Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениям средствами игровых технологий и | Мой кабинет. Работа №340526

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, не смотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изаскания приёмов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Представлена система  работы учителя - логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей  дошкольного возраста с речевыми нарушениямисредствами игровых технологий. С помощью которой достигнуты значительные положительные результаты в коррекции речи детей.

 

Тема: «Формирование звуковой культуры речи у детей

дошкольного возраста с речевыми нарушениями

средствами игровых технологий ».

Актуальность

Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути. В рамках речевой области дошкольного образования по ФГОС предусмотрено: совершенствование фонематического слуха, звуковой культуры речи. Проблема формирования звуковой культуры речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией». Формирование звуковой стороны речи, одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формы речи.

Тревожным является тот факт, что количество поступающих в наш детский сад детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. И частой причиной этого является нарушение звуковой стороны речи. Как правило, эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением (дислексия , дизорфография, дисграфия).

По результатам мониторинга звуковой культуры речи у воспитанников, старшего дошкольного возраста, было выявлено: состояние звукопроизношения у 74% детей имеют низкий уровень (более 6 нарушенных звуков, это отсутствие звука, замены), недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, у 46% детей - средний уровень, нестабильное использование звуков в различных формах речи, 48 % имеют низкий уровень развития фонематического слуха, наблюдается низкая мотивация к коррекционной деятельности. В сложившейся ситуации возникла необходимость в создании целенаправленной системы работы по формированию и развитию звуковой культуры речи детей. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых успешно использую в своей работе. Анализируя свой опыт, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами, необходимо максимально использовать и модифицировать известные педагогические технологии, которые способствовали бы развитию звуковой культуры речи у дошкольников с нарушением речи. Среди методов, в плане эффективности, зарекомендовали себя игровые технологии. Как показывает опыт, именно игра побуждает дошкольников к речевому общению, обеспечивает его активность, и является мотивационной основой в коррекционной работе. Игровые технологии освобождают дошкольника от утомительной, длительной и однообразной деятельности, позволяют индивидуализировать процесс развития звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями, и способствует значительному повышению эффективности работы учителя-логопеда. Использование различных игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структуры дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями детей. В своей работе я систематизировала и использовала основные традиционные и нетрадиционные приемы в игровой деятельности с ребенком, как развивающий процесс в развитии звуковой культуры речи.

Работая в этом направлении, были определены цели и задачи:

Цель: Создать условия для повышения эффективности коррекционно – речевой работы посредством игровых технологий, направленных на формирование звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Разработать и реализовать систему работы с детьми имеющие нарушения речи по формированию звуковой стороны речи, основанную на игровых технологиях.

2. Создать и реализовать модель предметно- развивающего пространства, отвечающего современным требованиям ФГОС ДО, и позволяющего внедрить игровые технологии в работу с дошкольниками по формированию звуковой культуры речи.

3. Способствовать объединению усилий учителя – логопеда, педагогов, родителей по формированию звуковой культуры речи у детей через организацию различных форм совместной деятельности с широким использованием родительского потенциала и стимулированием совместной продуктивной творческой деятельности всех участников коррекционного процесса.

4. Обобщить и представить педагогическому сообществу опыт коррекционно – речевой работы по формированию звуковой культуры речи у детей с речевыми нарушениями , полученный в результате применения средств игровых технологий.

 

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.

Работу над звуковой культурой речи ребенка осуществляем по следующим направлениям:

 

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.

Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии — сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

  Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников и принципов организации работы:

- работа  проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;

-работа ведется поэтапно в течение дня во всех видах деятельности.

Работа по формированию звуковой стороны речи осуществляется в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий: совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах, утренний и вечерний круг, игры-драматизации, праздники и развлечения, артикуляционная гимнастика, дидактические игры, шутки-чистоговорки, индивидуальная работа.

Типичными методами по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников являются игровые технологии:

игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

-игровые упражнения;

-инсценировки.

Логопедические игры предполагают следующие компоненты:

Максимальное насыщение речевого упражнения изучаемым звуком.

Обеспечение доминантного характера данного звука.

Разнообразие речевых технологий (игры, упражнения,

потешки

,

чистоговорки

и т.д.).

Занимательно - игровой характер упражнений

,

повышающий мотивацию детей.

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. Коррекция звукопроизношения состоит из трёх этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации звуков.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по развитию звуковой стороны речи

у детей старшего дошкольного возраста

(на основе игровых технологий)

Этапы коррекционно-развивающей работы

Направления коррекционно-развивающей работы

Логопедические технологии

Примерные сроки реализации

I этап – подготовительный

Цель:

подготовка слухового

и

речедвигательного анализаторов к постановке звуков.

Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания.

Игровые упражнения: «Погреться на морозе, Листья шелестят, Бабочки, Снежинки летят,   Вертушка», « Футбол», «Фокус», «Мельница» и т.д. , здоровьесберегающие технологияи, пескотерапия,

сентябрь

 

Развитие речевого дыхания и голоса.

Цель: развитие речевого  дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембраголоса.

Игровые  голосовые упражнения: «Эхо,  Вьюга, Лесенка» , «Голосовые распевочки» с применением ИКТ, чистоговорочки; игровые упражнения «Пальчики здороваются», «Сердитые овощи», дыхательные игры и упражнения и т.д.

сентябрь

 

Развитие артикуляционной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает:

а) статические упражнения: «Лопаточка»ашечка», Горка»и др.;

б)  динамические упражнения: «Улыбка, Трубочка, Маляр» и др.

