Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Гусева Оксана Владимировна. Работа №338611

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольный возраст - важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга - мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих детских возможностей, отстаивать хорошее, не мириться со злом. Именно художественная литература является для ребенка тем волшебным миром, знакомство с которым позволяет взрослому легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Знакомство с художественной литературой открывает для ребенка двери в новый, неизведанный мир, в котором дошкольник начинает замечать новое в знакомых, как казалось, предметах и явлениях новые, прежде не замечаемые им качества, расценивает и трактует предметы и явления на новом, качественном уровне.

 

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК

ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Гусева Оксана Владимировна

Муниципальная дошкольная образовательная

организация «Ясли-сад комбинированного типа

№ 26 «Колобок» г. Харцызска

Аннотация. В статье представлены результаты опыта работы по проблеме использования метода педагогического проекта и средств художественной литературы в развитии личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дошкольник, личность, нравственность, художественная литература, фольклор, метод проектов.

Актуальность проблемы. Дошкольное детство является этапом начального становления личности, зарождения и формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, формирование и становление нравственной культуры, а также периодом активного познания окружающего мира и межличностных отношений.

Значимым фактором в формировании личности, внутреннего мира человека, его нравственности, эмоций, речи, творческого потенциала является художественная литература.

Чтение художественных произведений на сегодняшний день признается одним из базовых элементов культуры, средством приумножения духовного потенциала и интеллектуальных возможностей нации, общественной активности и социальной деятельности современного человека.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре ФОП ДО чтение художественной литературы выделено в двух образовательных областях: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Содержание вышеназванных образовательных областей направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса 1.

Дошкольный возраст важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих детских возможностей, отстаивать хорошее, не мириться со злом 2.

Именно художественная литература является для ребенка тем волшебным миром, знакомство с которым позволяет взрослому легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Знакомство с художественной литературой открывает для ребенка двери в новый, неизведанный мир, в котором дошкольник начинает замечать новое в знакомых, как казалось, предметах и явлениях новые, прежде не замечаемые им качества, расценивает и трактует предметы и явления на новом, качественном уровне 4.

Содержание, образы и формы художественных произведений расширяют кругозор, обогащают личный опыт ребенка, выводят его на новый уровень восприятия окружающей действительности, объясняют социальные явления и процессы: повествуют о событиях давно минувших дней, о труде и ратных подвигах, о событиях из жизни взрослых и детей 5.

Раскрывая внутренний мир человека, предавая характеры, чувства, истинные мотивы поступков, а также выражая отношения автора к описанным явлениям, произведения художественной литературы побуждают ребенка к сочувствию героев или осуждению их поступков, проявлению участия и доброты, умение выражать протест против несправедливости, воспитывают в детях принципиальность, честность, патриотизм. Произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственные оценки, оказывать влияние на поведение детей, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми 4. Художественное слово выражает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысль и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Именно поэтому приобщение дошкольников к художественной литературе является одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования.

Анализ последних исследований и публикаций. Художественная литература является мощным инструментом в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. Ее влияние на формирование личности дошкольника рассматривалось в целом ряде исследований Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флёриной, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинского. Знакомству и восприятию детьми художественной литературы и фольклора посвящены педагогические исследования А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова 2.

Вопрос о целесообразности приобщения детей к художественному слову рассматривали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие 6.

Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги детьми разного возраста, что и нашло отражение в трудах Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др. В работах этих авторов сформулированы принципы отбора литературных произведений на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики, идейно-художественная ценность, учет возрастных особенностей, занимательность, композиционная облегченность, четкая позиция автора 6.

Цель статьи: познакомить с результатом работы по использованию педагогического проекта в развитии личности ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы в дошкольном образовательном учреждении.

Изложение основного материала. Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с пониманием и восприятием образа самого себя. Главными движущими силами в становлении личности являются развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. На ступеньках личностного развития дошкольника берут начало и развиваются нравственные суждения и критерии, происходит становление эмоционально-волевых качеств 3.

Художественная литература является эффективным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает колоссальное влияние на общее развитие ребенка, естественным образом способствует возникновению у детей эмоционального отношения к окружающей действительности, формирует произвольность в поведении и общении.

Несомненно, что произведения художественной литературы и народного творчества играют важнейшую роль в создании благоприятных условий для развития личности , формировании нравственной культуры детей дошкольного возраста, так как они доступны для детского восприятия и понимания, поэтичны и наполнены мелодичностью, сотканы из сюжетов, понятных и близких детям. Народные потешки, песенки, сказки, игры учат детей дипломатии в общении, развивают инициативность и умение согласовывать свое мнение с мнением других, учитывать интересы сверстников и взрослых, усваивать моральные и этические нормы. Ребенок, как губка, впитывает народную мудрость, часто завуалированную под смешилки, дразнилки и сказочные сюжеты, направленных на формирование ценностных представлений. Поэтому, чем больше ребенок будет включен в знакомство с произведениями художественной литературы и фольклора, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Но все же, остается противоречие, суть которого в том, что знакомству дошкольников с художественной литературой уделяется большое значение в дошкольном учреждении, в то время как в современном, быстро меняющемся мире, в условиях глобальной информатизации печатная, ярко иллюстрированная книга уходит в прошлое, ее заменяют электронные книги, в которых отсутствуют иллюстрации. Этот факт значительно осложняет работу по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором в детском саду при использовании традиционных методов и приемов. Из этого следует, что для реализации задач по литературному образованию нужны новые методы, которые могут повысить их результативность 7. Актуальной задачей, в образовательном процессе дошкольного учреждения, становится поиск эффективных педагогических технологий, способствующих обогащению и развитию индивидуальных творческих и познавательных способностей детей.

