Формирование здорового образа жизни у учеников: экологическая среда и активность населения | Доцяк Марьяна Анатольевна. Работа №354118
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к формированию здорового образа жизни у школьников на уроках географии. Рассматриваются взаимосвязь экологической среды и физической активности, влияние природных факторов на здоровье, а также образовательные методы, способствующие воспитанию у учащихся осознанного отношения к своему здоровью. Приводятся примеры интеграции темы ЗОЖ в содержание школьного курса географии, описываются формы и методы организации учебной деятельности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, экологическая среда, физическая активность, уроки географии, методика обучения, школьники, ЗОЖ, природные факторы.
Формирование здорового образа жизни у учеников: экологическая среда и активность населения
Доцяк Марьяна Анатольевна, учитель географии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дмитровская школа Волновахского муниципального округа»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к формированию здорового образа жизни у школьников на уроках географии. Рассматриваются взаимосвязь экологической среды и физической активности, влияние природных факторов на здоровье, а также образовательные методы, способствующие воспитанию у учащихся осознанного отношения к своему здоровью. Приводятся примеры интеграции темы ЗОЖ в содержание школьного курса географии, описываются формы и методы организации учебной деятельности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, экологическая среда, физическая активность, уроки географии, методика обучения, школьники, ЗОЖ, природные факторы.
Современное общество предъявляет высокие требования к физическому и психологическому здоровью человека. Задача школы — не только передавать знания, но и формировать у учащихся устойчивые привычки, направленные на здоровый образ жизни (ЗОЖ). География, как предмет, играющий ключевую роль в понимании экологических процессов, может стать важным инструментом для развития у школьников осознания влияния окружающей среды на здоровье и формирования навыков ЗОЖ.
Начинать следует с осознания связи между экологической средой и состоянием здоровья человека. На уроках географии учащиеся могут изучать, как различные природные условия влияют на организм. Например, обсуждая климатические зоны, можно указать, что умеренные климатические условия способствуют активному образу жизни, в то время как экстремальные климатические условия (арктические или пустынные) требуют особой адаптации организма. Интересный пример — исследование горного климата, где учащимся предлагается ответить на вопрос: почему в горных районах люди чаще занимаются спортом, таким как альпинизм или лыжный спорт?
Практическая часть занятий также должна включать связь с экологической средой. Учитель может организовать исследования местной территории: анализ уровня загрязнения воздуха, воды и почвы, влияние урбанизации на здоровье. Например, школьники могут проводить замеры уровня шума возле школы и в жилых районах, анализировать его влияние на психологическое состояние и здоровье. Такие задания не только развивают аналитические способности, но и формируют ответственность за окружающую среду.
Активные методы обучения, такие как экскурсии и проектная деятельность, способны укрепить связь учащихся с природой. Учитель может организовать походы в лес, где учащиеся не только знакомятся с флорой и фауной, но и выполняют задания, связанные с анализом факторов, способствующих физической активности. Например, можно предложить учащимся составить маршрут для прогулки, отметив наиболее экологически благоприятные зоны. В ходе таких занятий школьники не только усваивают знания, но и получают практический опыт, который они могут использовать в повседневной жизни.
Важной частью обучения является работа с картами. При изучении темы «Демографические и экологические проблемы мира» можно предложить школьникам создать карты здоровья, на которых отмечены регионы с благоприятными и неблагоприятными условиями для жизни человека. Такое задание позволит связать экологические знания с практическим применением. Например, учащиеся могут проанализировать регионы с высокой степенью загрязнения воздуха и сопоставить их с уровнями заболеваемости респираторными заболеваниями.
Интеграция темы ЗОЖ в школьную географию должна включать обсуждение глобальных проблем. Вопросы изменения климата и их влияния на здоровье населения, проблема нехватки пресной воды, ухудшение качества воздуха — эти темы помогают учащимся понять, что ЗОЖ невозможен без заботы об окружающей среде. Например, можно предложить учащимся исследовать влияние кислотных дождей на здоровье растений, животных и человека, сопоставив это с выбросами вредных веществ в регионе проживания.
Особое внимание стоит уделить личной активности школьников. Учитель может разработать задания, связанные с анализом их повседневной физической активности. Например, учащимся предлагается составить дневник активности, где они фиксируют количество времени, проведенного на свежем воздухе, или количество шагов, пройденных за день. Эти данные можно обсудить на уроке, сделав выводы о том, как образ жизни школьников связан с их здоровьем.
Для повышения интереса к теме можно использовать игровые формы обучения. Например, создать географический квест, в ходе которого школьники проходят задания, связанные с экологией и активностью. Одним из заданий может стать поиск объектов природного или культурного наследия, способствующих развитию ЗОЖ.
Важным аспектом является формирование экологической культуры, основанной на осознании важности сохранения окружающей среды для здоровья будущих поколений. Учитель может рассказать о примерах экологически чистых городов, где созданы условия для активного образа жизни: велодорожки, зеленые зоны, доступ к экологически чистым продуктам. Это станет стимулом для учащихся задуматься об улучшении качества жизни в собственном регионе.
Таким образом, уроки географии, правильно спланированные и ориентированные на формирование здорового образа жизни, помогают школьникам осознать важность активного образа жизни, связи здоровья и окружающей среды, а также развивают навыки заботы о природе. Важно, чтобы школьники не только понимали значение ЗОЖ, но и применяли полученные знания в своей жизни, осознавая, что их здоровье — это не только личный выбор, но и отражение состояния окружающего мира.
Список литературы
Албогачиева З. А. Экологическое образование на уроках географии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2018. №2-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-na-urokah-geografii
Бакланова С. Л. Исследовательское обучение в курсе географии // Известия АО РГО. 2014.
№1 (35). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskoe-obuchenie-v-kurse-geografii
Ваганов М. Г. Актуальность формирования естественнонаучных понятий в реализации экологического образования на уроках географии // Современная высшая школа: инновационный аспект.
2014. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-formirovaniya-estestvennonauchnyh-ponyatiy-v-realizatsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-na-urokah-geografii
Репина М. А. Учебные экскурсии по географии как форма экологического образования учащихся // Форум молодых ученых.
2021. №2 (54). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-ekskursii-po-geografii-kak-forma-ekologicheskogo-obrazovaniya-uchaschihsya