Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирующее оценивание в начальных классах | Фоминых Надежда Георгиевна. Работа №349522

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Формирующее оценивание становится важным инструментом в образовательном процессе начальной школы. Эта статья рассматривает основные аспекты формирующего оценивания, его значение для развития учебной деятельности и мотивации младших школьников. Описываются методы и подходы, которые помогают учителям эффективно внедрять формирующее оценивание в свою практику. Приводятся примеры использования различных форм оценивания, а также анализируются преимущества и возможные трудности, с которыми могут столкнуться педагоги. В заключение подчеркивается важность создания поддерживающей образовательной среды, где формирующее оценивание служит не только инструментом оценки, но и средством развития учащихся.

Ключевые слова: формирующее оценивание, начальная школа, мотивация, учебная деятельность, педагогические методы.

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Фоминых Надежда Георгиевна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 г. Чайковский
Аннотация: Формирующее оценивание становится важным инструментом в образовательном процессе начальной школы. Эта статья рассматривает основные аспекты формирующего оценивания, его значение для развития учебной деятельности и мотивации младших школьников. Описываются методы и подходы, которые помогают учителям эффективно внедрять формирующее оценивание в свою практику. Приводятся примеры использования различных форм оценивания, а также анализируются преимущества и возможные трудности, с которыми могут столкнуться педагоги. В заключение подчеркивается важность создания поддерживающей образовательной среды, где формирующее оценивание служит не только инструментом оценки, но и средством развития учащихся.
Ключевые слова: формирующее оценивание, начальная школа, мотивация, учебная деятельность, педагогические методы.
Формирующее оценивание в начальных классах становится все более популярным среди учителей и исследователей в области образования. Этот подход сосредоточен на процессе обучения, а не только на конечном результате. Формирующее оценивание позволяет не только выявить уровень знаний учащихся, но и понять их индивидуальные потребности, что особенно важно в начальной школе, где дети только начинают осваивать основы учебной деятельности. Одной из главных целей формирующего оценивания является повышение мотивации учащихся и их вовлеченности в образовательный процесс.
В отличие от традиционного суммативного оценивания, которое обычно осуществляется в конце учебного периода и фокусируется на оценке результатов, формирующее оценивание происходит в ходе обучения. Это может включать в себя наблюдение за процессом выполнения заданий, использование различных форм обратной связи, а также анализ работ учащихся. Такой подход позволяет учителям видеть, как дети усваивают материал, и корректировать свои методики в зависимости от их потребностей. Например, если учитель замечает, что группа учащихся испытывает трудности с определенной темой, он может адаптировать свои уроки, вводя дополнительные упражнения или изменяя подход к объяснению.
Методы формирующего оценивания могут варьироваться от простых наблюдений за поведением и работой детей до более сложных форм, таких как самооценка и взаимная оценка. Важно, чтобы дети понимали, что оценивание не является наказанием, а инструментом, помогающим им развиваться и учиться. Это может быть достигнуто через создание открытой и доверительной атмосферы в классе, где каждый ребенок чувствует себя комфортно, делая ошибки и получая помощь от учителя и сверстников. Например, учитель может проводить регулярные обсуждения о том, что учащиеся усвоили, что им было сложно и как они могут улучшить свои навыки.
Одним из эффективных методов формирующего оценивания является использование портфолио. Ученики могут собирать свои работы, рефлексии и достижения в одном месте, что позволяет им видеть собственный прогресс и осознавать свои сильные и слабые стороны. Это также дает возможность учителям глубже понять, как дети усваивают материал и какие стратегии работают лучше всего. Портфолио может включать в себя разнообразные работы: письменные задания, рисунки, проекты и даже аудиозаписи, что делает процесс оценки более многогранным и наглядным.
Важным аспектом формирующего оценивания является обратная связь. Она должна быть конструктивной, конкретной и направленной на улучшение. Учителя могут использовать разнообразные формы обратной связи: от устных комментариев на уроке до письменных заметок на работах учащихся. Например, вместо того чтобы просто ставить оценку, учитель может указать, что именно было сделано хорошо и какие аспекты требуют доработки. Это позволяет ученикам не только понимать свои ошибки, но и видеть пути для их исправления.
Кроме того, формирующее оценивание способствует развитию критического мышления и навыков самооценки у учащихся. Когда дети учатся оценивать свои собственные достижения и определять области для улучшения, они становятся более активными участниками своего обучения. Например, учитель может предложить детям самостоятельно оценить свои работы по заранее установленным критериям, что поможет им лучше понять требования и ожидания, а также развить способность к самоанализу.
Тем не менее, внедрение формирующего оценивания может представлять определенные трудности для учителей. Это требует времени и усилий на подготовку и внедрение новых методов, а также изменения в привычной системе оценивания. Некоторые педагоги могут испытывать недоверие к такой форме оценивания, считая ее менее объективной по сравнению с традиционными методами. Важно, чтобы учителя получили необходимую подготовку и поддержку, чтобы эффективно внедрять формирующее оценивание в свою практику. Профессиональные сообщества и обмен опытом между коллегами могут сыграть ключевую роль в этом процессе.
Формирующее оценивание требует от учителей гибкости и готовности адаптировать свои подходы в зависимости от меняющихся потребностей учащихся. Это может включать в себя использование технологий, таких как онлайн-платформы для обратной связи, которые позволяют более эффективно собирать данные о процессе обучения и предоставлять своевременные рекомендации.
В заключение, формирующее оценивание представляет собой мощный инструмент, способствующий развитию учебной деятельности и повышению мотивации учащихся в начальных классах. Правильное внедрение этого подхода может значительно улучшить качество образования и помочь детям стать более самостоятельными и уверенными в себе. Создание поддерживающей образовательной среды, где формирующее оценивание рассматривается как средство развития, а не как способ наказания, позволит детям расти и развиваться, осваивая новые знания и навыки. Важно, чтобы учителя продолжали исследовать и адаптировать методы формирующего оценивания, находя лучшие способы поддержать своих учеников на пути к обучению.
Список литературы
Демидович Е. А. Технология формирующего оценивания: опыт реализации в начальной школе // МНКО. 2019. №4 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formiruyuschego-otsenivaniya-opyt-realizatsii-v-nachalnoy-shkole
Петрова О. В., Кузнецова В. А. Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие диагностики сформированности личностных результатов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. №2 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-i-summativnoe-otsenivanie-kak-psihologo-pedagogicheskoe-uslovie-diagnostiki-sformirovannosti-lichnostnyh-rezultatov
Четвертных Т. В. Готовность педагогов к введению формирующего оценивания в образовательном процессе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagogov-k-vvedeniyu-formiruyuschego-otsenivaniya-v-obrazovatelnom-protsesse
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×