ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | Гребенюк Дарья Александровна. Работа №268757
Автор: Гребенюк Дарья Александровна
До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.Х. МИХАЙЛИЧЕНКО»
Городской семинар учителей иностранного языка
ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Доклад подготовили:
учитель английского языка
ГОУ ЛНР ССШ №1
Гребенюк Дарья Александровна
Стаханов, 2020
В связи со сложившейся ситуацией в мире, с понятием карантина знаком почти каждый. В школах во время введения карантина действует особый режим и организуется дистанционное обучение. Ограничительные мероприятия или карантин — административные, медико-санитарные, иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения.
До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность.
Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции).
Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники.
Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, в режиме online).
А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:
• постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент. В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем посредством телекоммуникаций.
К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:
• обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
• гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям;
• контакты с преподавателем, в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.
Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит школьник, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).
А среди отличий ДО от традиционного обучения можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:
• трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;
• проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;
• определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;
• актуализация и поддержание мотивации обучения.
Таким образом, ДО является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения.
Потребности общества в образовании, стремительные технологии требуют нового подхода к образовательному процессу. В частности, для школ актуальна становится удаленная модель образования с применением дистанционных технологий.
Педагоги могут организовать два режима обучения:
1. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися.
2. Удалённое обучение, растянутое во времени, когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место
и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
Отсутствие очного общения между
обучающимися
и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических услови
й. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Как правило,
обучающиеся
ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль
над
обучающимися
, который является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН УРОКОВ И ИНСТРУКЦИЙ
Онлайн общение очень важно при организации удалённого обучения. Вы можете провести вводный инструктаж, в ходе которого объясняете ученикам, как работать удалённо, как использовать те или иные образовательные ресурсы. Кроме вводных инструкций, могут быть текущие инструкции перед началом изучения той или иной темы, или ввода вами нового цифрового инструмента, новых образовательных ресурсов.
Помимо инструкций вы можете проводить и онлайн уроки, и групповую работу над проектами, над совместным решением поставленных учебных задач.
КАК ЭФФЕКТИВНО ПРОВЕСТИ ОНЛАЙН УРОКИ И ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
1.Если вы собираетесь использовать инструменты для организации видеоконференций и представления интерактивных уроков, инструкций, как можно чаще и дольше используйте веб-камеру. Да, ваши ученики могут отойти от своих компьютеров, пока вы проводите свой онлайн урок, но они меньше будут скучать, если по крайней мере будут видеть ваше лицо, а не только используемый вами режим демонстрации экрана.
2. Обязательно обратите внимание на настройку веб-камеры. Поднимите её на уровень глаз или немного выше. Ученики должны видеть ваши глаза, а не голову, уткнувшуюся в клавиатуру. Именно тогда создаётся эффект присутствия.
3. Не забывайте, что ваши живые уроки с организацией диалога, с большим количеством небольших вопросов, с работой микрогрупп,- совершенно не подойдут в условиях видеоконференции. В такой онлайн среде вы не имеете преимущества живого общения «глаза в глаза». Регламент общения должен быть жёстким и ограниченным небольшим количеством ваших вопросов.
Вопросы должны быть лаконичными. Одни могут быть направлены на то, чтобы убедиться в присутствии ваших учеников, другие — направлены на получение обратной связи на поставленную вами учебную задачу или проблему. Но этот вопрос-задание должен быть максимально кратким. И ответов от учеников вы должны ждать не размытых и кратких по времени.
4. Поощряйте учеников задавать вопросы. Выделите им для этого специальное время. К примеру, объявите, что делаете 5-10-ти минутную паузу, в ходе которой ученики могли бы записать свой вопрос в чате или в небольшом видео обращении.
