ФормированиеЛУУДпосредствомкейс-технологий при изучении курса «Окружающий мир» | Екатерина Петровна Семенова. Работа №338221
Аннотация: В статье рассматривается процесс развития мышления детей младшего школьного возраста. Указывается, что мышление детей с началом обучения в школе претерпевает изменения: образно-визуальное восприятие окружающей действительности преобразовывается в умозаключения, связанные с некоторыми логическими принципами. Дается определение понятию «логическое мышление». Рассматриваются понятия «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия». Дается характеристика кейс-метода. Описываются возможности использования кейс-технологий при изучении курса «Окружающий мир» для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
СЕМЕНОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
преподаватель
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
e.p.00@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается процесс развития мышления детей младшего школьного возраста. Указывается, что мышление детей с началом обучения в школе претерпевает изменения: образно-визуальное восприятие окружающей действительности преобразовывается в умозаключения, связанные с некоторыми логическими принципами. Дается определение понятию «логическое мышление». Рассматриваются понятия «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия». Дается характеристика кейс-метода. Описываются возможности использования кейс-технологий при изучении курса «Окружающий мир» для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, логические универсальные учебные действия, младшие школьники, окружающий мир, кейс-метод, кейс-технология.
FORMATION OF LOGICAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS FOR YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH CASE TECHNOLOGIES WHEN STUDYING THE COURSE
«THE WORLD AROUND US»
SEMENOVA EKATERINA PETROVNA
teacher of the department of Primary Education of the
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
Abstract: The article discusses the process of developing the thinking of primary school-age children. It is indicated that the thinking of children undergoes changes with the beginning of school: the figurative-visual perception of the surrounding reality is transformed into conclusions related to some logical principles. The definition of the concept of «logical thinking» is given. The concepts of «universal educational actions», «cognitive universal educational actions», «logical universal educational actions» are considered. The characteristic of the case method is given. The possibilities of using case technologies in the study of the course «The world around us» for the formation of logical universal educational actions in younger schoolchildren are described.
Keywords: thinking, logical thinking, universal learning actions, cognitive universal learning actions, logical universal learning actions, primary school students, the world around them, case method, case technology.
Основной целью начальной ступени образования является создание необходимых условий для формирования у младшего школьника личностно-ориентированных качеств, способствующих его успешной адаптации к новой социальной роли школьника, повышению учебных достижений и развитию способности решать жизненные задачи.
В процессе обучения учителю начальных классов необходимо использовать разнообразные приемы и метод работы, позволяющие раскрыть творческий потенциал и развить индивидуальные качества личности каждого ребенка, чтобы в дальнейшем использовать потенциальные возможности детей в образовательной деятельности.
Познавательные процессы ребенка в возрасте начальной школы претерпевают серьезные изменения, что обусловлено переходом от наглядно-образного познания мира при выполнении практических упражнений к словесно-логическому объяснению особенностей предметов и явлений, основанному на собственных выводах и умозаключениях, приведении доказательств своих суждений. Другими словами, мышление детей способно выявлять конкретные закономерности между явлениями окружающей действительности, несмотря на формальное отсутствие у них непосредственного языка логики. В результате развития базовых логических операций дети само развиваются и самообразовываются.
Для повышения темпов развития логического мышления, учащихся в начальной школе необходима целенаправленная педагогическая работа. Учителя начальных классов должны акцентировать свое внимание на процессах развития логического мышления и вести активную работу в данном направлении, а именно способствовать развитию мыслительных процессов, позволяющих школьникам формулировать обоснованные понятия, суждения, высказывания, выявлять в них причинно-следственные связи, приводить аргументы и доказательства своих умозаключений, тем самым реализовывать самостоятельную учебную деятельность.
Эмоционально-образное восприятие индивидуумом природного мира, основанное на чувствах и ощущениях, может перетекать в стадию анализа отдельного предмета или явления действительности и выявления определенных закономерностей его проявления. Иначе говоря, человек приступает к изучению определенных предметов, их признаков и взаимосвязей, не поддающихся чувственному восприятию, являющихся несущественными. Мышление – это психические операции познания, выявляющие определенные закономерности в проявлении свойств предметов и явлений окружающей действительности [5, с. 124].
