Формирование зрительно-пространственного восприятия через сенсомоторные игры на занятиях по логопедии | Ицкова Евгения Михайловна. Работа №350725
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию зрительно-пространственного восприятия у дошкольников через сенсомоторные игры на логопедических занятиях. Раскрыта роль зрительно-пространственного восприятия в развитии речи и когнитивных способностей, а также влияние сенсомоторной стимуляции на интеграцию зрительных и моторных навыков. Описаны основные принципы подбора игр и упражнений, направленных на развитие пространственного восприятия, как основы для формирования ориентировочных навыков и подготовки детей к школьному обучению.
Ключевые слова: зрительно-пространственное восприятие, сенсомоторные игры, логопедия, дошкольники, развитие речи, когнитивные навыки, сенсомоторное развитие.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ СЕНСОМОТОРНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОПЕДИИ
Ицкова Евгения Михайловна, учитель-логопед
МАДОУ детский сад «Родничок», Брянская область, г. Жуковка
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию зрительно-пространственного восприятия у дошкольников через сенсомоторные игры на логопедических занятиях. Раскрыта роль зрительно-пространственного восприятия в развитии речи и когнитивных способностей, а также влияние сенсомоторной стимуляции на интеграцию зрительных и моторных навыков. Описаны основные принципы подбора игр и упражнений, направленных на развитие пространственного восприятия, как основы для формирования ориентировочных навыков и подготовки детей к школьному обучению.
Ключевые слова: зрительно-пространственное восприятие, сенсомоторные игры, логопедия, дошкольники, развитие речи, когнитивные навыки, сенсомоторное развитие.
Зрительно-пространственное восприятие играет ключевую роль в развитии когнитивных и речевых способностей ребенка. Это восприятие позволяет детям ориентироваться в пространстве, различать формы, направления, определять местоположение предметов, а также понимать пространственные характеристики объектов, что важно для формирования связной речи и успешного овладения письмом и чтением. На начальном этапе сенсомоторное развитие тесно связано с формированием зрительного восприятия и моторных навыков, что способствует целостному восприятию мира. На логопедических занятиях внимание к развитию зрительно-пространственного восприятия становится необходимым элементом работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Сенсомоторные игры, направленные на формирование зрительно-пространственного восприятия, позволяют развивать ориентировочные и пространственные навыки детей в увлекательной и доступной форме. Сенсомоторная интеграция представляет собой процесс объединения информации от разных сенсорных систем организма, что помогает ребенку лучше понимать окружающий мир и вырабатывать согласованные реакции на внешние раздражители. Это важно для развития точности движений, координации, ориентации в пространстве и восприятия зрительных стимулов. У детей дошкольного возраста работа над зрительно-пространственным восприятием должна строиться на основе игр, включающих действия с предметами, зрительные и тактильные стимулы, что способствует более глубокому восприятию и осмыслению окружающего мира.
Зрительно-пространственное восприятие связано с несколькими когнитивными процессами, такими как способность анализировать, классифицировать, распознавать и воспроизводить формы и объекты в пространстве. У детей с речевыми нарушениями эти навыки могут быть недостаточно развиты, что препятствует формированию полноценного речевого восприятия и затрудняет процесс овладения речью и другими когнитивными функциями. Сенсомоторные игры способствуют формированию способности выделять пространственные характеристики предметов, такие как форма, размер, расстояние и направление. Такие игры позволяют детям не только тренировать зрительно-пространственные навыки, но и развивать самоконтроль, внимание и мышление.
Одним из важных аспектов сенсомоторных игр является координация движений и зрительного восприятия. Игры, требующие точных движений и координации, помогают детям научиться сопоставлять визуальные образы с движениями и развивают чувство пространства и ориентации. Например, упражнения, направленные на перемещение в заданном направлении, складывание фигур по образцу или пересечение препятствий, учат ребенка анализировать пространство и планировать действия. Эти навыки необходимы для формирования правильной ориентировки в пространстве и выработки автоматизированных движений, что важно для дальнейшего развития моторики и речевой активности.
В логопедической работе с дошкольниками сенсомоторные игры играют значимую роль, так как они способствуют развитию внимания к зрительным и слуховым раздражителям, а также улучшению координации. Например, игры, включающие использование зрительных стимулов, такие как наблюдение за движением объектов или фиксирование взгляда на определенных предметах, помогают улучшить фокусировку и способность к зрительному слежению. Дети учатся лучше концентрироваться на визуальных образах и отслеживать их местоположение, что позволяет им более четко воспринимать и различать звуки речи и фонетические образы слов.
Кроме того, логопед может использовать сенсомоторные игры для тренировки правого и левого полушарий мозга, так как зрительно-пространственное восприятие тесно связано с развитием межполушарных взаимодействий. Упражнения, включающие пересечение средней линии тела, такие как работа руками или ногами по заданному маршруту, помогают наладить взаимодействие между полушариями, что способствует интеграции сенсорной информации и улучшению координации движений и восприятия. Это особенно полезно для детей с речевыми нарушениями, так как помогает им лучше различать звуки речи, развивать фонематическое восприятие и формировать базовые навыки пространственной ориентировки, необходимые для подготовки к обучению чтению и письму.
Сенсомоторные игры, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, также способствуют формированию образного мышления и пространственного анализа. Игры с конструкторами, головоломками и пазлами позволяют детям не только тренировать зрительную память, но и учат их анализировать формы и соотношения между объектами, что развивает их способность к пространственному мышлению. При работе с детьми старшей и подготовительной группы важно предлагать задания, которые требуют от ребенка распознавать и воспроизводить образы, повторять геометрические фигуры или составлять целостные образы из отдельных частей. Эти упражнения способствуют усвоению зрительно-пространственных навыков, что формирует основы для более глубокого осознания связей между словами, объектами и их свойствами.
Игры на зрительно-пространственное восприятие также помогают развивать у детей восприятие положения тела и ориентации в пространстве, что необходимо для правильного осознания направлений и отношений объектов. Например, упражнения с зеркальными движениями, которые требуют от детей повторять движения педагога, помогают им освоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и другие пространственные характеристики. Это способствует лучшему восприятию отношений между звуками и их позиционирования в словах, что необходимо для формирования фонематического слуха и правильного произношения. Чем лучше развита ориентация ребенка в пространстве, тем легче ему воспринимать и воспроизводить звуковые и речевые образы, что является важной частью процесса овладения речью.
Занятия, направленные на формирование зрительно-пространственного восприятия, положительно влияют на подготовку ребенка к обучению чтению и письму, так как развивают навык работы с образами и символами. У детей, у которых формируется способность различать и воспроизводить визуальные образы, появляется большая готовность к усвоению букв и их структурных особенностей. Сенсомоторные игры позволяют ребенку запоминать и воспроизводить формы букв, слова и фразы, что делает процесс чтения и письма более понятным и увлекательным.
Таким образом, сенсомоторные игры являются эффективным методом для формирования зрительно-пространственного восприятия у детей на логопедических занятиях. Они способствуют развитию моторной координации, восприятия пространства и фокусировки внимания, что улучшает речевое и когнитивное развитие дошкольников. Комплексный подход к обучению с использованием сенсомоторных игр позволяет логопеду создавать условия для целостного восприятия и осмысления окружающего мира детьми, что является важным условием успешной подготовки к школе и полноценного овладения родным языком.
Список литературы
1 Дегтярева Л. Г. Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности / Л. Г. Дегтярева, И. С. Ляпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 24-27.
2. Дыба Л. И. Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи / Л. И. Дыба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 40-49.