Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы | Сидорова Ольга Федоровна. Работа №342892. Номер работы: №342892

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается применение технологии формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы. Описываются основные принципы и подходы, помогающие учителю эффективно оценивать знания и умения учащихся, направлять их образовательный процесс и поддерживать мотивацию к изучению предмета. Приводятся примеры различных методов формирующего оценивания и их использования в рамках учебных занятий.

Ключевые слова: формирующее оценивание, русский язык, литература, методы оценки, рефлексия, мотивация.

 

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Сидорова Ольга Федоровна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ «СШ с. Петропавловка Шахтерского м.о ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается применение технологии формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы. Описываются основные принципы и подходы, помогающие учителю эффективно оценивать знания и умения учащихся, направлять их образовательный процесс и поддерживать мотивацию к изучению предмета. Приводятся примеры различных методов формирующего оценивания и их использования в рамках учебных занятий.

Ключевые слова: формирующее оценивание, русский язык, литература, методы оценки, рефлексия, мотивация.

 

 

Современное образование направлено не только на передачу знаний, но и на развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, критического анализа и рефлексии. Важную роль в этом процессе играет формирующее оценивание — подход, при котором основное внимание уделяется отслеживанию прогресса учащихся и предоставлению им обратной связи, направленной на улучшение их учебных достижений.

Формирующее оценивание отличается от традиционного суммативного тем, что основной акцент делается не на конечный результат — отметку в журнале, а на процесс обучения. Оно позволяет учителю корректировать учебный процесс в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся и помогает ученикам осознать свои сильные и слабые стороны. Например, на уроке русского языка формирующее оценивание может проявляться через регулярные письменные работы, которые оцениваются не только по конечному количеству ошибок, но и по динамике их уменьшения, стилю изложения и использованию языковых средств.

Одним из эффективных методов формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы является использование письменных рефлексий. Учащиеся могут вести дневники наблюдений, в которых фиксируют свои мысли по поводу прочитанного текста, анализируют героев, события, стиль автора. Важно, чтобы учитель регулярно просматривал эти записи, давая обратную связь, но не оценивая их отметкой. Это помогает ученикам осознать свои мысли и чувства, а также учиться анализировать литературные произведения.

Другой метод — взаимное оценивание. Учащиеся работают в парах или малых группах, оценивая работы друг друга по заранее установленным критериям. Это способствует развитию критического мышления и навыков аргументации. Например, после изучения произведения Льва Толстого "Война и мир", ученикам можно предложить написать эссе на тему «Роль семьи в жизни героев романа» и провести взаимное оценивание. Ученики должны не просто поставить оценку, а обосновать свой выбор, указав на сильные и слабые стороны эссе.

Эффективным элементом формирующего оценивания является использование разного рода чек-листов и рубрик, по которым ученики могут оценивать свои работы до и после выполнения задания. Например, при написании сочинения по литературе, можно предложить учащимся чек-лист с вопросами: "Есть ли в тексте вступление? Насколько логично изложены мысли? Использованы ли примеры из текста?" Такой подход способствует осознанию учащимися процесса создания текста и формированию навыков самоконтроля.

Кроме того, на уроках русского языка и литературы формирующее оценивание можно внедрять через регулярные мини-опросы и квизы. Эти инструменты позволяют учителю быстро понять, насколько ученики усвоили материал, и скорректировать дальнейшую работу. Например, после изучения грамматической темы "Правописание суффиксов в причастиях", учитель может провести краткий опрос, выявив слабые места в понимании темы, и уделить внимание этим аспектам на следующем уроке.

Интерактивные методы, такие как обсуждения в классе, тоже могут стать формой формирующего оценивания. Важно не только давать слово всем ученикам, но и поощрять их задавать вопросы друг другу, высказывать своё мнение, приводить аргументы в защиту своих позиций. Учитель в этом случае выступает как модератор, направляя обсуждение в нужное русло и помогая учащимся формулировать свои мысли.

Формирующее оценивание тесно связано с мотивацией учащихся. Когда дети понимают, что их усилия оцениваются не только через отметку, но и через их прогресс, интерес к предмету возрастает. Например, учитель может проводить уроки литературы в форме проекта, когда ученики сами выбирают произведение для анализа, ищут дополнительную информацию, создают презентации или даже театрализованные постановки. В ходе такого процесса оценивание происходит на всех этапах: от планирования до презентации результатов.

Таким образом, формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы способствует созданию благоприятной образовательной среды, где каждый ученик чувствует себя значимым и успешным. Основная задача учителя — поддерживать у детей желание учиться, мотивировать их на самостоятельное открытие нового и развивать навыки критического мышления и самоконтроля.

 

Список литературы

Куанышбеккызы

,

Айшырак

. Применение форм оценки и оценочных инструментов на уроках русского языка и литературы /

Айшырак

Куанышбеккызы

, Д. Б.

Абдрашит

. —

Текст :

непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, май 2024 г.). —

Казань :

Молодой ученый, 2024. — С. 108-111.

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык

» :

методические рекомендации / [О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, И. Н.

Добротина

]. –

М. :

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 69 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×