Процессы мышления детей младшего школьного возраста во многом определяют формирование их личностных качеств. При поступлении в школу познавательная деятельность детей выходит на более высокий уровень, претерпевает существенные изменения, поэтому это время является самым благоприятным для формирования разных форм мышления, включая логическое.
Логическое мышление характеризуется применением логических цепочек, определением причинно-следственных связей между предметами и явлениями, а также познанием не представляемого и недостигаемого. Человек с развитым логическим мышлением считается высоко эрудированным, и высокоразвитым. Поэтому и в школе, и дома должны быть созданы все необходимые условия для формирования у детей логического мышления [1, с. 19].
Логическое мышление позволяет учащимся устанавливать причины и следствия наступления событий, находить ответы на вопросы, выход из проблемной ситуации, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Как результат, прошлый опыт дополняется новыми знаниями, позволяющимиизменить ход мышления и найти решение задачам различного уровня сложности.
Таким образом, логическое мышление характеризуется усложнением мыслительной активности, при котором данные, полученные чувственны мпутем из жизненного опыта ребенка, обобщаются, анализируются и преобразовываются в логические конструкции, позволяющие школьникам справиться с поставленными учебными задачами [3, с. 18].
Учебное познание ребенка в возрасте начальных классов развивается в ходе образовательного процесса. Существующая в настоящее время педагогическая наука определяет учебно-познавательную деятельность как действия субъекта, направленные на формулирование метапредметных задач, их выполнение с помощью имеющихся универсальных учебных действий (УУД), раскрывающихся в результате функционирования обоснованной системы отношений с окружающим миром с целью приобретения научных знаний при участии педагога.
Познавательные УУД подразделятся на oбщеучебные, лoгические действия, а также действия постановки и решения проблем [6].
Логические УУД формируются при определении взаимосвязей между объектами в различных сферах научного познания и включают в себя следующие компоненты:
– анализ;
– синтез;
– разделение изучаемого материала на части для определения их отличительных характеристик;
– интеграция и взаимодействие;
– сравнение по конкретным признакам предметов, поиск сходств и отличий,
– определение причинно-следственных связей;
– построение логических цепочек;
– выдвижение гипотезы;
– подтверждение представленных умозаключений.
Формирование логических УУД у детей, обучающихся на начальной ступени образования, осуществляется в результате систематической целенаправленной работы при получении новых знаний по всем дисциплинам, предусмотренным программой, включая курс «Окружающий мир», который содержит в себе разноплановые задачи на нестандартное логическое мышление.
В начальной школе дети должны освоить элементарные логические УУД, однако незнание логических приемов и операций не позволяет им делать логические высказывания и выводы. Поэтому для реализации цели развития логических УУД у младших школьников необходимо применение в образовательном процессе эффективных инновационных педагогических технологий.
Одной из таких технологий является кейс-метод или кейс-технология (от английского «case» – случай).
Данный метод заключается в том, что учащимся предлагается проанализировать и решить тренировочную ситуацию, в основе которой лежит некая задача или проблема. Для ее решения каждый ученик может предложить свой неповторимый подход, связанный с изучаемой темой. Таким образом, происходит не повторение за учителем готового знания, а практическое усвоение материала за счет самостоятельной работы учащихся, объединившихся в команду для поиска вариантов решения поставленной задачи.
Метод кейс-технологий способствует формированию у детей независимого мышления, умения взаимодействовать в коллективе, слушать партнеров и высказывать свое мнение, приходить к компромиссу в случае разногласий. Данный способ позволяет ученикам показать и улучшить свои познавательные способности, повысить мотивацию к освоению теоретического материала, развить собственные творческие возможности [4, с. 97].
Применение кейс-метода на уроках окружающего мира должно осуществляться в несколько этапов.