Видеопризентации артикуляционных упражнений с героями детских мультфильмов (Маша и медведь) ,Артикуляционные дорожки, картотека артикуляционных упражнений в картинках, логодорожки, Сказки про весёлого язычка и т.д., логоигрушка «Бегемотик», игровое упражнение «Умное зеркало», компьютерная развивающая коррекционная программа «Игры для Тигры», мнемотехника, интерактивный видеоматериал с героем сказки, мультфильма.

сентябрь, октябрь

 

Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих

Упражнения на узнавание неречевых звуков: «Кто хлопал

?,

Что  звучит?, Тихо–громко» и др.

Игровые технологии пражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале (   « Найди картинку, Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Правильно-неправильно» интерактивные игры , компьятерная развивающая коррекционная программа «Игры для Тигры».др.

 

октябрь

 

Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому    составу, развиватьумение выделять звук на фоне слова, первый и последний  звук в слове.

Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу: «Найди ошибку», Подбери картинки, Хлопни в ладоши, если услышишь звук»

Упражнения на развитие фонематического анализа: «Подними картинку, Угадай, где спрятался звук?» игровой набор «Позвони в звоночек», и др.

Работа     проводится     на материале     звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков.

в течение года

II этап-формирования первичных произносительных навыков.

I. Постановка звука.

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенногозвука.

Направления работы:

– Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

– Развитие фонематического анализа.

Цельыделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухо -произносительного образа.

-Развитие артикуляционной моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой назрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения;

Отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

Работа по непосредственной постановке звука.

Цель:

объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;

игры на звукоподражание,

Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работа.

Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

Непосредственная постановка звука.

Способы:

а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, и т.д.);

в) от других правильно произносимых звуков;

г) от артикуляторного уклада;

д) смешанный способ постановки (используются различные способы).

октябрь,

ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

 

Автоматизация звука.

Цель: закрепление условно- рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное

направлениеработы

).

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа

исинтеза

).

Работа над просодической стороной речи; над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

Словарная

 

работа

(обогащение,

 

уточнение, активизация и систематизация словаря).

5.Совершенствование грамматического строя речи

Упражнения

 

на

 

автоматизацию

 

слогов с отрабатываемым звуком:

а) прямых открытых слогов  обратных слогов (при автоматизации щелевыхзвуков);

б) обратных слогов  прямых открытых слогов (при автоматизации смычных иаффрикат).

Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и

натуральныхпредметов

:

а) звук в начале слова

бвук в конце слова;

в) звук в середине слова (а – в простых односложных словах);

г) автоматизация звука в дидактических и настольных играх;

Автоматизация в словосочетаниях.

Автоматизация в

чистоговорках

.

Автоматизация

 

звука

 

в

 

предложениях

 

 

постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала).

Автоматизация звуков с целью совершенствования грамматического строя речи проводится на материале речевых игр: «Скажи ласково» (образование существительных уменьшительно-ласкательных форм), «Командир» (образование глаголов мн.ч. прош.вр.), «Один-много» (образование мн. числа сущ), «Считалочка»(согласование колич. числит и сущ), «Какой?» (образование относ. и притяж. прил.) 

Дидактический материал, игры и игровые упражнения, теневой театр, ИКТ,

октябрь,

ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

 

Дифференциация звуков речи.

(Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого анализа и синтеза.

Подэтапы

1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

Цель: уточнитьпроизносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Упражнения первого подэтапа.

а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).

в) Выделение звука на фоне слога.

г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении) «Подними цветной кружок на заданный звук»,

Назови картинки (придумай слова)де есть заданный звук».

д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е) Выделение слова с данным звуком из предложения.

Использование ИКТ, компьютерная развивающая коррекционная программа «Игры для Тигры», дидактические игры, подборка интерактивных игр, дидактическая игра Волшебный цветок», и т.д.

 

Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).

а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка- символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – омонимами и др. упр.). Технология моделирования (Мнемодорожки)

в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука)., Сказкотерапия «Узнай и назови» с элементами теневого театра, квест – технология, артпескотерапия.

г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами). Мнемотаблицы, пескотерапия, лэпбук.

Использование интерактивных развивающих игр, Логопланшет.

октябрь,

ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

III этап –этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Развитие умения использовать автоматизированные

 

и

отдиференцированные на специально подобранном

материале звуки в самостоятельной речи ребѐнка.

Формирование способности контролировать своѐ умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, пальчиковых упражнений, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.

Мнемотаблицы, пескотерапия,

Использование интерактивных развивающих игр, Логопланшет, квест – технология.

март,

апрель,

май

 Перспективный план не является статичным по своему характеру. 

Направления работы могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

 

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации задач

Закрепление речевого материала по автоматизации звуков.

Игры с предметами и сюжетными игрушками для автоматизации звуков.

Дидактические игры, направленные  на речевое развитие.

Интерактивные игры и игровые упражнения.

Компьютерная коррекционная программа «Игры для Тигры»

Речевые задания и упражнения (разучивание скороговорок, чистоговорок)

Индивидуальная работа по автоматизации звуков.

Лэпбук- технология, квест- технология.

Артпескотерапия, Сказкотерапия.

Мнемотехника.

Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, беседа).

Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

Коллективный монолог. 

Игра-драматизация с использованием разных видов театров.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

Здоровьесберегающие технологии (арттикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

В коррекционной работе с детьми мы максимально используем разнообразие речевых методов и приёмов игровых технологий, и дополнили их своими вариантами. Эти игры многофункциональны, их легко изготовить.

 

 

Игры - забавы для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

 

1. «Звуковые домики».

Цель: автоматизация изолированного звука [с].

Описание: на игровом поле изображены звуковой домик, улыбающийся мальчик, мороженое.

Ребенок, используя картинки - символы, быстро запоминает правильную артикуляцию автоматизируемого звука.

Например: Звук [с] – песенка водички.

