Название статьи:
ФОРМИРОВНИЕ МОТИВАЦИИ ДЕВОЧЕК К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ | Лаврентьева Ксения Алексеевна. Работа №299823
Дата публикации:
22.07.2022
Автор:
Лаврентьева Ксения Алексеевна
Описание:
Автор: Лаврентьева Ксения Алексеевна
Статья посвящена разработке и экспериментальном обосновании педагогических условий формирования спортивной мотивации девочек 6 - 9 лет к занятиям художественной гимнастикой.
Педагогические условия формирования спортивной мотивации являются значимыми обстоятельствами, способствующие достижению высоких спортивных результатов.
А именно на сферу мотивации и эмоциональное состояние ребенка влияют: предметно-простраственная среда, имидж тренера, внешние и внутренние мотивы, куммуникативность, взаимосвязь "тренер-родитель-спортсмен".
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВНИЯ
МОТИВАЦИИ ДЕВОЧЕК 6-9 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация:
Ключевые слова: спорт, художественная гимнастика, дети, гимнастки, мотивация, педагогические условия.
Художественная гимнастика является сложно координационным видом спорта, требующая больших усилий от девочек, начиная с 4-летнего возраста. В таком возрасте тренерам и родителям сложно не только вовлечь детей в систематические занятия спортом, но и поддерживать их спортивную активность на достаточно высоком уровне, не позволяя понижаться в обстановках, связанных с неудачами на соревнованиях, разочарованиями в полученных результатах, монотонностью, сложностью и напряженностью тренировочного процесса, требующего особых методических рекомендаций.
При регулярной тренировочной деятельности, одинаковом уровне подготовленности спортсменов, мотивация играет значительную роль. Недооценка роли мотивов, учета динамики спортивной мотивации тренерами, родителями и самими спортсменами часто приводит к уходу детей из спорта. Следовательно, проблема формирования и управления мотивацией спортсменов чрезвычайно актуальна и важна.
Вашему вниманию предлагается разработка и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования спортивной мотивации девочек 6–9 лет к занятиям художественной гимнастикой. В данном разработке, обьектом исследования является психологическая подготовка юных гимнасток в тренировочном процессе на этапе начальной подготовки, а в качестве предмета исследования выступают педагогические условия формирования спортивной мотивации девочек 6–9 лет к занятиям художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Большинством авторов мотивация понимается как целостная система побуждений, детерминирующих направленность поведения и деятельности индивида, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных мотивов, побуждающих к совершению определённых поступков. Она зависит от внешних факторов, обусловлена внутренними стимулами, подразделяется на экстринсивную (внешнюю) и интринсивную (внутреннюю) мотивацию.
Понятие мотивация взаимосвязано с понятием мотив, под которым понимают: динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Под структурой мотивации понимается определённая иерархическая система мотивов, выполняющих побуждающую, направляющую, регулирующую, стимулирующую, управляющую, структурирующую, смыслообразующую, контролирующую, отражательную, защитную функции и подразделяющихся на: физиологические, психологические, социальные; актуальные и затухающие; краткосрочные и долгосрочные; внешние и внутренние; процессуальные и результативные; достижения успеха (поощрение) и избегания неудач (наказание); общие и конкретные.
Для целенаправленного формирования спортивной мотивации, обеспечивающей результативность тренировочной и соревновательной деятельности, требуется кропотливая работа тренера, осознающего значимость этой проблемы, необходима разработка методического обеспечения процесса спортивной подготовки, учитывающего возрастные психологические особенности и социальную ситуацию развития занимающихся, их внутренние побуждения и устремления, а также индивидуальные особенности их мотивационной сферы.
Таким образом, формирование мотивации к занятиям спортом, следует рассматривать как психолого-педагогическую проблему.