На этапе подготовки целесообразно:
– выбрать актуальный тематический раздел курса, на основании которого будет создаваться кейс;
– выбрать жизненную ситуацию, затрагивающую чувственно
эмоциональную сферу детей и вызывающую у них познавательный интерес;
‒ составить план работы с кейсом;
‒ определить признаки, на основании которых будет производиться оценка результатов работы с кейсом (соответствие теме, эффективность совместной работы, сформулированность, аргументированность и достоверность доводов, временные затраты);
Организационный этап предполагает:
‒ составление правил работы с кейсом;
‒ применение дополнительных ресурсов и источников информации;
‒ ознакомление с правилами работы в группе.
На презентационно-аналитическом этапе дети:
‒ совместно анализируют содержание текста кейса;
‒ ищут пути выхода из проблемной ситуации;
‒ делают аргументированные умозаключения.
Для работы с кейсом используются разработанные на основе реальных ситуаций тексты-задачи. Такие задачи затрагивают логическое мышление, поскольку заставляют осмыслить представленную в тексте-задаче проблему, выразить свою аргументированную точку зрения в отношении нее, совершить коллективные действия в целях решения поставленной учебной задач, что, в свою очередь, способствует развитию логических УУД.
Рассмотрим пример применения кейс-технологии при изучении темы «Прирoдные явления и счет времени» (4 класс, УМК «Гармония», авторская программы О. Т. Поглазовой). Детям предлагается кейс «Календарь овощевода».
Текст кейса: Семен долгое время выращивает в своем огороде чудесный овощ. С ним он варит борщ, готовит вкусный салат, консервирует на зиму различные домашние заготовки. Плод у этого овоща круглый, яркий и сочный. В нем избыток витаминов! Чтобы собрать урожай к концу лета, нужно посадить его в марте. Спустя один месяц молодое растение нужно пикировать, а еще через месяц произвести высадку в открытый грунт. За месяц до образования плода нужно удобрять почву.
Задание: что за овощ выращивает Семен? Составь для Семена календарь выращивания плода.
В ходе работы над кейсом дети развивают умение акцентировать внимание на основных сведениях, проводить анализ, делать умозаключения при составлении календаря выращивания плода. Результатом их работы должно явиться формирование умения применять в жизни выявленные связи между объектами живой и неживой природой, внимательно и бережно относится к этим объектам, создавать по данным текста календарь выращивания плода.
Таким образом, можем заключить, что применение кейс-технологии на уроках курса «Окружающий мир» благотворно влияют на формирование познавательных и логических УУД. Использование данного метода получения новых знаний создает повышает познавательный интерес детей и мотивацию к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций, основанных на изучаемой теме. В данном случае можно говорить о практическом осознании и усвоении теоретического материала. Кейс-метод позволяет сформировать у детей навыки работы в группах, умения ставить общую цель и сохранять ее до завершения определенной деятельности, умения коллективно обсуждать проблему и находить пути ее решения с учетом интересов и позиций всех его участников. Кейс-технология благоприятно сказывается на формировании ценностного отношения к природе, экологическом воспитании, порождает неравнодушное отношение детей к экологическим проблемам.
Список использованных источников
1. Белoшистая, А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие для академического бакалавриата /А. В. Белoшистая, В. В. Левитес. – 2-е изд. – Мoсква : Юрайт, 2019. –129 с. – Текст : непосредственный.
2. Булахoвский, А. А. Концепция модернизации российского образования / А. А. Булахoвский// Начальная школа. – 2017. – № 4. – С. 54–61. – Текст : непосредственный.
3. Вoрoнина, Л. В. Понятие логического мышления в психoлoгo-педагoгическoй литературе / Л. В. Вoрoнина, М. В. Карпoва // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов V Международной конференции – Екатеринбург : Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2019. – С. 18-21. – Текст : непосредственный.
4. Ирсалимoва, С. М. Кейс-технология в образовательном процессе / С. М. Ирсалимoва// Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 3. – № 4. – С. 94-98. – Текст : непосредственный.
5.Шапoваленкo, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалаврoв / И.В. Шаповаленко. – 2-е издание, переработанное и дополненное – Москва: Юрайт, 2012. – 567 с. – Текст : непосредственный.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Минпрoсвещения России от 31.05.2021 №286 (редакция oт 08.11.2022). – 129 с. – Текст : непосредственный.