Язычок горочкой за нижними зубами (ступеньками).

Песенка водички веселая, губки в улыбке. Воздух холодный (как мороженое) по середине язычка.

 

 

 

 

 

2. «Звуковые дорожки».

Цель: Закрепление изолированного звука, выработка длительного произношения звука [с], [з], [ш], [ж], [р], отработка плавной, длительной воздушной струи.

 

 

Ход: На игровое поле выкладывается символ звука. Логопед дает образец выполнения задания. Фишка движется только при правильном произношении заданного звука.

 

 

 

 

3. «Где мы слышим песенку водички?»

Цель: Автоматизация изолированного звука, развитие фонематического слуха, связной речи, грамматического строя речи.

Описание: На игровом поле изображены: речка, озеро, лейка, колодец и т.д.

 

 

Ход: Ребенок называет, где он может услышать песенку водички.

Например: Песенку водички можно услышать, когда идет дождь: с – с – с.

Или «Я слышу песенку водички, когда поливаю цветы: с – с – с»

 

4. «+С».

Цель: Автоматизация изолированного звука [с], закрепление звука в обратных слогах и словах, развитие фонематического слуха, связной речи.

Описание: На игровом поле изображены: квас, который час, палас, ананас, марс, дед Тарас, гусей пас, баркас, контрабас, окрас, Карабас Барабас. Играют два или более ребенка.

 

Ход: Ребенок называет слово, если слово произнесено верно, оно закрывается фишкой. Кто из играющих больше закроет слов, тот победитель.

 

5. «+ Са».

Цель: Автоматизация слога [са] в словах, чистоговорках.

Описание: На игровом поле изображены коса, роса, принцесса, две горы - два леса, крыса, колбаса, ждем автобуса.

 

 

 

 

Ход: 1. «Доскажи словечко»

Логопед начинает говорить слово: «ли»

Ребенок договаривает «са».

2. Ребенок называет слова, четко проговаривает слог «са», если слово произнесено верно, оно закрывается фишкой.

3. Игровое задание – придумать чистоговорку.

Например: са саса – оса

са саса – роса

Усложнение: са саса – летит веселая оса

са саса – хитрая лиса.

 

6. «Самовар».

Заучивание стихотворений при моделировании текста стихотворения картинками.

Цель: Автоматизация звуков в тексте, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Сам горел, сам гудел,

Сам шипел, сам кипел,

Сам свистел, сам сверкал,

Сам пыхтел, сам дым пускал,

Сам урчал, сам бурчал,

Сам чайком нас угощал – САМОВАР.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно: собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается, не буду) и состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является достаточно сильным стимулом и способствует быстрому исправлению звукопроизношения.

В процессе работы над звуковой культурой речи применяются наглядные приемы в работе по нормализации артикуляционной моторикипоказ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Параллельно продолжается формирование речевого слуха.

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр. Но основная, наиболее серьезная задача — подведение ребенка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. В процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Старшие дошкольники составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д. Затем приступают к звуковому анализу слова.

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки, а также более сложные чистоговорки. Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата. Новую скороговорку взрослый произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем перед детьми ставится учебная задача — послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент можно опустить). Перед ответом повторяется указание: говорить медленно, четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором, а затем вновь отдельными детьми и педагогом. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — подгруппами, например: первая подгруппа: «Расскажите про покупки!» Вторая подгруппа: «Про какие, про покупки?» Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти в игровой форме приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание.

Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении простых потешек.

Для работы над звукопроизношением используются дидактические игры («Поручения», «Магазин», «Что это?»).

Помимо названных видов работы, проводятся словесные упражнения-соревнования «Кто лучше скажет?». В соревновании участвуют сразу два звена (2—3 ребенка в каждом). Одно звено произносит трудные слова и словосочетания: горячий кофе, в аквариуме, на эскалаторе, пластмассовый; другое внимательно слушает, затем — наоборот.

У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Правильная постановка ударения трудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения слов к нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Поэтому показываем ребенку правильное произношение на разных формах одного и того же слова. Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного предлагаем дошкольникам короткий дидактический рассказ (из трех-четырех фраз, в который нужно вставить недостающие слова. Для повышения интереса детей к этим упражнениям используются игрушки, картинки, инсценировки с персонажами-игрушками, игровые действия. При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты организовываются подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Целесообразно проводить тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса (используется ИКТ – «Голосовые распевочки» ).

Для формирования выразительности чтения и пересказа используются разнообразные приемы. Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку. В целях формирования выразительности речи нужно шире использовать прием словесных упражнений. Для этого можно предлагать детям повторять (хором или индивидуально) отдельные строчки из произведений, обращать их внимание на неверную постановку логических ударений, на нечеткую смену темпа или силы голоса.

Ежедневно планируется индивидуальная работа по звуковой культуре речи с детьми на занятиях, прогулках, во время режимных моментов. Она включает в себя игры, игровые упражнения, дыхательные гимнастики, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, рассказы.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему работы во взаимосвязи со всеми участниками коррекционно- развивающегося процесса. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Чтобы дети активно и заинтересованно выполняли коррекционные упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи, перед ними ставим задачи в занимательной, увлекательной форме, с большим количеством ярких игр. Ведь гораздо интереснее знакомиться со звуками, их характеристиками, когда ты можешь пройтись вдоль улиц «Городка речи», познакомиться с его жителями, найти каждому свой дом и обыграть любую ситуацию, а, может быть помочь Звуковичку, Буратино, Незнайке, Каркуше в затруднительных ситуациях. Постепенно дети запоминают нужный материал, просто и без особых усилий с интересом выполняя задания. Это и является важной задачей при овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Рекомендации по применению игрового материала для воспитателей

в работе с детьми по развитию звуковой культуры речи

 

Весь речевой материал построен на игровых технологиях. Чтобы научиться хорошо, правильно произносить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую «Сказки о Весёлом Язычке», «Прогулки с котиком Музиком», и наглядное пособие «Весёлый Язычок», «Театр пальчиков и язычка», «Лесные полянки для дыхания» Артикуляционные  упражнения предлагаю в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Таким образом, занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Для развития фонематического восприятия звуков: интересна игра со Звукоедом, который «похищает» звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно. Например, гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка – АлёнуШка. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

При автоматизации звука в словах помогают игры, которые очень нравятся детям:

- «Рыбалка». В аквариуме находятся  рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

- «Веселый урожай» (выложить название овоща или фрукта на заданный звук).

