Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья Формирование здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования». Автор: Сафуанова Марина Фёдоровна

Автор: Сафуанова Марина Фёдоровна
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья. Оно представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, характеризуется уравновешенностью с окружающей средой, состоянием душевного, нравственного и социального благополучия. Состояние здоровья российских детей в настоящее время вызывает тревогу и характеризуется не только снижением активности обучающихся в учебной деятельности, но и нарушением их физического и психического развития. Недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы – все это приводит к нарушению полноценного развития ребенка.


Автор: Сафуанова Марина Фёдоровна

Формирование здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования»

Сафуанова М.Ф

МБУ ДО «ДТДиМ»

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья. Оно представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, характеризуется уравновешенностью с окружающей средой, состоянием душевного, нравственного и социального благополучия. Состояние здоровья российских детей в настоящее время вызывает тревогу и характеризуется не только снижением активности обучающихся в учебной деятельности, но и нарушением их физического и психического развития. Недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы – все это приводит к нарушению полноценного развития ребенка. Вследствие этого происходят серьезные нарушения психического и физического здоровья молодого человека. С увеличением роста заболеваемости снижается качество и продолжительность жизни. Резко увеличивается количество людей, употребляющих токсические и наркотические вещества, наблюдается раннее употребление алкоголя и пристрастие к табакокурению. Продолжается рост ранней подростковой беременности, искусственных абортов, заболеваний, передающихся половым путем. Катастрофически уменьшается рождение физиологически здоровых детей. Высока материнская и детская смертность.

Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни. В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования. В системе дополнительного образования детей важно найти такие способы организации обучения, которые бы не только соответствовали возрастным психофизиологическим и социальным особенностям воспитанников, влияли бы на их нравственное и эстетическое совершенство, но и устраняли бы перегрузки и обучали основам здорового образа жизни.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс, который способствует формированию представлений о здоровьесбережении и обучению детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, помогающий в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

глобальную – обеспечение физического и психического здоровья детей;

дидактическую – вооружение обучающихся необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, и способствующих сохранению здоровья, трудоспособности, долголетия;

методическую – вооружение обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики различных заболеваний и расстройств, а также знаниями о пагубном воздействии на организм наркотических и психотропных веществ.

Учреждения дополнительного образования являются той базовой площадкой для каждого ребенка, где он помогает себе восполнить недостающий внутренний энергетический баланс через занятия любимым делом. Поэтому задачей каждого педагога является следующей: создание условий для включения ребенка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления ребенка и его способностей к «конструированию» собственного здоровья.

В настоящее время в практику работы учреждений дополнительного образования широко внедряются программы, способствующие формированию здорового образа жизни детей. А также организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, к сожалению, не всегда дают положительный эффект. Поэтому необходимо, чтобы работа по здоровьесбережению носила системный характер. Именно эту проблему – поиск оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, и в целом по формированию культуры здоровья детей и профилактике физических, психических и нравственных патологий и решает в настоящее время МБУ ДО «ДТДиМ»

. Изучая воздействие отдельных средовых факторов и их комплекса на формирование здоровья детей и подростков, в рамках МБУ ДО «ДТДиМ» педагоги и методисты разрабатывают различные профилактические программы, использование которых направлено на формирование у ребенка ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья, на расширение знаний по гигиенической культуре («Основы ЗОЖ», программа оздоровительно-физкультурного комплекса «Надежда»).

Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. В современном обществе особо остро стоит проблема оптимизации здоровья, психомоторного и интеллектуального развития детей.

Видеть красивого, умного и здорового ребенка – желание родителей, педагогов. В МБУ ДО «ДТДиМ»

реализуемые программы физкультурно-спортивной направленности (клуба «Здоровье», «Рукопашный бой», «Спортивная борьба на поясах» и др.) предусматривают создание необходимых условий для оздоровления, развития, воспитания, самореализации ребенка и формирования физически развитой личности.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей взаимосвязаны, поэтому на занятиях в МБУ ДО «ДТДиМ»

педагоги используют здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период обучения в учреждении дополнительного образования, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Следовательно, эффективность формирования здорового образа жизни в условиях дополнительного образования в настоящее время может быть достигнута в результате интегративного подхода, который определяется:

а) воспитанием у детей, их родителей и педагогов аксиологического подхода, направленного на освоение приоритетных ценностей, связанных не только с сохранением жизни и укреплением здоровья, но и с переводом этого процесса в разряд самоорганизующихся;

б) разработкой содержания и особенностей поэтапной работы по формированию здорового образа жизни воспитанников с учётом социально-экономических, культурно-исторических и климатогеографических факторов региона проживания;

в) реорганизацией систематической методической работы педагогов через валеологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса, непрерывный педагогический мониторинг и координацию процесса и результатов формирования здорового образа жизни детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования.

Таким образом, без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся школа и учреждения дополнительного образования не смогут выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании педагогов остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×