Для изучения ведущих и значимых мотивов занятия художественной гимнастикой девочек 6–9 лет на этапе начальной подготовки использовали несколько методик, которые позволили нам выделить ведущие мотивы спортсменов групп начальной подготовки, значимость мотивов занятия художественной гимнастикой, выделили преобладание к занятию или к оценке и позволившие установить уровень развития мотивации достижения в художественной гимнастике у девочек 6–9 лет на этапе начальной подготовки. Оценка значимости критериев методик, определялась с помощью математико-статистической обработки результатов исследования.
По мнению опрошенных тренеров Челябинской области по различным видам спорта гимнастической направленности можно заключить, что наиболее значимым фактором, является уровень потребностей к занятиям спортом, уровень физической подготовленности и методы мотивационный среды, выраженной игровой деятельностью, познанием и системой оценки.
Педагогические условия формирования спортивной мотивации являются значимыми обстоятельствами, способствующие достижению высоких спортивных результатов.
А именно на сферу мотивации и эмоциональное состояние ребенка влияют:
предметно-пространственная среда,
имидж тренера,
взаимосвязь между тренерами – родителями – спортсменами, внешние и внутренне мотивы,
коммуникативность.
Для повышения мотивационной среды, в качестве педагогических средств в регулярный тренировочный процесс были внедрение игровых методов, таких как проведение соревнований на лучшее исполнение различных элементов, различные соревновательные игры на лучшее исполнение соревновательных программ, разнообразить тренировочную деятельность юных гимнасток проведением небольших конкурсов на актерское мастерство, на восприятие музыкального сопровождения, а также включение оценочно-рейтинговой системой с использованием гимнастических дневников и внедрение, предложенной тренерами доски почета на звание лучший спортсмен месяца. Уделялось большое внимание работе с родителями спортсменов, проводились беседы, родительские собрания, ознакомление с тренировочным процессом. Для сплоченности в команде, разгрузки от трудового режима, оздоровления и развития спортсменок во внетренировочное время особое организовывался досуг юных гимнасток,
В следствии уровень спортивной мотивации значительно повысился, что подтверждается наглядным ростом преобладания мотива к знанию, желанию обучаться, над мотивом игры или поощрений. В тренировочной и соревновательной деятельности значительно увеличились показатели результативности детей.
Подводя итог можно сказать, что повышение эффективности формирования спортивной мотивации начинающих гимнасток возможно, если
1) выявлены факторы, определяющие формирование мотивации девочек 6–9 лет к занятиям художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки;
2) целенаправленно применяются средства и методы, создающие положительный эмоциональный фон тренировочных занятий;
3) имидж тренера, как образ человека, отражающий его профессиональную деятельность, отвечает этапу подготовки и возрасту детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Говорова П. А Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / П. А. Говорова, А. В. Плешкань. – М.: Всероссийская Федерация художественной гимнастики, 2001. – 60 с.
3. Дворкин А. С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3–6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997. – №2. – С.32–34.
4. Изард К. Э Психология эмоций: монография / К. Э. Изард. – СПб.: Изд-во Питер,1999. – 464с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
6. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика: учебник / Л. А. Карпенко И. А. Винер, Р. Н. Терехина. – М.: Газпром, 2003. – 381 с.
7. Кравченко В. М Технология игрового тренинга формирования мотивации у дошкольников к занятиям спортом / В. М. Кравченко, К. А. Минченков, Л. А. Бартновская, В. В. Пономарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – №6. – С.65–67.
8. Кузьмин Е. Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов / Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – № 31. – С. 61–69.
9. Марков К. К. совершенствование личных качеств тренера в успешной спортивной деятельности / К. К. Марков // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – 295 с.
10. Рогалева Л. Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: автореф. дис ... канд. псих. наук / Л. Н. Рогалева. – М.: ВНИИФК, 1999. – 20 с.
12. Розова И. Н. Эмоциональное развитие детей 5–7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Розова. – Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского,2015. – 24 с.
13. Уляева Л. Г. Структура образа Я в спортивной деятельности / Л. Г. Уляева // Сборник трудов ученых РГАФК. – 1999. – С. 124–130.