- «Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (например, со звуком С).

- Кто быстрее поможет Буратино подняться на гору (кто правильно произносит звук тот передвигает своего Буратино выше на одну ступеньку).

При звуковом анализе и синтезе использую игры:

- «Петух и петушки», которая помогает определять ударный слог, выделять его голосом. Подбирать слова к моделям слов, соблюдая ударение.

- «Звуковые домики» (расселить звуки по домикам твёрдые согласные в синие домики, мягкие согласные в зелёные), гласные звуки в красные или по соседству с согласными если гласный даёт мягкость согласному то в зеленый и наоборот)

При автоматизации звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, Каркуша, девочка Маша, медвежонок Тишка, Незнайка, которые становятся героями игр-путешествий, игр–драматизаций. Герои всё время ошибаются, в их предложениях слова не дружат (н-р, Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на своём месте: Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша). Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения. Для того чтобы научить выделять в слове отдельные звуки недостаточно одной речевой практики. Необходимо научить его вслушиваться в звуки речи, определять их последовательность в слове и давать им характеристику, учить детей составлять из данных звуков новые слова и анализировать их.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А эффективность их использования несомненна.

Таким образом, использование игр способствовало более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи. Во время проведения игр у детей активизируется память, внимание, воображение, развилось логическое мышление. Всё это является своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.

Для совершенствования дикции мы используем заучивание скороговорок. Скороговорки – форма малого фольклора, это короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения. Заучивание скороговорок детьми способствовало тренировке артикуляционного аппарата, выработке четкой дикции, развитию речевого слуха, обогащению словарного запаса. В этой работе мы использовали мнемотехнику, как элемент игровой технологи, где ребенок не просто механически заучил скороговорку, но и понял бы ее смысл. Содержание скороговорки записвается в мнемотаблицы с помощью простых схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). Работа с «зашифрованными» скороговорками делало развитие звуковой речи детей интересным увлекательным занятием, позволяло добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряло процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При заучивании скороговорок попросить ребёнка проговарить их с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи.

Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса – это народные колыбельные песни, потешки, прибаутки.

Игровое упражнение «Вьюга» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Описание игрового упражнения: дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят потешку:

Ветер воет, вьюга воет,

Вдоль по улице метет.

Как по этой по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

По сигналу «Вьюга разыгралась» говорят громко. По сигналу «Вьюга заканчивается» – вновь говорят тихо. Дети меняли силу голоса не менее 2- 3 раз. Воспроизведение потешек, прибаутки с изменением силы и высоты голоса мы использовали для индивидуальной работы с детьми. В этом случае

проговаривала потешку или прибатку с определенным изменением громкости и высоты голоса. Затем просила ребенка аналогично воспроизвести предложенный материал. Ребенок проговаривал материал сначала сопряженно с воспитателем, затем отраженно и в конце самостоятельное произнесение.

Упражнения на совершенствование темпа речи. Совершенствование темпа речи у старших дошкольников мы проводили в 2 этапа. На первом этапе проводилась беседа с детьми. Ее цель – познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала мы вводили контрастные образцы темпа в речи: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагали образец умеренного темпа. В качестве речевого материала служили потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, считалочки, народные игры-потешки. Первоначально у детей воспитатели формировали умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагали детям выполнить серию хлопков, прыжков в том темпе, с которым воспитатель читала фольклорные тексты.

На втором этапе формирования умений произвольно изменять темп своей речи основывался на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретенного детьми на первом этапе работы. Давались игровые упражнения, в которых регулятором темпа речи являются тексты малых форм фольклора. Цель: научить детей воспроизводить различный темп речи на примере скороговорок.

Методика проведения в игровой форме:

проговаривание скороговорок в медленном темпе сопряженно с педагогом;

проговаривание отраженно вслед за педагогом;

самостоятельное проговаривание ребенком текста скороговорки.

Во всех случаях при затруднении выполнения упражнения предусматривается отстукиванием каждого слова – рукой по столу или отхлопывание. Чтение скороговорок взрослый начинает в медленном темпе, отчетливо произносить каждое слово. Постепенно темп ускоряется, взрослый следит за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и необходимую интонацию. Для развития темпо-ритма детям предлагается произносить: считалочки с перебрасыванием мяча при произнесении каждого слога;

потешки с передачей игрушки при проговаривании каждого слова;

пестушки с отстукиванием или отхлопыванием ритма-темпа. С целью совершенствования темпа речи у старших дошкольников мы проводим народные игры «Курочка и цыплята» и «Поехали, поехали», в которых в качестве игрового речевого материала использовали потешки. Совместно с музыкальным руководителем для старших дошкольников проводились народные игры «Радуга-дуга», «Мишка»; игры-потешки «Огуречик», «Солнышко», «Дедушка Егор», «Чики, чики, чикалочки».

