Формирующее оценивание в системе контрольно-оценочной деятельности учителя | Иващенко Елена Равиловна. Работа №297134
Автор: Иващенко Елена Равиловна
Формирующее оценивание в системе контрольно-оценочной деятельности учителя.
Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь по поводу деятельности ученика и меняет технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Для сбора информации об учебных достижениях учащихся учитель использует различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района
Доклад
Формирующее оценивание в системе контрольно-оценочной
деятельности учителя
Иващенко Е.Р.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мы оцениваем себя по тем способностям к делу,
которые чувствуем в себе,
в то время как окружающие оценивают нас по тому,
что мы уже сделали.
Г. Лонгфелло
Оценивание, как самого себя, так и окружающих для человека и для ребенка очень важно. Именно поэтому в школе одним из важнейших аспектов становится оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса.
Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутри школьных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характеристик школьников.
Для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваются, как знания и умения, осваиваемые учащимися в ходе изучения учебного предмета (предметные результаты), так и личностные результаты - готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности,
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
владеть основами самоконтроля, самооценки,
контролировать процесс и результаты своей деятельности,
вносить коррективы,
оценивать свои достижения.
Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Существует два подхода к вопросу оценивания:
Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения качества изученного материала за пройденный период.
Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Разница между ними в том, для чего используется информация.
Когда соус пробует шеф-повар – это формирующее оценивание.
Когда блюдо пробует покупатель – это итоговое оценивание.
Цель формирующего оценивания – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика
Формирующее оценивание качества учебных достижений школьников — пошаговое движение каждого конкретного ученика к лучшим учебным результатам через активное включение его в постоянную рефлексию, призванное установить трудности, выявить пробелы в освоении содержания и эффективно их восполнить.
Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
Педагог
становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний
Формирующее оценивание для обучающихся:
видит свой учебный прогресс,
чувствует ответственность за свою учебную работу,
стремиться выполнять ее качественно,
понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
формулирует свои учебные ожидания, а затем
определяет
оправдались ли они,
может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
готов к учебе на протяжении всей жизни.
Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Принципы формирующего оценивания
разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;
отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
участие самих учащихся в оценивании;
процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
использование электронных инструментов для оценивания;
документирование достижений учащихся.
Учителю для организации учебной деятельности необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. Для этого недостаточно методов стандартизированного оценивания академической успешности ученика, необходимо использование более сложных методов и инструментов формирующего оценивания.
Формирующее оценивание направлено на развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь по поводу деятельности ученика и меняет технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Для сбора информации об учебных достижениях учащихся учитель использует различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты.
Алгоритм применения формирующего оценивания на уроках
Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и учащихся и состоит из девяти шагов.
1.Спланировать образовательные результаты учащихся по темам (на этапе разработки рабочей программы педагога).
2.Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.
Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя, она должна быть понятной ученику. Учитель может сформулировать две цели урока: 1) для себя – цель, которой он собирается достичь в ходе работы на уроке; 2) для учащихся – цель, к которой будут стремиться обучающиеся.
3.Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
4.Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
Критерии должны быть основаны на целях обучения и на уроке постоянно должны быть в поле внимания учителя.
Критерии должны быть понятны ученикам.
При формирующем оценивании критериев не должно быть много (3-4).
Критерии должны быть озвучены до начала работ.
Критерии могут быть разработаны совместно с учениками.
5. Оценивать деятельность учащихся по критериям.
После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.
6.Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
Важным условием при организации обратной связи является её обратный механизм: ученик должен получить отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
7.При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений.
8.Определить место учащегося на пути достижения цели.
9.Откорректировать образовательный маршрут учащегося.
Перечисленные выше рекомендации помогут учителю правильно организовать включение в учебный процесс средств формирующего оценивания.
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник и методик, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Надо отметить, что не все техники и методики имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.
Методики и инструменты формирующего оценивания
критериальное
самооценивание
критериальное
взаимооценивание
;
карта понятий;
составление тестов.
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания. Учителю необходимо осознать и принять новую идеологию формирующего оценивания, а затем, выбрав инструменты и методики, включить их в образовательный процесс.