14. Цаплева Т. Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3–7 лет методами художественной гимнастики. автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Е. Цаплева. – Минск, 2001. – 20 с.
15. Шарманова С. Б. Дополнительная общеразвивающая программа по художественной гимнастике / С. Б. Шарманова, Н. Р. Усманова. – Челябинск: Уральская академия, 2016. – 104 с.
2
6
Скачать работу
МОТИВАЦИИ ДЕВОЧЕК 6-9 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация:
Ключевые слова: спорт, художественная гимнастика, дети, гимнастки, мотивация, педагогические условия.
Художественная гимнастика является сложно координационным видом спорта, требующая больших усилий от девочек, начиная с 4-летнего возраста. В таком возрасте тренерам и родителям сложно не только вовлечь детей в систематические занятия спортом, но и поддерживать их спортивную активность на достаточно высоком уровне, не позволяя понижаться в обстановках, связанных с неудачами на соревнованиях, разочарованиями в полученных результатах, монотонностью, сложностью и напряженностью тренировочного процесса, требующего особых методических рекомендаций.
При регулярной тренировочной деятельности, одинаковом уровне подготовленности спортсменов, мотивация играет значительную роль. Недооценка роли мотивов, учета динамики спортивной мотивации тренерами, родителями и самими спортсменами часто приводит к уходу детей из спорта. Следовательно, проблема формирования и управления мотивацией спортсменов чрезвычайно актуальна и важна.
Вашему вниманию предлагается разработка и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования спортивной мотивации девочек 6–9 лет к занятиям художественной гимнастикой. В данном разработке, обьектом исследования является психологическая подготовка юных гимнасток в тренировочном процессе на этапе начальной подготовки, а в качестве предмета исследования выступают педагогические условия формирования спортивной мотивации девочек 6–9 лет к занятиям художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Большинством авторов мотивация понимается как целостная система побуждений, детерминирующих направленность поведения и деятельности индивида, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных мотивов, побуждающих к совершению определённых поступков. Она зависит от внешних факторов, обусловлена внутренними стимулами, подразделяется на экстринсивную (внешнюю) и интринсивную (внутреннюю) мотивацию.
Понятие мотивация взаимосвязано с понятием мотив, под которым понимают: динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Под структурой мотивации понимается определённая иерархическая система мотивов, выполняющих побуждающую, направляющую, регулирующую, стимулирующую, управляющую, структурирующую, смыслообразующую, контролирующую, отражательную, защитную функции и подразделяющихся на: физиологические, психологические, социальные; актуальные и затухающие; краткосрочные и долгосрочные; внешние и внутренние; процессуальные и результативные; достижения успеха (поощрение) и избегания неудач (наказание); общие и конкретные.
Для целенаправленного формирования спортивной мотивации, обеспечивающей результативность тренировочной и соревновательной деятельности, требуется кропотливая работа тренера, осознающего значимость этой проблемы, необходима разработка методического обеспечения процесса спортивной подготовки, учитывающего возрастные психологические особенности и социальную ситуацию развития занимающихся, их внутренние побуждения и устремления, а также индивидуальные особенности их мотивационной сферы.
Таким образом, формирование мотивации к занятиям спортом, следует рассматривать как психолого-педагогическую проблему.
Для изучения ведущих и значимых мотивов занятия художественной гимнастикой девочек 6–9 лет на этапе начальной подготовки использовали несколько методик, которые позволили нам выделить ведущие мотивы спортсменов групп начальной подготовки, значимость мотивов занятия художественной гимнастикой, выделили преобладание к занятию или к оценке и позволившие установить уровень развития мотивации достижения в художественной гимнастике у девочек 6–9 лет на этапе начальной подготовки. Оценка значимости критериев методик, определялась с помощью математико-статистической обработки результатов исследования.