Мелодика речи – один из основных компонентов звуковой культуры речи, ее выразительности. Овладеть мелодикой речи – это значит научиться повышать или понижать голос в конце предложения (фразы) для выражения утверждения, вопроса, восклицания. Работу над мелодикой речи детей проводится поэтапно. На первом этапе в беседе с детьми педагог объясняет, что голос человека изменяется, что им можно передать вопрос, радость и другие чувства. Затем знакомит детей с повествовательной интонацией, которая свойственна ситуациям, когда человек о чем-то сообщает, информирует окружающих. Он говорит спокойно, к концу предложения его голос ровно понижается. Произнесенные повествовательные предложения воспитатель сопровождала ровным движением руки, графическим изображением кривой стрелки, загнутой к низу – знак понижения голоса. Для закрепления знаний о повествовательной интонации воспитатель сообщала детям, что в конце таких предложений ставится точка, показывала это на карточке с изображением знака «точка». После знакомства со знаком «точка» проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой. При знакомстве с вопросительной интонацией детям сообщается, что, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Воспитатель задавала вопросы детям, они следили за изменением интонации в конце вопросительного предложения, потом им предлагалось самим задать вопросы друг другу или воспитателю, следя при этом за правильной интонацией. Детям показывалась карточки с изображением вопросительной интонации, когда в начале фразы происходит повышение тона и ее понижение в конце. Точно так же была организована беседа по восклицательной интонации, детям показывалась карточка с повышением интонации в конце фразы, которая свойственна восклицательным предложениям. Затем для тренировки полученных знаний и умений о мелодике и интонировании речи проводились игровые упражнения на материале малых фольклорных жанров – пословиц и небылиц.

Цель: совершенствовать у детей умения использовать различные интонационные структуры в экспрессивной речи: оттенки речи (певучесть, мягкость, нежность, грубость), передавать свои чувства, регулировать интонацию вопроса и восклицания. Например, упражнения, в котором воспитатель произносила пословицы, выделяя при этом усиленной интонацией «главное» по смыслу слово. Потом она просила детей назвать, какое слово было главным. Проговаривала половицу еще раз и просила ребенка аналогично воспроизвести ее с тем же логическим акцентом и интонацией. Упражнения с небылицами требовали от детей правильного понижения или повышения голоса в конце фраз при передаче повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформирмируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В логопедическом кабинете и в группе комбинированной направленности ДУ присутствует необходимое игровое оборудование, которое обеспечивает:

-речевую, игровую, познавательную и творческую активность воспитанников;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

-возможность самовыражения воспитанников. В логопедическом кабинете имеются: магнитная доска, стенды «Город звуков», артпесок – стол. Артикуляционная кукла Логобегемотик; игры и игровой материална развитие артикуляторной моторики, на дифференциацию звуков (Артикуляционный домик», « Артикуляционные бродилки», «Кто за кем?», и др.), изготовлен многофункциональный Лого – куб. В качестве звукового дизайна использую записи шелеста листвы, плеска воды, пение птиц и т. д. Звуковой фон использую в зимние вечера, создавая особый уют, несет познавательную и эмоциональную нагрузку.

Для работы с детьми по формированию звуковой культуры речи создаю специальные зоны в группе комбинированной направленности. Речевая зона насыщенна разнообразным коррекционным, развивающим игровым материалом по всем направлениям речевого развития. Развивающая зона мелкой моторики («завяжи шнурок»«сделай геометрическую фигуру»«гусеница», танграм цветной- дети пристегивают гусенице лапки); артикуляционного аппарата (зеркало, предметные картинки, листочки, снежинки, капельки – для развития дыхания); силы голоса («Волшебный сундучок»). Для развития интонационной выразительности использую различные виды театра: настольный театр («Теремок»«Колобок»«Волк и семеро козлят» и. д.) ;теневой театр («Три поросенка»«Красная Шапочка» и т. д.), чистоговорки, скороговорки, интерактивный дидактический материал.

Для успешной логопедической работы по коррекции речи необходим комплексный подход к обучению и исправлению речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи

 

Проблему совершенствования звуковой культуры речи детей мы решали в тесном взаимодействии с родителями.

 

 

 

Для родителей были проведены групповые и индивидуальные консультации, семинар-практикум, на котором родители познакомились с тем, как можно использовать игровые технологии для правильного звукопроизношения, развития интонационной выразительности речи детей. Вместе с родителями дети делали рисунки к потешкам, прибауткам, пословицам, поговоркам и небылицам. Из этих рисунков была организована постоянная сменная выставка «Детское творчество» в группе детского сада.

Таким образом, разработанный нами игровой материал, наглядное пособие, которое постоянно пополняется и расширяется и апробирован в группе старших дошкольников, способствовал совершенствованию звуковой культуры речи детей. После его использования, по отзывам воспитателей группы и родителей, все дети научились управлять силой своего голоса, изменять темп речи в зависимости от ситуации, регулировать тембр и мелодику речи. Их речь стала более правильной, четкой, выразительной.

Одним из условий наилучшего закрепления материала по формированию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях дома. Работа с родителями – это специальные консультации для родителей: «Занятии в детском саду по развитию речи: требования к формированию звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования культуры речевого общения в детском саду»; «Учите играя».

-Собрания тематические, беседы, открытые занятия в течении учебного года.

Цели открытых занятий:

- показать способы работы с логопедом, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;

- привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;

-показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, которая строилась на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную; должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить.

Таким образом, решая задачи по развитию звуковой культуры речи у детей с нарушением речи, средствами игровых технологий пришла к следующим результатам:

-у детей значительный высокий уровень сформированности звуковой культуры речи, дети стали более активны, общительнее, любознательны, повысилась речевая активность; дети знают много стихов, прекрасно справляются со звуковым анализом слова.

