
активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;
развивать спонтанную речь обучающихся.
Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе.
Использование речевых зарядок на начальном этапе обучения иностранному языку должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и программному содержанию. Изучив тему «Семья», для закрепления пройденного материала используется следующая речевая зарядка:
T: Is your family large or small?
P1: It is small. I have a mother and a father.
T: What is your father’s name?
P1: My father’s name is Andrey.
(далее идут вопросы об остальных членах семьи)
В целях повторения дней недели учащимся можно предложить речевые зарядки такого типа:
T: What day is today?
P1: It is Tuesday.
T: Was it Monday yesterday?
P2: Yes, it was.
T: What day was the day before yesterday?
P3: It was Sunday.
Для того чтобы связать вводную беседу с темой урока на этапе его закрепления, можно включать в речь формы глаголов в Present Continuous, Present Perfect, Past Indefinite, Future Indefinite, по мере того как учащиеся знакомятся с этими грамматическими явлениями, например:
T: What’s the weather like today?
P1: It’s not fine.
T: Is the sun shining?
P2: No, it isn’t.
T: Is it raining?
P3: No, it isn’t, but it is going to rain.
Беседа в начале урока позволяет прочно усвоить грамматические структуры, например, с модальными глаголами, а также вводными словами, речевыми оборотами и фразами, характерные для разговорного английского языка. Пример микродиалога:
P1: I am sorry. I’m late. May I come in?
T: Yes, you may. But you must be in time next time.
Изучение иностранного языка предполагает многократность повторения языкового материала. Но необходимо помнить: не следует повторять одно и тоже на каждом уроке в течении всего учебного года. Как известно, механическое проговаривание одного и того же материала приводит к потере интереса. Поэтому учитель должен чётко отслеживать момент усвоенного материала и переключать учеников на отработку новых лексических единиц и речевых образцов, внося тем самым новизну в микродиалоги, например:
1. Изменилась погода. Задав традиционные вопросы, входящие в повседневный диалог, учитель может спросить:
«Do you like the weather today? Why (not)? What do you usually do in good (bad) weather?»
2. На первом уроке в начале месяца (времени года) можно немного поговорить на эту тему, возможны следующие фразы и вопросы учителя, например:
«Spring has come to us at last. Do you like spring? Why? There are a lot of holidays in spring. Can you remember what they are? »
Хорошее начало – это половина дела, как говорят англичане. Использование «разминки» создает определенный психологический настрой, побуждает учащихся к общению, к пониманию того, что они будут учить на уроке, повышает их интерес к изучению иностранного языка.
Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.
Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок:
Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.
Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.
Eyes and ears, and mouth and nose.
Head, shoulders, knees, and toes. Knees and toes.
Но далее расширяется словарный запас учащихся, и рифмовки становятся более сложными. Поэтому, когда ребята изучают тему «Части тела», рекомендуется выполнять физминутки под следующие стишки:
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес учащихся к этому виду деятельности. Когда физминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными.
Существует ещё один положительный аспект динамических пауз в форме пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков (приложение 3).
На занятиях английским языком у младших школьников также необходимо развивать мелкую моторику, так как она позитивно воздействует не только на повышение качества речи родного языка, но и иностранного. Приведём пример рифмовки, который может сопровождаться пальчиковыми играми. Песенка “Finger Family”:
Daddy finger! Daddy finger!
Here I am! Here I am!
How are you today?
Very well, I thank you!
Run away! Run away!
В этой песенке можно просто показывать и шевелить тем пальчиком, о котором поётся, а можно сделать из бумаги пальчиковые куклы и играть с ними.
В середине урока по возможности необходимо провести дыхательную физминутку. Дети, представляют, что они воздушные шарики ‘balloons’. При счете на каждую цифру делают глубокий вдох: one, two, three, four - дети делают 4 глубоких вдоха. По команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание. Затем, от 4 до 8, они делают глубокий выдох “Breath out!” — four, five, six, seven, eight.
На среднем этапе обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка. Для снятия напряжения можно использовать стихотворный способ:
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
Как правило, успех применения динамических пауз на уроках зависит от её разнообразия и качественных характеристик. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.
Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться.
На уроках нужно проводить такие игры, которые дают возможность детям не только отдохнуть, они направлены на развитие внимания и тренировку фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала.
Фонетические игры
Необычный телефон
На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как можно больше слов и произнести их.
Измени звук
На доске изображены рисунки, под каждым рисунком - 2 буквы. Первая: для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.
Орфографические игры
Вставь букву
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово, например: g...t.
Странные слова
Ребята должны догадаться, что это за слова, половина букв из них закрыта….
Лексические игры
Как называется наша тема?
Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А-1, В- 2, С- 3 и т.д. Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14. (…….)
Кроссворд
Учитель пишет на доске по вертикали слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали. Например, по теме: «В мире сказок»:
Грамматические игры
Поменяйся местами
Цель: повторить количественные числительные.
Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.
Игра в мяч
Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол..
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие становится увлекательным.
Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
Результат педагогического процесса развития здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста представлен характеристикой обучающегося, обладающего здоровьесберегающей компетентностью: у него сформированы представления о самоценности здоровья и жизни; развиты ценности здорового образа жизни; ученик мотивирован к сбережению своей жизни и здоровья, здоровья окружающих его людей. Это ребенок, имеющий информацию о своих возможностях и верящий в собственные силы, ощущающий себя субъектом здоровья. Ученик, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности.
Это обучающийся, который имеет представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Также он умеет выполнять дыхательную и зрительную гимнастику, физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, соблюдает правила безопасного поведения; готов оказать элементарную помощь себе самому и другим людям.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Формирование здоровьесберегающей компетентности школьников средствами иностранного языка – это специально организованный педагогический процесс, психологический процесс, который ставит перед собой цель сформировать и обеспечить здоровый образ жизни у школьников, донести до них зачем это нужно путем формирования адекватного отношения к себе и окружающим.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности. Никто не утверждает, что использование здоровьесберегающих технологий поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка. Эта технология помогает «ввести» реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру изучаемых стран.
Литература
Английский язык 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Н.И.Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс].
–
7-
е изд.
–
М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
–
148
с.: ил.
–
(
Английский в фокусе).
Английский язык 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Н.И.Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс].
–
5-
е изд.
–
М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
–
178
с.: ил.
–
(
Английский в фокусе).
Английский язык 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Н.И.Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс].
–
10-
е изд.
–
М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
–
184
с.: ил.
–
(
Английский в фокусе).
Андриянов А.П. Практические аспекты валеологического воспитания: Научно-практический журнал
«
Завуч
».-2006.-
№
6.-
с 58-64.
Андропова М. В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971 г.
Гатальская В.Г., Крыленко А.В. В школу - с радостью. - Практическая психология для учителя. - Мн.: "Амалфея", 1998.
Педагогика здоровья: программа и методическое руководство для учителей начальных классов / под ред. В.Н. Касаткина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 336 с.
Роман С. В. Методика обучения английскому языку в начальной школе.
—
К.:Ленвит, 2009.
—
216
с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие [Текст] /Г.К. Селевко.
–
М.: Народное образование, 2008.
—
256
с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей.
—
М.: Просвещение, 2002.
—
239
с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ , 2003. 12.
Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
—
544
с.