Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формирования речевой активности через игру у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» | Елизарова Альбина Сергеевна. Работа №267015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елизарова Альбина Сергеевна
Аннотация: в статье рассмотрена игровая деятельность как средство формирования речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития, а также приведены игры на речевое развитие детей раннего возраста с ЗРР.

Ключевые слова: речевое развитие, игровая деятельность, игра, речевая активность, словарный запас, внимание, память, воображение, мышление, творческие способности.

Автор: учитель-логопед Елизарова Альбина Сергеевна

«Формирование речевой деятельности через игру

у детей раннего возраста с задержкой речевого развития»

Аннотация: В статье рассматривается игровая деятельность как средство формирования речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития, а также представлены игры для речевого развития детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Ключевые слова: речевое развитие, игровая деятельность, игра, речевая деятельность, словарный запас, внимание, память, воображение, мышление, творчество.

Автор: учитель-логопед Елизарова Альбина Сергеевна

Анализ последних публикаций показывает, что число детей с нарушениями речи растет с каждым годом, а сами речевые нарушения принимают все более сложные формы.

Основными причинами раннего недоразвития речи являются:

- различные родовые и послеродовые травмы;

- последствия родов путем кесарева сечения;

- задержка нервно-психического развития;

- врожденная расщелина неба;

- педагогическое пренебрежение или чрезмерная опека.

Любая задержка речевого развития ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности. Поэтому маленькие дети с задержкой речевого развития, в целях профилактики вторичных отклонений в развитии, нуждаются в специальной помощи.

Система коррекционной работы по формированию речевой активности у детей с задержкой речевого развития может быть построена на основе интеллектуальных, развивающих, игровых, инновационных методов и средств. В то же время игровые средства обучения лидируют в раннем возрасте, независимо от нарушения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, которые в дальнейшем будут определять успешность его учебной и трудовой деятельности, его взаимоотношения с людьми.

Коррекция речевых нарушений у детей раннего возраста представляет собой длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного речевого развития в процессе общения и обучения. В то же время игра имеет особое значение для подготовки перехода дошкольника на следующий этап. Педагоги называют дошкольный возраст-возрастом игры не случайно, потому что в дошкольном периоде это ведущая деятельность, и как никакая другая деятельность, она отвечает особенностям психики ребенка, наиболее характерным и характерным для него.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественной средой общения является игровая деятельность. В процессе игровой деятельности рождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.

Существуют различные типы игр, которые характерны для детей. Одни игры создаются детьми под руководством педагога-это творческая игра; другие настраиваются заранее, имеют готовое содержание и определенные правила-это правила. В свою очередь, игры с правилами делятся на подвижные и дидактические. Правильное понимание природы и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методологии их управления. Итак, при постановке творческих игр задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям выбрать тему игры, развить ее сюжет; помогите сделать необходимое здание для игры; воспитывайте дружеские отношения между детьми.

Подвижные игры в разных возрастных группах имеют различия, которые необходимо учитывать при управлении ими. В младших группах наибольшее количество подвижных игр имеет сюжетный характер: дети изображают движения медведя, зайца, лисы, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбежать из норы только после определенного сигнала). При обучении детей следовать правилам это часто происходит в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней учителя. В старшей группе наряду с сюжетными подвижными играми большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, поддержании равновесия. Их передвижения регулируются более строгими правилами. Мотивом игры часто является соревнование (например, кто быстрее побежит к флагу). Игры детей старшей группы в основном коллективные. Учитель и сами дети строго следят за точным выполнением правил.

Содержание и правила дидактических игр во многом зависят от учебных задач, которые ставятся перед детьми разных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания. В играх младших дошкольников большое значение имеют: наглядность, сюжет, слово. В этих играх правила заключены в дидактические игрушки (дети занимаются матрешками, закладками, расколотыми картинками). В средней группе умственные задания усложняются, а слово становится все более важным: дети называют то, что знают по описанию, отгадывают загадки. Правила игры зависят уже не от характера игрушки, а от игры в целом; они вводятся в нее как неотъемлемый компонент (например, отвечать на вопрос, следить за ответом друзей). В старшей группе умственные задачи еще сложнее. Большое место здесь занимают словесные игры.

Однако при всей оригинальности различных видов игр, у них есть много общего. Во-первых, они отражают окружающую действительность и основаны на самостоятельной деятельности дошкольников. Во-вторых, все игры эмоционально насыщены, дарят детям радость, чувство удовольствия. А главное, что любая игра сопровождается речью. Во время игры дети упражняются в использовании новых слов: по ходу игры слово становится основным средством создания образа, игры роли, развития сюжета. К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети могут создавать целые эпизоды игры со словами. Как отмечал в своих исследованиях А. Р. Лурия, речь выполняет существенную функцию в процессе игры, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка: с ее помощью осуществляется речевой план, который может складываться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-семантической функции речи коренным образом меняется весь процесс игры: из процессуальной игра становится содержательной, смысловой.

Для детей, страдающих различными нарушениями речи, игровая деятельность также сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В совместной игре со сверстниками ребенок получает опыт взаимопонимания, учит объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игровой деятельности ребенок также получает опыт произвольного поведения – он учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои сиюминутные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Нет необходимости объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен быть включен в большую группу сверстников, ориентироваться на объяснения учителя на уроке, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Для детей с нарушениями речи необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном игровом процессе. Использование игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет обучать детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребенка, обогащая его новой информацией, активизирует умственную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игра может использоваться различными способами, актуализируя речевой материал и включая дидактический материал многоуровневого характера.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театральным играм. Театрализованная игра как один из видов игр решает многие задачи программы детского сада: от ознакомления с социальными явлениями, формирования элементарных математических знаний, развития речи до физического совершенствования. Театральные игры разыгрываются в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся актерами, а их приключения, жизненные события, измененные детским воображением, становятся сюжетом игры.