По итогам диагностики на конец года, доля детей в подготовительной группе с хорошей речью составляет 87 % и со значительным улучшением 13%, низкий уровень 0%.

Таким образом, программные коррекционные задачи выполнены, использование современных методик, технологий обучения и методов логопедической работы оправданы. Предметно-развивающая среда по требованиям ФГОС способствует достижению положительной динамики в формировании звуковой культуры речи.

Свой опыт работы, я представила учителям – логопедам, воспитателям, дефектологам детских садов Карасукского района на методических объединениях по теме : «Эффективное использование игровых технологий в коррекционно – логопедической работе с обучающимися ОВЗ», на педагогических чтениях представила опыт работы по теме «Формирование звуковой культуры речи детей с общим недоразвитием речи средствами игровых технологий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Перспективный план по формированию звуковой культуры речи у детей 6-7 лет

Месяц

неделя

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

I неделя

мониторинг

Диагностическое обследование

 

II неделя

мониторинг

 

 

III неделя

«Что такое предложение, слово, слог».

д/и «Давайте знакомиться».

- Закрепить представление детей о предложении, слове, слог.

- Формировать умение делить слова на слоги.

 

IV неделя

«Звуки вокруг нас»

д/и «Скажи, как я».

- Закрепить представление детей о звуках.

- Учить детей интонационно выделять звук в слове, определять первый звук в слове.

октябрь

I неделя

«Слоги и звуки».

д/и «Назови слова».

- Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова.

- Закрепить умение интонационно выделять звук в слове.

 

II неделя

«Закрепление понятий предложение, слово, слог, звук».

д/и «Кто у кого?».

- Учить детей составлять предложения по схеме.

- Закрепить умение делить слова на слоги, называть первый звук в слове.

 

III неделя

«Звук [а]»

д/и «Кто внимательный?».

- Уточнять произношение звука [а].

- Дать понятие о гласных звуках.

 

IV неделя

«Звук [у]»

д/и «Телеграф».

- Уточнять произношение звука[у].

- Формировать умение называть слова с заданным звуком.

ноябрь

I неделя

«Гласные звуки [а

д/и «Путаница».

- Дать понятие о гласных звуках.

- Формировать умение называть слова с заданным звуком.

 

II неделя

«Гласные звуки [ы

д/и «Один - много».

- Учить выделять звуки [ы] в словах.

- Упражнять в образовании существительных множественного числа с окончанием –ы.

 

III неделя

«Звук [м – м,]

д/и «Магазин игрушек»

 

- Учить детей интонационно выделять звук [м] в слогах, словах, фразах.

- Дать понятие о согласных звуках.

 

IV неделя

«Звук [п – п,]

д/и «Скажи наоборот»

- Учить детей интонационно выделять заданный звук в слогах и словах.

- Закрепить умение называть слова с заданным звуком.

декабрь

I неделя

«Звук [б – б,]

д/и «Чудо дерево».

- Учить детей правильно, звонко произносить звук [б – б,] в словах и предложениях.

- Формировать умение употреблять существительные в родительном падеже с предлогом без.

 

II

неделя

«Звук [ф – ф,]

д/и «Найди бельчонка».

- Формировать умение четко произносить звуки [ф – ф,] в изолированном виде, словах и фразах.

-Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий (Далеко, близко, высоко, низко).

 

III

неделя

«Звук [в – в,]

д/и «Ошибки художника»

- Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в – в,] в словах.

- Формировать умение правильно употреблять пространственные предлоги в речи.

 

IV

неделя

«Закрепление пройденного материала, д/и «Продолжи письмо»

- Закрепить знания о гласных и согласных звуках.

- Познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков.

- Учить детей строить сложные ситуативные предложения.

январь

I

неделя

«Звуковой анализ слова

д/и «Попробуй отгадай»

- Учить проводить звуковой анализ слова.

- Формировать умение сочинять загадки.

 

II

неделя

«Звук [н – н,]

д/и «Отгадай настроение»

- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [н – н,].

- Продолжать учить детей произносить фразы с различной интонацией используя мимику для выражения ситуации.

 

III

неделя

«Звуки [т – т,]

д/и «Путешествие снежинки»

- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [т – т,].

- Продолжать обучение звуковому анализу слова.

-Активизировать употребление предлогов с пространственным значением и наречий.

 

IV

неделя

«Звуки [д – д,]

д/и «Ассоциации»

- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [д – д,].

- Формировать умение проводить звуковой анализ слов.

- Развивать ассоциативное мышление детей.

февраль

I

неделя

«Звуки [к – к,]

д/и «Назови братца»

- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [к – к,].

- Формировать умение различать гласные и согласные звуки, определять твердые и мягкие согласные звуки.

 

II

неделя

«Звуки [г – г,]

д/и «Назови действия».

- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [г – г,].

- Активизировать в речи детей глаголы, продолжать учить правильно. образовывать и употреблять в речи существительные родительного падежа прошедшего времени.

 

III

неделя

«Звуки [х – х,]

д/и «Назови слово на заданный звук».

- Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [х – х,].

- Формировать умение проводить звуковой анализ слова.

- Развивать фонематическое восприятие.

 

IV

неделя

«Звуки [с – с,]

д/и «Цепочка слов».

- Уточнять и закреплять правильную артикуляцию звуков [с – с,].

- Формировать умение проводить звуковой анализ слов, различать твердые и мягкие согласные звуки.

- Развивать фонематическое восприятие.

март

I

неделя

«Звуки [з – з,]

д/и «Волшебный сундучок».

- Уточнять и закреплять правильную артикуляцию звуков [з – з,].

- Закрепить умение детей образовывать однокоренные слова.

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 

II

неделя

«Звук [ц]

д/и «Волшебная палочка»

- Развивать фонематический звук.