На наш взгляд, для современной практики дошкольного образования, одним из таких наиболее результативных, развивающих, интересных, значимых методов, соответствующих требованиям ГОС ДО является метод проектов, позволяющий педагогу увлечь дошкольника по пути познания, самореализации и самосовершенствования.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, средство взаимодействия с окружающей средой через детальную разработку проблемы, практическую деятельность по достижению вполне реальных результатов 4.

Разработка проектов, в основе которых лежит художественная литература и фольклор, направленных на формирование и всестороннее развитие личности ребенка, формирование его нравственного сознания, предусматривает поэтапную организацию воспитательно-образовательного процесса. Что, в свою очередь, предоставляет возможность расширить кругозор и обогатить личный опыт ребенка, вывести его на новый уровень восприятия окружающей действительности, сформировать у дошкольника нравственные оценки, оказать влияние на поведение, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, словесное творчество средствами художественной литературы.

Разработанный нами проект «Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста», был реализован в подготовительной к школе группе. Проект отражает основные направления деятельности по формированию и становлению нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы и произведениями народного творчества.

Этапы реализации проекта

I этап подготовительный:

определение целей и задач;

определение методов подготовительной работы с детьми и родителями;

подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

подбор речевого материала, пословиц и поговорок, дидактических игр;

создание условий для речевого развития, творчества.

II этап реализация проекта

1-я неделя «Шутки, песенки, потешки приоткроют знаний дверцу!»

Цель. Способствовать развитию у детей заинтересованности к народным

произведениям, обогащать речь детей, развивать правильное отношение к

миру.

Материал для изучения: русские народные шутки и песенки «Нехотелка», «Темнота», «Чайник», «Сережки и Алешки», «Хорошо, но трудно».

II-я неделя «Морали басня учит незаметно…»

Цель. Развивать любознательность, логическое мышление, память, внимание, формировать такие этические понятия как честность, благородство, бескорыстие, желание прийти на помощь близкому.

Материал для изучения: произведения Л.Н. Толстого «Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Чашка. Лгун».

III-IV неделя «У Лукоморья дуб зеленый и многому научит он…»

Цель. Расширить знания детей о сказках А.С. Пушкина. Учить оценивать характер героев, видеть и понимать огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний; приобщить дошкольников к культурным и общечеловеческим ценностям, богатству родного языка.

Материал для изучения: сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».

V неделя «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

Цель. Формировать гуманное отношение к человеку, природе, «народным знаниям»; обогащать эмоциональную сферу, развивать художественные и творческие способности дошкольников.

Материал для изучения: народные сказки «Каравай», «Как лисичка бычка обидела», «Баба-Яга».

VI неделя. «Всяк справедливости ищет, да не всяк ее творит»

Цель. Подведение итогов работы над проектом группы дошкольников; закрепить теоретические знания и умения детей, полученные в ходе проекта и умение их реализовывать в новых условиях.

Организованная образовательная деятельность «О чем расскажут сказки нам…».

Форма проведения: работа с методическим пособием «Круги Луллия».

Задачи: развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир; правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки; развивать все компоненты устной речи детей.

Представление - спектакль русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Задачи. Развивать артистические способности, речь (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивание речи), выразительность мимики, жестов, памяти, внимания, мышления; способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

III этап Заключительный: мониторинг результатов проекта, анализ результатов проекта, выводы.

Для определения успешности реализации проекта нами были проведены исследования по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников, на основе методик Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Закончи историю» и «Сюжетные картинки», на начальном и заключительном этапах реализации проекта. В исследовании приняли участие 20 дошкольников. Полученные результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень осознания нравственных качеств у старших дошкольников на начальном и заключительном этапах проекта

Результаты диагностики осознания детьми нравственных качеств, по итогам проекта, позволяют нам сделать вывод о том, что уровень сформированности нравственных качеств и уровень эмоционального отношения к нравственным качествам у старших дошкольников после окончания проекта стал выше, а именно: высокий уровень увеличился с 25 % (на начальном этапе исследования) до 45% (после окончания проекта), в то время как низкий уровень не выявлен.

Данные исследования дают нам возможность утверждать, что художественная литература стала для дошкольников одним из культурных средств, при помощи которого дети научились выражать свои чувства и переживания, существенно расширили нравственные представления о содержании произведений народного творчества и детских авторов.

Сказки, потешки, песенки, басни можно назвать своеобразным «учебником жизни» для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания.

Следя за развитием событий в художественной литературе, дети отождествляют себя с тем или иным героем произведения. Таким образом, они учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, подражая их поступкам и перенимая те нормы морали, которые заложены в образах героев. Очевидно, что результатом этого процесса становится принятие ребенком новых нравственных принципов и законов морали.

Влияние художественного слова на личность заключается еще и в том, что при их умелом использовании педагог может скорректировать отклонения в развитии детей, выявить их положительные качества и сгладить проявления отрицательных, уменьшить частоту их проявления.

Выводы. Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Большие возможности интеграции в работе над художественным произведением предоставляют новые технологии, среди которых – метод проектов.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

 

Список литературы:

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://drive.google.com/file/d/1YiWagPZFWe_Owx_E9KCafhiqAgACPrem/view

Асмолов, А. Г.

Ребенок в культу

ре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А.

Пастернак. — М.

:

Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.

Божович, Л. И.

Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.

И. Божович.

М., 2011. – 402

с.

Веракса, Н.

Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.

Е.

Веракса, А.

Н.

Веракса.

М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112

с

.

Гурович, Л.

М. Ребенок и книга. Кн. для воспитателя дет

.

с

ада / Л.

М.

Гурович, Л. Б. Береговая, В.И. Логинова.

СПБ: Акцидент, 1996.

62 с.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. / А. В. Запорожец.

М.: Педагогика, 1986.

334с

Конина, М.

М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / М.

М.

Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×