Формулировка целей и задач инклюзивного образования | Кравец Надежда Яковлевна. Работа №350500
Аннотация. В статье рассмотрены принципы и подходы к формулировке целей и задач инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обоснованы основные аспекты, влияющие на организацию инклюзивной образовательной среды, способствующей социализации и гармоничному развитию каждого ребенка. Особое внимание уделено роли учителя-дефектолога, задачам адаптации учебного процесса и обеспечению доступности образовательного пространства. Статья адресована педагогам, работающим в условиях инклюзии, и направлена на совершенствование методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, социализация, адаптация, учитель-дефектолог, образовательная среда, задачи инклюзии.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кравец Надежда Яковлевна, учитель-дефектолог
ГБОУ «Школа №1 г.о. Енакиево»
Аннотация. В статье рассмотрены принципы и подходы к формулировке целей и задач инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обоснованы основные аспекты, влияющие на организацию инклюзивной образовательной среды, способствующей социализации и гармоничному развитию каждого ребенка. Особое внимание уделено роли учителя-дефектолога, задачам адаптации учебного процесса и обеспечению доступности образовательного пространства. Статья адресована педагогам, работающим в условиях инклюзии, и направлена на совершенствование методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, социализация, адаптация, учитель-дефектолог, образовательная среда, задачи инклюзии.
Инклюзивное образование сегодня занимает важное место в системе современной школы и предполагает создание условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно участвовать в учебном процессе наравне со сверстниками. Инклюзия представляет собой не только педагогический процесс, но и систему ценностей, основанную на принципе равных возможностей, где каждый ребенок, независимо от его физических или психических особенностей, может раскрыть свой потенциал и достичь личностного роста. Формулировка целей и задач инклюзивного образования направлена на реализацию принципов доступности, поддержки и индивидуализации учебного процесса, что становится важнейшим аспектом в работе учителя-дефектолога.
Основной целью инклюзивного образования является создание такой образовательной среды, в которой каждый ребенок может развиваться гармонично, раскрывая свои способности, преодолевая трудности и обретая навыки, необходимые для социальной интеграции. Инклюзия стремится устранить барьеры, возникающие у детей с ОВЗ, и обеспечить равные права на получение образования. Инклюзивное образование ставит задачу достижения социальной справедливости, поскольку оно позволяет детям с особыми образовательными потребностями находиться в коллективе, участвовать в учебном процессе и формировать жизненные навыки вместе с другими учащимися.
Важнейшим аспектом инклюзивного подхода является создание адаптированной образовательной среды, которая учитывает особенности каждого ребенка. Адаптация учебного материала, методов и форм работы позволяет обеспечить условия, в которых ребенок с ОВЗ чувствует себя уверенно и спокойно, а также получает необходимые ему педагогические и психологические средства поддержки. Учитель-дефектолог играет ключевую роль в этом процессе, помогая адаптировать образовательный процесс к индивидуальным возможностям и потребностям ребенка, выстраивая учебные цели и задачи, которые способствуют успешному освоению школьной программы и развитию личности.
Задачи инклюзивного образования ориентированы на обеспечение полноценного участия каждого ребенка в учебной деятельности, создание условий для его социализации и личностного развития. Среди основных задач можно выделить социализацию ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников, развитие у него коммуникативных и социальных навыков, формирование положительного отношения к учебе и развитию, а также создание условий для интеграции в образовательное пространство. Учитель-дефектолог, при этом, стремится к поддержанию психолого-педагогического комфорта ребенка и его родителей, поскольку положительный эмоциональный фон и атмосфера безопасности оказывают существенное влияние на учебную и социальную адаптацию.
Инклюзия предполагает использование педагогами разнообразных подходов и методов для удовлетворения потребностей каждого учащегося. Индивидуализация и дифференцированное обучение играют ключевую роль в инклюзивном образовании, так как позволяют адаптировать задачи и учебные программы к способностям конкретного ребенка, поддерживая его мотивацию и интерес к учебе. Для учителя-дефектолога это означает разработку таких задач, которые будут отвечать уровню развития и возможностям ребенка, помогая ему почувствовать успех и удовлетворение от учебного процесса. Этот подход способствует формированию положительного отношения к школе и учебе, снижению тревожности и повышению самооценки ребенка.
Цели инклюзивного образования направлены также на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ среди других учащихся, воспитание уважения и понимания в школьном коллективе. Педагогическая работа учителя-дефектолога включает в себя формирование у детей позитивного восприятия особенностей своих сверстников, преодоление предвзятости и укрепление положительных установок. Инклюзивное обучение формирует ценностные ориентиры не только у детей с особыми потребностями, но и у их сверстников, помогая им развивать сочувствие, терпимость и готовность поддерживать других, что, в свою очередь, способствует социальной сплоченности и укреплению общественных связей.
Для успешного достижения целей инклюзивного образования необходим комплексный подход, в котором задействованы не только учителя и дефектологи, но и родители, педагоги-психологи, логопеды и специалисты по коррекционной педагогике. Взаимодействие и сотрудничество с родителями детей с ОВЗ играет важнейшую роль в формировании позитивного отношения к школе и учебному процессу, а также в укреплении доверительных отношений между семьей и образовательной средой. Педагог-дефектолог может консультировать родителей по вопросам воспитания и обучения, помогая им выстраивать поддерживающее взаимодействие с ребенком и понимать его потребности. Совместная работа с родителями и педагогами позволяет создать условия, в которых ребенок получает всестороннюю поддержку и поддержку на протяжении всего образовательного пути.
Задачи инклюзии включают и обеспечение готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, что предполагает необходимость повышения квалификации учителей, методистов и воспитателей. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию становится важным условием его успеха, поскольку от уровня профессиональной компетентности, гибкости и умения адаптировать образовательные подходы зависит качество обучения и взаимодействия с детьми с ОВЗ. Учителю-дефектологу часто отводится роль координатора инклюзивной образовательной среды, что требует от него умения организовать работу с учетом нужд каждого ребенка, вносить коррективы в учебный процесс и создавать условия для гармоничного включения детей в образовательный коллектив.
Таким образом, инклюзивное образование основывается на цели создания справедливых, доступных условий для каждого ребенка, независимо от его особенностей и потребностей. Оно требует тщательной формулировки задач, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в образовательное пространство. Учитель-дефектолог, выполняя ключевую роль в реализации инклюзии, способствует развитию у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных, познавательных и социальных навыков, помогая им раскрыть свои способности и почувствовать себя полноценными членами общества.
Список литературы
1. Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми нарушениями / С. Б. Краснопивцева, И. Н. Охмак, Е. П. Денисенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 30-34.
2. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи / С. Г. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 540-542.