Формула здоровья современного педагога | Бикбаева Айгиза Гаязовна . Работа №339489
Профессиональная деятельность - важная составляющая жизни человека независимо от сферы его деятельности. И эффективность профессиональной деятельности во многом зависит не только от знаний и умений в определенной области, но и от состояния физического, психического и социального благополучия человека. Проблема профессионального здоровья привлекала к себе внимание многих исследователей. Различные аспекты данного вопроса рассматриваются в работах О.А. Анисимовой, В.М. Бехтерева, А.Г. Маклакова, Л.М. Митиной, Г.С. Никифорова и др. Именно они определили профессиональное здоровье как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность». Если говорить о дошкольном образовании, то в настоящее время проблема здоровья педагогов приобретает особое значение. Среди прочих факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, фактор здоровья является одним из самых важных. Профессия педагога относится к группе «помогающих» профессий, то есть тех, где внимание специалиста направлено, в первую очередь, на обеспечение благополучия других людей, прежде всего, детей.
Формула здоровья современного педагога
Профессиональная деятельность - важная составляющая жизни человека независимо от сферы его деятельности. И эффективность профессиональной деятельности во многом зависит не только от знаний и умений в определенной области, но и от состояния физического, психического и социального благополучия человека. Проблема профессионального здоровья привлекала к себе внимание многих исследователей. Различные аспекты данного вопроса рассматриваются в работах О.А. Анисимовой, В.М. Бехтерева, А.Г. Маклакова, Л.М. Митиной, Г.С. Никифорова и др. Именно они определили профессиональное здоровье как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность». Если говорить о дошкольном образовании, то в настоящее время проблема здоровья педагогов приобретает особое значение. Среди прочих факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности, фактор здоровья является одним из самых важных. Профессия педагога относится к группе «помогающих» профессий, то есть тех, где внимание специалиста направлено, в первую очередь, на обеспечение благополучия других людей, прежде всего, детей. Но будет ли успешен в своей деятельности специалист, имеющий проблемы с собственным здоровьем? Вопрос риторический. Безусловно, педагогу обязательно нужно уделять время заботе и о собственном здоровье и благополучии. Ведь очень часто к концу учебного года многие педагоги ощущают усталость, опустошенность, раздражительность, чувство нереализованных возможностей, что является характерными признаками изменения профессионального здоровья личности и приводит, в свою очередь, к профессиональному (эмоциональному) выгоранию. Поэтому, безусловно, педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в обучении приёмам сохранения своего физического здоровья и снятия эмоционального напряжения. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Поиск ответов на данные вопросы и предопределил создание проекта «Формула здоровья современного педагога», включающего в себя серию встреч-мастер-классов по обучению на практике здоровьесберегающим технологиям и приемам эмоциональной разгрузки. Цель проекта: формирование у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Работа по здоровьесбережению воспитателей проводится в течение всего года еженедельно инструктором по физическому воспитанию и один раз в месяц психологом либо педагогом, прошедшим профессиональную переподготовку и владеющему методикой арт-терапии. Встречи разделены на 2 блока: - первый блок включает в себя технологии сохранения и стимулирования здоровья: 1. Игровой стретчинг (формирование гибкости) стал первым направлением работы по укреплению физического здоровья педагогов. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, растяжка делает фигуру женственной. Кроме того, как и любая другая физическая нагрузка, стретчинг положительно влияет на эмоциональное состояние, улучшает настроение и снижает стресс. 2. Фитнес-программа «Здоровая спина» создана для восстановления и профилактики болезней позвоночника. Позитивное воздействие таких занятий выражается в улучшении осанки, укреплении мышечного корсета спины, улучшении двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости и др.), что немаловажно в профессии педагога. Регулярные тренировки улучшают не только физическое здоровье, но также психическое самочувствие и интеллектуальные способности. 