- Закрепить правильное произношение звука [ц] в звукоподражании, словах и фразах.

- Обогащать словарь глаголов путем подбора действий к предмету.

 

III

неделя

«Звук [й]

д/и «Доскажи фразу».

- Закрепить правильное произношение звука [й] в речи.

- Учить навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои.

- Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

 

IV

неделя

«Звук [ш]

д/и «Поэты»

- Закрепить у детей правильное произношение звука [ш].

- Упражнять детей в звуковом анализе слов.

- Закреплять произношение звука [й] в словах.

апрель

I

неделя

«Звук [ж]

д/и «Скажи наоборот».

- Закреплять правильное произношение звука [ж].

- Формировать умение делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова.

- учить подбирать слова с противоположным значением, образование родственных слов.

 

II

неделя

«Звук [ч]

д/и «Волшебный чемоданчик»

- Закреплять правильное произношение звука [ч].

- Развивать фонематический звук через опознание звука во фразе.

- Образование прилагательных от существительных.

 

III

неделя

«Звук [щ]

д/и «Назови ласково»

- Закреплять правильное произношение звука [щ].

- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

- Формировать умение называть слова с заданным звуком.

 

IV

неделя

«Звуки [л – л,]

д/и «Веселые картинки»

- Закреплять правильное произношение звуков [л – л,].

- Формировать умение проводить звуковой анализ слова.

- Продолжать работу над усвоением категории предложного падежа с предлогом на.

 

май

I

неделя

«Звуки [р – р,]

д/и «Замени слово»

- Закрепить правильное произношение звуков [р – р,].

- Закрепить умение работать над многозначностью слов.

- Формировать умение делить слова на слоги.

 

II

неделя

«Закрепление пройденного.

д/и «Угадай-ка»

- Закрепить умение называть слова с заданным звуком.

- Формировать умение проводить слогозвуковой анализ слов.

- Развивать умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.

 

III

неделя

Мониторинг

 

 

IV

неделя

Мониторинг

 

 

 

Перспективный план

по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

 

Число, месяц, год

Темы НОД

Обучение грамоте

02.09.2019

День знаний

Обследование детей

03.09.-06.09.2019

Наш детский сад

Предложение

9.09-13.09.2019

Осень

Слово

16.09-20.09.2019

Во саду ли в огороде

Слог

23.09-27.09.2019

Лес– наше богатство

Звук А, буква А

30.09-04.10.2019

Откуда пришёл хлеб

Звук У, буква У

07.10-11.10. 2019

Транспорт

Звук О, буква О

14.10-18.10.2019

Быт человека

Звук Э, буква Э

21.10-25.10.2019

Наша Родина – мой город

Звук И, буква И

28.10-01.11.2019

В гостях у сказки

Звук Ы, буква Ы

05. 11-08.11.2019

Я вырасту здоровым

Звуки М-Мь, БукваМ

11.11-15.11.2019

Азбука Питания

Звуки Н-Нь Буква Н

18.11-22.11.2019

Вещи человека

Звуки Б-Бь Буква Б

25.11-29.11.2019

Моя семья

Звуки П-Пь Буква П

2.12-6.12.2019

Зимушка-зима

Звуки Д-Дь Буква Д

9.12-13.12.2019

Зимние виды спорта

Звуки Т-Ть Буква Т

16.12-20.12.2019

Маленькие исследователи

Звуки В-Вь Буква В

23.12-31.12.2019

Новый год

Звуки Ф-Фь Буква Ф

9.01-10.01.2020

Книжкина неделя

Звуки Г-Гь Буква Г

13.01-17.01.2020

Зимующие птицы

Звуки К-КЬ Буква К

20.01-24.01.2020г

Зимовье зверей

Звуки Х Хь Буква Х

27.01-31.01.2020

Дикие животные разных стран

Звуки С-СЬ Буква С

3.02-7.02.2020

Подворье

Звуки З-Зь Буква З

10.02-14.02.2020

Подводный мир

Звук Ц Буква Ц

17.02-21.02.2020

День защитников Отечества

Звук Ж Буква Ж

25.02-28.02.2020

Всякий труд почётен

Звук Ш Буква Ш

2.03-06.03.2020

Мамин день

Звук Щ Буква Щ

10.03.-13.03.2020

пПриобщение к народным истокам

Звук Ч Буква Ч

16.03-20.03.2020

Весна красна

Звуки Л-Ль Буква Л

23.03-27.03.2020

Перелётные птицы

Звуки Р-Рь Буква Р

30.03-03.04.2020

Опасности вокруг нас

Буква Ъ-Ь

06.04-10.04.2020

Космос

Буква Й

13.04-17.04.2020

Человек охраняет природу

Звуки Й-Э Буква Е

20.04-24.04.2020

Насекомые и пауки

Звуки Й-О Буква Ё

27.04-30.04.2020

Мы все такие разные

Звуки Й-У Буква Ю

6.05-8.05.2020

День Победы

Звуки Й-А Бука Я

12.05-15.05.2020

Цветы

Гласные звуки и буквы

18.05-29.05.2020

До свидание детский сад

Итоговое

 

 

Перспективный план работы

по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

через игровые технологии с воспитателями и специалистами ДОУ

 

Сроки

выполнения

Наименование мероприятия

Ответственные

 

Сентябрь

  1. Круглый стол «Перспективное планирование по коррекционно – развивающей работе с участием воспитателей, муз. руководителя, инструктора по физической культуре».

2. Родительское собрание совместно с воспитателями группы: «Содержание коррекционно – развивающего обучения. Мы пойдем в первый класс».

3. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).         