Исследуя эффективность и целесообразность использования инструментов формирующего оценивания, анализируя существующую литературу и опыт работы, приходишь к выводу, что отдельные методики и инструменты формирующего оценивания возможно и необходимо использовать на уроках в начальной школе.
Методы применения формирующего оценивания на уроках в начальной школе.
Метод «Неоконченных предложений»:
o Я почувствовал, что…
o Было интересно…
o Меня удивило…
o Своей работой сегодня я…, потому что...
o Мне захотелось…
o Мне больше всего удалось…
o Сегодня я узнал…
o Было трудно…, потому что...
o Я научился…
o Задания для меня показались…, потому что...
o Для меня было открытием то, что…
Данный метод целесообразно использовать на заключительном этапе урока «Рефлексии» Цель этапа: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Не обязательно использовать сразу все неоконченные предложения. Достаточно взять 2-3. Каждый учитель выберет для себя наиболее приемлемый способ. Данный метод позволит педагогу узнать, с какими знаниями, умениями и навыками ушел каждый ребенок с того или иного урока.
Методика «Недельный отчет».
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?
Данная методика позволит отследить успешность обучения за неделю. С помощью ее можно узнать о затруднениях и ошибочных понятиях. Ученик сам ответит, что его затруднило, над чем ему еще нужно поработать. Проанализировав и учитель, и ученик начнут плодотворную работу по устранению причин затруднений.
Методика «Мини-обзор».
1. Что изучали? Назовите тему урока.
2. С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассников?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4. Что вызвало трудности, осталось неясным?
5. Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6. Что у меня получилось лучше всего?
7. Что мне необходимо усовершенствовать?
Данная методика проводится в последние несколько минут урока, ученикам предлагается ответить на ряд вопросов. Целью является получение данных о том, что проходили и поняли ученики в течение урока. На следующем уроке учителю следует акцентировать внимание на те вопросы, которые вызвали наибольшее недопонимание среди учеников класса.
Также предлагаются листы самооценки.
№
1 этап
1
Регулярно выполнял(а) домашнее задание
2
По необходимости консультировался (лась) с учителем
3
Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки
4
Регулярно вел(а) записи в тетради
5
Знаю, как работать со справочной литературой
6
Умею выделять главную мысль текста
Данный лист самооценки заполняется в конце недели, четверти, в конце изучения какой-либо темы. Он помогает педагогу наглядно увидеть, как ученик себя оценивает.
Прием «Индекс-карточки».
Предполагает, что учитель периодически раздаёт учащимся карточки с заданиями на обеих их сторонах:
1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2-я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе), и сформулируйте вопросы.
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
Прием «Одноминутное эссе» (возможные варианты: двух-, трёх-, пятиминутное эссе).
Данный прием предполагает написание короткого эссе по вопросам.
Например:
1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?
2. Какой материал остался для тебя непонятным?
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.
Прием «Речевые образцы».
Учитель периодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
Например:
Основной идеей рассказа является …, потому что… и. т. д
Речевой образец предъявляется в письменной или устной форме. Ответ учащегося – в устной форме.
Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
Прием «Аффективный опросник».
Ученикам выдается таблица для заполнения. В ней приводятся вопросы об отношении учащегося к предмету в целом, к различным аспектам деятельности, к выполнению домашнего задания и т. д. Таблица оценивания сопровождается шкалой оценивания.
Цель проведения: даёт возможность учителю оценить метапредметные результаты обучающихся во время разных уроков.
№
Достижения
Предмет
Литературное чтение
1
2
3
4
5
1
Я умею планировать своё время.
2
Я умею ставить цели.
3
Я умею находить главную мысль в прочитанном тексте.
4
Я могу кратко пересказать текст.
5
Я умею задавать вопросы по тексту и отвечать на них.
6
Я могу сделать выводы из прочитанного
Прием «Поиск ошибок».
Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания. Затем он предлагает учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие/несогласие с высказыванием и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.
Прием «Рассуждение по алгоритму»
На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд; распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, ученики рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.
Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.
Прием «Перевод информации».
Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой. Например, текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т. д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.
Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.
Заключение
В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты
Формирующее оценивание оказывается самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Применение методов формирующего оценивания в работе с учащимися является одним из способов достижения образовательных результатов в условиях нового стандарта.
Таким образом, формирующие оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.