5. Обязательно предусмотрите возможные технические трудности в ваших видеосеансах. Чаще всего такие проблемы возникают не у вас, а у ваших учеников. Как правило, вы решаетесь на видеоконференции, если у вас всё в порядке. Заранее проверьте возможности видеообщения. К примеру, используйте два компьютера или поработайте с кем-то из своих коллег, чтобы проверить перспективу учащихся, как они увидят то, что вы им предлагаете. Проверьте также условия работы в режиме компьютер-планшет,компьютер-смартфон, прежде чем приступить к онлайн общению с вашим классом. Когда вы протестируете себя в роли ученика, вы можете заранее учесть, что необходимо упростить, или увидеть, какие проблемы могут возникнуть у ребят и что необходимо для оперативного устранения неполадок на лету.
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОНЛАЙН УРОКОВ
Рассмотрим возможность использования Zoom. Это популярное среди учителей приложение предлагает новый бесплатный план, в котором вы можете вести прямую трансляцию до 100 человек одновременно. Zoom будет записывать вашу видеоконференцию, и вы можете сохранить её на своем компьютере, чтобы разослать тем ученикам, которые по каким-то причинам пропустили онлайн урок.
Также удобным способом для проведения онлайн – урока будет использование приложения Skype, плюс его в том, что практически все уже его знают и использовали в своих целях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Безусловно, режима онлайн уроков крайне недостаточно для удалённого обучения. В силу различных способностей и личных психологических качеств, мы не обеспечим результативность такой формы обучения.
Ученик должен иметь возможность в свойственном для себя темпе самостоятельно работать с образовательными ресурсами, подготовленными, выложенными или рекомендуемыми нами.
Платформами для онлайн обучения в таком случае могут служить образовательные онлайн платформы Лекта, издательства Просвещение , Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.Учебник, Российская Электронная школа, Образовариум.
Рассмотрим пример создания поурочных планов на платформе Core.
Чтобы начать работу с платформой Core, Вам нужно зарегистрироваться и получить доступ к личном кабинету. Завершив авторизацию, войдите как учитель.
Перед Вами открывается рабочее пространство – панель управления, где хранятся и складываются в папки созданные уроки.
Для того, чтобы Ваш урок увидели остальные, необходимо этим уроком поделиться.
Перейдя по ссылке, вы легко ознакомитесь с данной платформой и научитесь создавать поурочные планы:
https://help-ru.coreapp.ai/start
На своем опыте мы уже убедились, что это довольно удобная платформа для работы на дистанционном обучении.
Использование интерактивной рабочей тетради Skysmart при обучении английскому языку в условиях дистанционного обучения
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart позволяет: повысить мотивацию, развивать когнитивную сферу учащихся, использовать современные технологии, организовать контроль результатов работы и отчетность, соблюдать требования СанПиН, сэкономить время на выборе и отправке ученикам заданий.
Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart -это сайт с интерактивными заданиями к наиболее востребованным учебно-методическим комплектам издательства “Просвещение” по 15 учебным предметам.
Для использования электронной тетради необходимо перейти на сайт и зарегистрироваться. После чего появится личный кабинет учителя. Затем создаем задание, выбирая предмет, класс, учебник. Когда задание создано, копируем ссылку на задание и любым удобным способом передаем ученику. Все задания сохраняются. Результаты учеников появляются в личном кабинете учителя. После чего можно легко проверить работу ученика и выставить оценку.
Skysmart - очень удобная программа. В ней отмечаются зеленым цветом правильные ответы ученика и красным – неправильные, но несмотря на это, у него есть шанс исправить ответ. Учителю будут отображаться задания, где ученик допускал ошибку, то есть будет понятно, с какой попытки был выбран правильный ответ.
Пример работы ученицы 7 класса:
Еще одна хорошая платформа для обучения – это ЯКЛАСС. В ней задания расписаны по темам. При работе ученика также зеленым цветом отмечаются правильные ответы, красным – неправильные. Но в Отличие от Skysmart, ЯКЛАСС (после подключения услуги Я+) по завершению задания еще и отображает объяснения и правила к каждому заданию, шаги решения, и если вдруг учеником была допущена ошибка, он может прочитать правило и понять, в чем его ответ был ошибочным.