Разновидностью театральных игр являются драматизационные игры. В таких играх есть сюжетный план и ролевые действия, то есть когда ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Особенностью игры-драматизации является взаимосвязь различных видов искусств и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой). В таких играх используются диалоги, благодаря которым можно воспроизвести содержание по ролям. Чтобы использовать роль, ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, движениями тела, жестами, выразительной лексикой и интонацией речи и т. д.).

При использовании игр-драматизаций решается сразу несколько задач в развитии речи:

- уточняет, обогащает и активизирует словарный запас дошкольников;

- улучшает грамматическую структуру речи;

- совершенствуются диалогические и монологические формы речи, воспитывается культура речевого общения;

- развивает просодическую сторону речи (интонационную выразительность, плавность, темп, ритм);

- воспитывается культура речевого общения;

- развивает умение выполнять небольшие монологи и более подробные диалоги между персонажами;

- развивает умение разыгрывать действия с персонажами, используя разнообразные движения.

Таким образом, использование игровых технологий в учебной деятельности с детьми с нарушениями речи позволяет эффективно решать задачи формирования речевой активности, значительно повышая качество обучения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры на понимание речи взрослых

Игры, предполагают выполнение детьми речевой инструкции взрослого:

«Возьми мячик». Педагог берет мячик (или другую игрушку) и протягивает ребенку: «Катя, возьми мячик!» Взрослый вместе с малышом рассматривает рисунок на мячике, затем просит: «Дай мне, Катюша, мячик». Педагог берет мяч, показывает, как можно ударять им об пол, и приговаривает: «Какой красивый мячик! Как он прыгает!» Затем снова отдает мяч ребенку со словами: «Возьми, Катя, мячик».

«Дружно ручки поднимаем». Педагог читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют их. Затем педагог побуждает детей выполнять действия только по речевой инструкции.

«Закончи слово». Игра способствует развитию речи, памяти, внимания. Просим ребенка закончить слово, которое произносим. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показываем на предмет, который называем.

«Загадалки». Загадываем предмет и описывает его свойства, рассказываем, как он используется. Дети должны отгадать задуманный предмет. Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

Игры на речевое развитие ребенка, включая коммуникативные умения и навыки

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Описание: Взрослый рисует на ватмане круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце.

«Прячемся от дождика»

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находится вместе. 

Материал: зонт 

Описание: Педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! (движение пальчиков о ладошку)

Не промочат дети ножки. (поднимают ножки)

Всех их зонтик соберет, (открывает зонтик и крутит его)

От дождя убережёт.(все прячутся от дождя под зонт)

Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонт».

«Флажки»

Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами. 

Материал: флажки.

Описание: Педагог показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Материалы: включаем детям веселую музыку!

Описание: В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями. 

Игры на познавательную активность и предметно-практические действия

«Волшебный магнит»

Оборудование и материалы: магнит, лист бумаги, мелкие металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы).

Описание: На лист бумаги или на стул положить мелкие металлические предметы и незаметно передвигать магнит, находящийся под листом бумаги или стулом. Предложить потрогать движущийся предмет и вызвать интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время открыть секрет этого «фокуса» и предоставить ребенку возможность самостоятельно поэкспериментировать с магнитом.

Затем предложить ребенку приложить магнит к разным предметам и понаблюдать, какие из них будут притягиваться, а какие нет.

«Шумелки»

Оборудование и материалы: пластиковые бутылки, наполненные мелкими предметами (камешками, горохом, желудями, песком, монетками).

Описание: Предложить ребенку сравнить звуки, издаваемые разными предметами. Со временем он научится распознавать по звуку, что находится внутри емкости.

«Наливаем-выливаем»

 Цель: учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных - непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

Материал: различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).

Описание: 1. Выливаем поочередно маленькими стаканчиками воду, например, в большую бутылку (используя воронку), наглядно показываем, сколько потребовалось жидкости для ее заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполнятся ли они? Или в бутылке останется вода?

2. Пробуем вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором - плавать горизонтально на поверхности воды. Просим кого-либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.

3. Открыть крышку, наполнить бутылку водой до половины, закрыть и опустить в воду. Она будет плавать под наклоном: та часть, которая заполнится жидкостью, окажется под водой.

4. Залить бутылку доверху, закрыть крышкой. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, то над водой останется та часть, где нет воды.

 

Список использованных источников

Аникеев Н.П. Воспитание игрой

[Текст]

/

Н.П. Аникеев, - М.: Просвещение, 2015. – 150 с.

Арушанова

А.Г.,

Юртайкина

Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения / Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – 146 с.

Арушанова

А.Г. Речь и речевое общение детей

[Текст]

/

А.Г.

Арушанова

. – М., Мозаика-Синтез, – 2010.

Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.

Менджерицкой

. – М: Просвещение, – 2011. – 56 с.

процессе

Воспитание

признак

детей в

главе

игре

/

могут

Под

усложняется

ред.

Д.

В.

грамматический

Менджерицкой

. – М.:

этого

Просвещение, 201

1. –

56

с

.

Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с нарушением речевого развития

[Текст]

/

В.В. Коноваленко – М.: Гном и Д, 2011. – 496 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×