Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формулировка целей и задач инклюзивного образования | Кравец Надежда Яковлевна. Работа №350500

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены принципы и подходы к формулировке целей и задач инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обоснованы основные аспекты, влияющие на организацию инклюзивной образовательной среды, способствующей социализации и гармоничному развитию каждого ребенка. Особое внимание уделено роли учителя-дефектолога, задачам адаптации учебного процесса и обеспечению доступности образовательного пространства. Статья адресована педагогам, работающим в условиях инклюзии, и направлена на совершенствование методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, социализация, адаптация, учитель-дефектолог, образовательная среда, задачи инклюзии.

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кравец Надежда Яковлевна, учитель-дефектолог

ГБОУ «Школа №1 г.о. Енакиево»

 

Аннотация. В статье рассмотрены принципы и подходы к формулировке целей и задач инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обоснованы основные аспекты, влияющие на организацию инклюзивной образовательной среды, способствующей социализации и гармоничному развитию каждого ребенка. Особое внимание уделено роли учителя-дефектолога, задачам адаптации учебного процесса и обеспечению доступности образовательного пространства. Статья адресована педагогам, работающим в условиях инклюзии, и направлена на совершенствование методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, социализация, адаптация, учитель-дефектолог, образовательная среда, задачи инклюзии.

 

Инклюзивное образование сегодня занимает важное место в системе современной школы и предполагает создание условий, при которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно участвовать в учебном процессе наравне со сверстниками. Инклюзия представляет собой не только педагогический процесс, но и систему ценностей, основанную на принципе равных возможностей, где каждый ребенок, независимо от его физических или психических особенностей, может раскрыть свой потенциал и достичь личностного роста. Формулировка целей и задач инклюзивного образования направлена на реализацию принципов доступности, поддержки и индивидуализации учебного процесса, что становится важнейшим аспектом в работе учителя-дефектолога.

Основной целью инклюзивного образования является создание такой образовательной среды, в которой каждый ребенок может развиваться гармонично, раскрывая свои способности, преодолевая трудности и обретая навыки, необходимые для социальной интеграции. Инклюзия стремится устранить барьеры, возникающие у детей с ОВЗ, и обеспечить равные права на получение образования. Инклюзивное образование ставит задачу достижения социальной справедливости, поскольку оно позволяет детям с особыми образовательными потребностями находиться в коллективе, участвовать в учебном процессе и формировать жизненные навыки вместе с другими учащимися.

Важнейшим аспектом инклюзивного подхода является создание адаптированной образовательной среды, которая учитывает особенности каждого ребенка. Адаптация учебного материала, методов и форм работы позволяет обеспечить условия, в которых ребенок с ОВЗ чувствует себя уверенно и спокойно, а также получает необходимые ему педагогические и психологические средства поддержки. Учитель-дефектолог играет ключевую роль в этом процессе, помогая адаптировать образовательный процесс к индивидуальным возможностям и потребностям ребенка, выстраивая учебные цели и задачи, которые способствуют успешному освоению школьной программы и развитию личности.

Задачи инклюзивного образования ориентированы на обеспечение полноценного участия каждого ребенка в учебной деятельности, создание условий для его социализации и личностного развития. Среди основных задач можно выделить социализацию ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников, развитие у него коммуникативных и социальных навыков, формирование положительного отношения к учебе и развитию, а также создание условий для интеграции в образовательное пространство. Учитель-дефектолог, при этом, стремится к поддержанию психолого-педагогического комфорта ребенка и его родителей, поскольку положительный эмоциональный фон и атмосфера безопасности оказывают существенное влияние на учебную и социальную адаптацию.

Инклюзия предполагает использование педагогами разнообразных подходов и методов для удовлетворения потребностей каждого учащегося. Индивидуализация и дифференцированное обучение играют ключевую роль в инклюзивном образовании, так как позволяют адаптировать задачи и учебные программы к способностям конкретного ребенка, поддерживая его мотивацию и интерес к учебе. Для учителя-дефектолога это означает разработку таких задач, которые будут отвечать уровню развития и возможностям ребенка, помогая ему почувствовать успех и удовлетворение от учебного процесса. Этот подход способствует формированию положительного отношения к школе и учебе, снижению тревожности и повышению самооценки ребенка.

Цели инклюзивного образования направлены также на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ среди других учащихся, воспитание уважения и понимания в школьном коллективе. Педагогическая работа учителя-дефектолога включает в себя формирование у детей позитивного восприятия особенностей своих сверстников, преодоление предвзятости и укрепление положительных установок. Инклюзивное обучение формирует ценностные ориентиры не только у детей с особыми потребностями, но и у их сверстников, помогая им развивать сочувствие, терпимость и готовность поддерживать других, что, в свою очередь, способствует социальной сплоченности и укреплению общественных связей.

Для успешного достижения целей инклюзивного образования необходим комплексный подход, в котором задействованы не только учителя и дефектологи, но и родители, педагоги-психологи, логопеды и специалисты по коррекционной педагогике. Взаимодействие и сотрудничество с родителями детей с ОВЗ играет важнейшую роль в формировании позитивного отношения к школе и учебному процессу, а также в укреплении доверительных отношений между семьей и образовательной средой. Педагог-дефектолог может консультировать родителей по вопросам воспитания и обучения, помогая им выстраивать поддерживающее взаимодействие с ребенком и понимать его потребности. Совместная работа с родителями и педагогами позволяет создать условия, в которых ребенок получает всестороннюю поддержку и поддержку на протяжении всего образовательного пути.

Задачи инклюзии включают и обеспечение готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, что предполагает необходимость повышения квалификации учителей, методистов и воспитателей. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию становится важным условием его успеха, поскольку от уровня профессиональной компетентности, гибкости и умения адаптировать образовательные подходы зависит качество обучения и взаимодействия с детьми с ОВЗ. Учителю-дефектологу часто отводится роль координатора инклюзивной образовательной среды, что требует от него умения организовать работу с учетом нужд каждого ребенка, вносить коррективы в учебный процесс и создавать условия для гармоничного включения детей в образовательный коллектив.

Таким образом, инклюзивное образование основывается на цели создания справедливых, доступных условий для каждого ребенка, независимо от его особенностей и потребностей. Оно требует тщательной формулировки задач, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в образовательное пространство. Учитель-дефектолог, выполняя ключевую роль в реализации инклюзии, способствует развитию у детей с особыми образовательными потребностями коммуникативных, познавательных и социальных навыков, помогая им раскрыть свои способности и почувствовать себя полноценными членами общества.

 

Список литературы

1. Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми нарушениями / С. Б. Краснопивцева, И. Н. Охмак, Е. П. Денисенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 30-34.

2. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи / С. Г. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 540-542.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×