3. Занятия Зумбой подходят всем, заниматься можно с самого раннего возраста до уважаемой старости. Что хорошо? Комплекс не содержит никаких требований по специальным навыкам или физическим параметрам. Делать можно так, как удобно, главное, чтобы процесс приносил максимальное удовольствие. Поэтому, даже старшее поколение легко справляется с такими нагрузками и разделяет энтузиазм молодежи. Специально подобранная для занятий музыка и общая атмосфера помогают взбодриться, почувствовать себя молодо и энергично. По своей сути, Зумба больше похожа на танец, чем на набор суровых упражнений. Поэтому, ее привлекательность вполне обоснована. Добавим, что Зумба является прекрасным способом для избавления от лишнего веса. Множество аэробных, динамических и кардио упражнений являются основополагающим видом тренировок для людей, страдающих полнотой. А именно из этих упражнений фактически и состоит Зумба. Поэтому, для похудения сложно придумать что-то более продуктивное. Структура встреч: занятие состоит из трёх частей - вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на формирование эмоционального и психологического настроя. Основная часть включает непосредственно тренировку. Заключительная часть занятия - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. В этой части используются упражнения на релаксацию. Все встречи проходят задорно, весело, эффективно, не скучно! И самое главное, что каждый педагог по итогу встреч, может применить полученные знания, приемы в своей профессиональной деятельности. Возможности применения технологий широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека. - второй блок «В гармонии с собой» направлен на обучение педагогов снятию эмоционального напряжения и включает в себя такие темы: «Настроение», «Куда уходит детство?», «Волшебная игротека», «День счастья», «Детский сад — это мы!». На встречах, посвященных эмоциональной разгрузке педагогов, проводятся занятия по рисованию и играм с песком. Почему именно песок?! Песок — это не только детское развлечение, но и возможность справиться со своим эмоциональным напряжением, тревожностью, выплеснуть все, что накопилось за день. Именно игры песком лучше любого врача могут справиться с плохим настроением, потому что насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, радостью, что оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия. На каждой встрече, которая проходит раз в месяц (по запросам педагогов их может быть больше), прорабатывается определенная тема. Так, например, на встрече, посвящённой эмоциям и чувствам, участникам предлагается почувствовать всю прелесть песка, довериться своим чувствам и ощущениям и рисовать всё, что хочется. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса. А чтобы расслабиться, рисование проходит под приятную расслабляющую музыку, своего рода проводник настроения. Затем участникам предлагается выразить свое настроение при помощи цветного песка и получить информацию о психологической характеристике каждого цвета. Следующая встреча проходит под девизом: «Куда уходит детство?» и предлагается песочная игра «Секретик». Казалось бы, забытая игра из детства, но, во-первых, сколько приятных воспоминаний она вызывает, а во-вторых, такая игра учит нас: - целеустремленности - ведь сколько труда и времени тратится, чтобы создать что-то прекрасное и уникальное; - вере в себя - с помощью фантазии и творческого мышления создаются шедевры из самых обычных материалов; - индивидуальности - каждый «секретик» отражает нашу уникальность, и это учит нас быть собой, не бояться проявлять свою индивидуальность; - доверию - мы доверяем свои сокровища участникам встречи. На третьей встрече участникам предлагаются игры как бороться с отрицательными эмоциями. В стрессовой ситуации мы часто говорим себе: «Не злись, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен и вызывает у нас лишь дополнительное раздражение. Игра «Победитель злости» помогает справляться с гневом. Суть игры заключается в том, чтобы из песка слепить шар, на котором глаза, нос, рот и именно на этот шар мы переносим свои негативные эмоции. Затем любым способом песочный шар разрушается, давая выход агрессии, и одновременно с этим получая специфическое удовольствие от разрушения. Участникам четвертой встречи предлагается пофантазировать и нарисовать свое счастье на песке таким, каким они его видят на примере мандал. Это еще одно увлекательное занятие. Создавать такие мандалы можно как индивидуально, так и группой. И удивительно, но факт, при ее создании движения становятся спокойными и размеренными. Расслабляется не только тело, но и дух. Заключительная встреча посвящена подведению итогов. Педагогам предлагается высказать своё мнение о ходе проекта и в целом выразить отношение к мероприятиям эмоциональной разгрузки. Все делятся своими впечатлениями, полученными результатами. В завершении встречи рисуют общую картину, например, морской пейзаж и мечтают о предстоящем отпуске. Мониторинг по методике, разработанной С. Степановым, а также анкетирование по Айзману Р.И., Иашвили М.В. позволяет подтвердить целесообразность проекта и утверждать, что проводимая работа достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.