Формирующее оценивание. Разноуровневые задания. | Мелкова Ольга Витальеввна. Работа №341325
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идет процесс обучения на начальной, промежуточной и конечной стадии. Если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совеншенствованию качества учебной деятельности.
Формирующее оценивание. Разноуровневые задания.
Внедрение нового ФГОСа основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти этапов.
Планирование
образовательных
результатов
учащихся
по
темам
.
Выполнение
данного
этапа
происходит
на
стадии
разработки
рабочей
программы
педагогом
.
В
рабочей
программе
должны
быть
спланированы
и
распределены
образовательные
результаты
(
предметные
,
метапредметные
,
личностные
)
учащихся
по
учебным
темам
.
Планирование
цели
урока
как
образовательного
результата
деятельности
учащихся
.
Учитель
организовывает
обсуждение
в
классе
,
корректирует
цель
,
сформулированную
учениками
.
Формулирование
задач
урока
как
шагов
деятельности
учащихся
,
другими
словами
,
определить
задачи
урока
,
отражающие
конкретные
действия
учащихся
на
уроке
.
Решение
всех
задач
урока
должно
привести
к
достижению
цели
.
Формулирование
критериев
оценивания
деятельности
учащихся
на
уроке
,
которые
будут
определять
степень
решения
поставленных
задач
.
При
выборе
критериев
оценивания
необходимо
помнить
,
что
они
должны
обладать
следующими
характеристиками
:
- однозначность (результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого);
- доступность для понимания учащихся, поскольку это дает возможность использовать критерии оценивания для проведения самооценки и взаимооценки учащихся, конкретность (не должны содержать абстрактных понятий).
Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы.
Оценивание
образовательной
деятельности
учащихся
в
строгом
соответствии
с
определенными
на
четвертом
этапе
критериями
оценивания
.
Осуществление
обратной
связи
,
которая
является
обязательной
при
проведении
формирующего
оценивания
.
Обратная
связь
имеет
разные
«
векторы
»
направлений
:
от
учителя
к
ученику
;
от
ученика
к
ученику
;
от
ученика
к
учителю
.
Важным
условием
при
организации
обратной
связи
является
ее
обратный
механизм
:
ученик
должен
получать
отклик
от
учителя
.
Сравнение
полученных
образовательных
результатов
учащихся
с
предыдущим
уровнем
достижений
данных
учеников
.
Определение
места
учащегося
на
пути
достижения
поставленной
цели
.
На
этом
этапе
необходимо
проанализировать
возможности
достижения
цели
в
заданный
временной
период
с
учетом
уже
имеющегося
результата
.
Цель
данного
этапа
–
определить
скорость
достижения
образовательных
целей
учащимися
,
сделать
прогноз
роста
их
знаний
и
умений
.
Корректировка
образовательного
маршрута
учащегося
.
Образовательный
маршрут
учащегося
может
быть
скорректирован
за
счет
вариативности
заданий
(
различные
варианты
домашних
заданий
,
тесты
разного
уровня
сложности
и
т
.
д
.),
различного
темпа
выполнения
задания
,
выбора
элективных
курсов
;
выбора
направлений
внеурочной
деятельности
,
организации
взаимопомощи
учащихся
и
т
.
д
.
Разноуровневая контрольная работа по труду (технологии) для 5 класса по теме «Материаловедение»
№ задания
Уровень А
Уровень Б
Уровень В
1.
Проверяемый навык: знание классификации натуральных волокон растительного происхождения.
Текст задания: перечислить натуральные волокна растительного происхождения
Образец выполнения: хлопок, лён.
Текст задания: почему для изготовления пелёнок и распашонок не подходит ткань из льна?
Образец выполнения: льняная ткань толстая, твёрдая, жёсткая будет раздражать нежную кожу малыша.
Текст задания: материалы из каких волокон растительного происхождения не подходят для изготовления нижнего белья и почему?
Образец выполнения: льняная ткань, потому что толстая, колючая, жёсткая.
2.
Проверяемый навык: знание свойств ткани
Текст задания: перечислить гигиенические свойства волокон.
Образец выполнения: гигроскопичность, намокаемость, воздухопроницаемость, мягкость.
Текст задания: почему хлопчатобумажная ткань имеет хорошую мягкость?
Образец выполнения: потому что тонкие, короткие, извитые, мягкие волокна хлопка образуют на ткани пушистую или шероховатую мягкую поверхность.
Текст задания: из какого материала растительного происхождения предпочтительнее шить одежду для сна и почему?
Образец выполнения: из хлопка, потому что ткань легкая, мягкая, имеет хорошие гигиенические свойства.
3.
Проверяемый навык: определение нитей основы и утка
Текст задания: перечислить названия нитей в ткани
Образец выполнения: основа, уток
Текст задания: почему нить основы более прямая и тонкая, чем нить утка?
Образец выполнения: потому что она сильно натянута в процессе ткачества
Текст задания: почему при раскрое нить основы на ткани и нить основы на выкройке должны совпадать?
Образец выполнения: выкладывают на ткани в соответствии с положением нити основы, так как ткань в направлении нити основы не растягивается, легче выполнять ручные и машинные работы.
№ задания
Уровень А
Уровень Б
Уровень В
4
Проверяемый навык: ткацкие переплетения.
Текст задания: как называется ткацкое переплетение, в котором нити основы и утка переплетаются через одну?
Образец выполнения: полотняное.
Текст задания: сколько нитей и каких в раппорте полотняного переплетения?
Образец выполнения: 2 нити; 1 нить утка и 1 нить основы.
Текст задания: почему в полотняном переплетении рисунок переплетения на лицевой и изнаночной сторонах ткани одинаковый?
Образец выполнения: потому что с обеих сторон ткани видим одинаковое чередование одной нити основы и одной нити утка.
5.
Проверяемый навык: влияние способов отделки ткани на процесс определения лицевой и изнаночной сторон ткани при подготовке изделия к раскрою.
Текст задания: перечислить способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Образец выполнения: на лицевой стороне ткани печатный рисунок ярче, гладкая поверхность без дефектов, ворс или блеск.
Текст задания: в тканях с какими способами отделки затруднено определение лицевой и изнаночной сторон? Образец выполнения: в тканях суровых, отбеленных, гладкокрашеных, пестротканых трудно определить лицевую и изнаночную стороны.
Текст задания: на каких этапах изготовления изделий важны умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани?
Образец выполнения: на этапах раскроя, пошива и ВТО.