 4. ПМПк в ДОУ: «Об итогах диагностического обследования детей старшей логопедической группы и утверждение приоритетных направлений индивидуальных коррекционных программ воспитанников».

5. Сбор медицинских сведений о развитии детей

 

 

Учитель-логопед

Муз. руководитель

физ. руководитель, педагог-психолог, воспитатели.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель- логопед

Воспитатели

 

Октябрь

Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).         

2.Подготовка к районному методическому объединению по теме: Организация коррекционной помощи для детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

3. Индивидуальные консультации для воспитателей  " Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".

 

Учитель-логопед

Воспитатели

 

 

Ноябрь

1. Практикум: «Развитие Звуковой культуры речи». Подбор игр и упражнений (для воспитателей).

2. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).         

 3. Консультация: «Развитие артикуляционного аппарата в работе с дошкольниками с нарушениями речи».

Учитель-логопед

 

 

Декабрь

1. Круглый стол: «Подготовка к новогоднему празднику» (отбор стихов, приемы отработки произношения, особенности заучивания ).         

 2. Устный журнал «Индивидуальный подход к развитию речи» (для специалистов).         

3. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

4. Родительское собрание совместно с воспитателями группы « Развитие звуковой культуры речи с использованием игр и игровых упражнений»

Учитель-логопед

Муз. руководитель

воспитатели

Воспитатели

 

 

Январь

1. Консультация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"

2. Форум «Как помочь ребенку заговорить?» (для специалистов).

3. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Февраль

1. Форум «Вербальные и невербальные средства коммуникации» (для специалистов).

2. Семинар-практикум: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» (для воспитателей).

3. Круглый стол: «Подготовка к празднованию Дня защитника отечества» (отбор стихов, приемы отработки произношения, особенности развития моторики).

4. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

Учитель-логопед

Воспитатели

Муз. руководитель

 

 

Март

1. Консультация для воспитателей "Использование ИКТ в развитии звуковой стороны речи у дошкольников с речевой патологией".

2. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

3. Круглый стол: Формирование звуковой культуры речи средствами игровых технологий.». (для специалистов).

Учитель-логопед

физ. руководитель

 

Апрель

1. Круглый стол: «Подготовка к выпуску детей из детского сада» (отбор стихов, приемы отработки произношения, просодики).

2. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

3. Практикум "Использование пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением (Л. Яртова) на музыкальном и физкультурном занятиях для отработки ритма"

Учитель-логопед

Муз. руководитель

воспитатели

 

 

Май

1.  Родительское собрание совместно с воспитателями группы «Итоги коррекционной работы за год»

2. ПМПк в ДОУ:  Вывод  детей подготовительной группы комбинированной направленности.

Учитель-логопед

Воспитатели

Участники ПМПк

.

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

через игровую деятельность с родителями


Формы и методы работы

Направление, тематика, содержание деятельности

Сроки

1

Анкеты

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

сентябрь

2

Беседы:

Ознакомительные

Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

ноябрь

 

Индивидуальные

Тематические

Сбор анамнестических данных детей

Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

сентябрь

ноябрь-декабрь

3

Родительские собрания

Знакомство с графиком работы

.

Требования, особенности и специфика занятий. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления

корркционно

-логопедической работы.

Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка.  Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.

Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду). Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

сентябрь

январь

май

4

Индивидуальные практикумы

- по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

- по проведению пальчиковой гимнастики;

- по выполнению домашних заданий логопеда;

- по выполнению с детьми звукового анализа слов;

- по выполнению детьми анализа предложений;

-по составлению рассказа с использованием условных обозначений.

в течение года

5

Наглядная агитация

Оформление стенда логопеда по темам:

- «Для чего нужны занятия с логопедом?»

- «Каким бывает недоразвитие речи?»

- «О леворуких детях»

- «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

- «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

в течение года

6

Консультации

«Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

«Формирование графических навыков»

« Артпесочная технология в речевом развитии детей.»

«Воспитание культуры речи дошкольников»

«Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

«Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

«Как заниматься с ребёнком?»

«Фонематический слух-основа правильной речи»

«Исправление произношения шипящих звуков»

«Пальцы помогают думать и говорить»

«Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

в течение года

7

Домашние тетради

Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

в течение года

8

Педагогическая библиотека

Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

по запросу родителей

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с родителями воспитанников

Содержание

Срок

Форма проведения

1

Ведение тетради взаимодействия логопеда и семьи

Цель: Обеспечить тесную взаимосвязь учителя – логопеда и родителей в коррекционной работе с ребёнком, получение возможности закрепления речевых умений, навыков в свободном речевом общении.

еженедельно

беседа

2

Индивидуальное консультирование родителей (по запросу родителей)

каждый четверг

беседа

консультация

3

«Начинаем новый учебный год» 

«Развитие речи в норме. Патология речи».

Цель: ознакомление родителей с возрастными особенностями речевого развития дошкольников, возможными уровнями нарушений речи.

сентябрь

Родительское собрание

4

«Послушные буквы».

День открытых дверей для родителей.

Цель: показать родителям развивающую и комфортную для детей среду в ДОО, познакомить с работой педколлектива и повысить лояльность родителей к педагогам.

октябрь

папка-передвижка

 

5

«Артикуляционная гимнастика для язычка с биоэнергопластикой»

Цель: познакомить родителей с выполнением артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики, как одним из эффективных методов в нормализации артикуляционной моторики.

ноябрь

мастер –класс

6

«Автоматизация звуков дома»

декабрь

консультация

7

«Трудные звуки»

январь

информация в родительский уголок

8

Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» 

февраль

мастер-класс

9

«Игры по дороге домой»

март

папка-передвижка

10

«Рифмы – миниатюры для развития слухового внимания»

апрель

информация в родительский уголок

11

Подведем итоги

май

родительское собрание


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×