По мнению опрошенных тренеров Челябинской области по различным видам спорта гимнастической направленности можно заключить, что наиболее значимым фактором, является уровень потребностей к занятиям спортом, уровень физической подготовленности и методы мотивационный среды, выраженной игровой деятельностью, познанием и системой оценки.
Педагогические условия формирования спортивной мотивации являются значимыми обстоятельствами, способствующие достижению высоких спортивных результатов.
А именно на сферу мотивации и эмоциональное состояние ребенка влияют:
предметно-пространственная среда,
имидж тренера,
взаимосвязь между тренерами – родителями – спортсменами, внешние и внутренне мотивы,
коммуникативность.
Для повышения мотивационной среды, в качестве педагогических средств в регулярный тренировочный процесс были внедрение игровых методов, таких как проведение соревнований на лучшее исполнение различных элементов, различные соревновательные игры на лучшее исполнение соревновательных программ, разнообразить тренировочную деятельность юных гимнасток проведением небольших конкурсов на актерское мастерство, на восприятие музыкального сопровождения, а также включение оценочно-рейтинговой системой с использованием гимнастических дневников и внедрение, предложенной тренерами доски почета на звание лучший спортсмен месяца. Уделялось большое внимание работе с родителями спортсменов, проводились беседы, родительские собрания, ознакомление с тренировочным процессом. Для сплоченности в команде, разгрузки от трудового режима, оздоровления и развития спортсменок во внетренировочное время особое организовывался досуг юных гимнасток,
В следствии уровень спортивной мотивации значительно повысился, что подтверждается наглядным ростом преобладания мотива к знанию, желанию обучаться, над мотивом игры или поощрений. В тренировочной и соревновательной деятельности значительно увеличились показатели результативности детей.
Подводя итог можно сказать, что повышение эффективности формирования спортивной мотивации начинающих гимнасток возможно, если
1) выявлены факторы, определяющие формирование мотивации девочек 6–9 лет к занятиям художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки;
2) целенаправленно применяются средства и методы, создающие положительный эмоциональный фон тренировочных занятий;
3) имидж тренера, как образ человека, отражающий его профессиональную деятельность, отвечает этапу подготовки и возрасту детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Говорова П. А Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / П. А. Говорова, А. В. Плешкань. – М.: Всероссийская Федерация художественной гимнастики, 2001. – 60 с.
3. Дворкин А. С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3–6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997. – №2. – С.32–34.
4. Изард К. Э Психология эмоций: монография / К. Э. Изард. – СПб.: Изд-во Питер,1999. – 464с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
6. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика: учебник / Л. А. Карпенко И. А. Винер, Р. Н. Терехина. – М.: Газпром, 2003. – 381 с.
7. Кравченко В. М Технология игрового тренинга формирования мотивации у дошкольников к занятиям спортом / В. М. Кравченко, К. А. Минченков, Л. А. Бартновская, В. В. Пономарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – №6. – С.65–67.
8. Кузьмин Е. Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов / Е. Б. Кузьмин, Ю. П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – № 31. – С. 61–69.
9. Марков К. К. совершенствование личных качеств тренера в успешной спортивной деятельности / К. К. Марков // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – 295 с.
10. Рогалева Л. Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: автореф. дис ... канд. псих. наук / Л. Н. Рогалева. – М.: ВНИИФК, 1999. – 20 с.
12. Розова И. Н. Эмоциональное развитие детей 5–7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации: автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Розова. – Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского,2015. – 24 с.
13. Уляева Л. Г. Структура образа Я в спортивной деятельности / Л. Г. Уляева // Сборник трудов ученых РГАФК. – 1999. – С. 124–130.
14. Цаплева Т. Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3–7 лет методами художественной гимнастики. автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Е. Цаплева. – Минск, 2001. – 20 с.
15. Шарманова С. Б. Дополнительная общеразвивающая программа по художественной гимнастике / С. Б. Шарманова, Н. Р. Усманова. – Челябинск: Уральская академия, 2016. – 104 с.
2
6