Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы экологического образования младших школьников | Губерштро Наталья Николаевна. Работа №363903. Номер работы: №363903

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формы экологического образования младших школьников

 

 

 

В настоящее время в педагогической теории и практике эколо- гическое образование школьников становится приоритетным направлением. Это непосредственно связано с глобальной ситуа- цией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, отсюда, проблема обеспечения его пищевыми и промышленными продук-тами, проблема энергетики, чистота водных ресурсов, обеспечение промышленности минеральным сырьем и, конечно, загрязнение природной среды – все это в современном мире в настоящее время создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из главных причин такой ситуации является «экологическая негра- мотность населения, неумение человечества предвидеть послед- ствия своего вмешательства в природу» [3].

 

«Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы ценностных ориентаций, поведения и деятельности, практических и научных знаний, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» [2].

 

Проблемой экологического образования занимались Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистеверг, К.Д. Ушинский, В.А. Су- хомлинский. В этой же области работали многие методисты- биологи Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, В.М. Сенкевич, А.П. Сидельковский, И.Т. Сура- вегина, В.А. Ясвин. В условиях обучения в начальной школе про- блемой методов, форм и средств экологического образования за- нимались Е.Н. Букварева, О.В. Бурской, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Ви- ноградова (включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины), Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, Л.В. Моисеева, Д.И. Трайтак, А.Е. Тихонова, И.В. Цвет- кова, С.М. Юшкова.

 

«Целью экологического образования у младших школьников является: формирование у подрастающего поколения ответствен- ного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих лю- дей, к окружающей среде, на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, понимания учащимися единой картины мира, формирование экологического мышления, нераз- рывности связей человека с природой, привлечение школьников практической экологической деятельности, следовательно, и фор- мирование экологической культуры» [1].

 

«Экологическая культура – это утверждение в сознании и дея- тельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей» [4]. «Па- раметрами сформированности экологической культуры являются: знания о природе и способах ее устойчивого развития и защиты; интерес к природе и проблемам ее охраны; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении, нрав- ственные и эстетические чувства по отношению к природе; эколо- гически грамотная деятельность по отношению к природной среде» [5].

 

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

 

 

 

–  развитие умения у учащихся воспринимать окружающий мир

 

 

 

посредством органов чувств, познавательного интереса;

 

–    формирование целостного представления о социальном, а также и природном окружении как среде жизни, труда, отдыха че- ловека;

 

–  воспитание у младших школьников нравственного и эстети- ческого отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в природной среде в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

 

В рамках проведѐнного исследования среди группы учителей начальных классов выявлено сущностное содержание понятия

 

«форма обучения» – «это внешняя сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимо- действие всех его компонентов». В итоге были выявлены следую- щие типы организационных форм обучения младших школьников: простые, составные, комплексные, общие, конкретные, традицион- ные и нетрадиционные.

 

Простые формы обучения построены на минимальном коли- честве средств и методов, посвящены, чаще всего, одной теме (направлению, содержанию). К ним относятся: беседа; викторина; экскурсия.

 

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конферен- ция; конкурс; КВН.

 

Конкретные формы обучения – урок, домашняя работа, прак- тические и лабораторные занятия, дополнительные занятия, курсо- вые, консультации, факультативные занятия, различные формы контроля.

 

Комплексные формы обучения создаются как комплекс про- стых и составных форм, к ним относятся: дни, посвященные вы- бранной профессии, дни открытых дверей, предметные недели.

 

Традиционные и нетрадиционные формы обучения включают в себя: тематические уроки, интегрированные уроки, урок- исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников, урок-творческая фантазия (сказка, сюрприз, урок будущего), урок-путешествие, уроки с нетрадиционной формой изучения материала (урок мудрости, урок откровения и т. п.), уро- ки, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, диа- лог, беседа, пресс-конференция, телепередача, и др.), дидактиче- ские игры, праздники, викторины, экскурсии, спектакли, КВН [1].

 

Формирование основ экологической культуры, начало еѐ ста- новления, познание природной среды падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Основы правильного отношения к окружающему миру закладываются именно в младшем школьном возрасте. Уче- ники, получившие определенные экологические знания и пред- ставления, будут бережней относиться к природе. Возможно в бу- дущем это может повлиять на оздоровление экологической обста- новки в крае и в стране.

 

В рамках проводимого по данной теме эксперимента была определена осведомлѐнность учителей начальных классов в обла- сти форм экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников. Для этого была разработана и апробирована анкета, включающая во- просы, направленные на выявление уровня осведомлѐнности учи- телей начальных классов: 1) о формах экологического образования, которые существуют в педагогике; 2) о применении различных форм экологического образования учителями в собственной педа- гогической деятельности; 3) о параметрах сформированности эко- логической культуры учащихся начальных классов. В итоге было выявлено, что осведомлѐнность учителей младших классов по дан- ным вопросам находится в основном на среднем и низком уровнях. На основе полученных результатов в начальной школе необходима разработка системы форм экологического образования младших школьников.

 

«Экологическое образование и формирование на его основе экологической культуры – есть условие развития и гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, еѐ защиты и сохранения». Экологическое образование в начальной школе должно стать основой обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

Библиографический список.

 

1   Караченко Л.В. Система экологического образования млад- ших школьников: дис.:26.07.2014. Кр., 2014, 111 стр.

 

2   Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образо- вания школьников. – Мн.: НМО, 2005.

 

3         Клепинина З.А, Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М.: ИЦ Академия, 2008 г.

 

4      Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.– 1993. –

 

№2. – С.19 – 21.

 

5     Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. − М.: «Академия», 2000.

 

 

 

 

 

Формы экологического образования младших школьников

 

В настоящее время в педагогической теории и практике эколо- гическое образование школьников становится приоритетным направлением. Это непосредственно связано с глобальной ситуа- цией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, отсюда, проблема обеспечения его пищевыми и промышленными продук-тами, проблема энергетики, чистота водных ресурсов, обеспечение промышленности минеральным сырьем и, конечно, загрязнение природной среды – все это в современном мире в настоящее время создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из главных причин такой ситуации является «экологическая негра- мотность населения, неумение человечества предвидеть послед- ствия своего вмешательства в природу» [3].

«Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы ценностных ориентаций, поведения и деятельности, практических и научных знаний, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» [2].

Проблемой экологического образования занимались Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистеверг, К.Д. Ушинский, В.А. Су- хомлинский. В этой же области работали многие методисты- биологи Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, В.М. Сенкевич, А.П. Сидельковский, И.Т. Сура- вегина, В.А. Ясвин. В условиях обучения в начальной школе про- блемой методов, форм и средств экологического образования за- нимались Е.Н. Букварева, О.В. Бурской, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Ви- ноградова (включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины), Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, Л.В. Моисеева, Д.И. Трайтак, А.Е. Тихонова, И.В. Цвет- кова, С.М. Юшкова.

«Целью экологического образования у младших школьников является: формирование у подрастающего поколения ответствен- ного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих лю- дей, к окружающей среде, на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, понимания учащимися единой картины мира, формирование экологического мышления, нераз- рывности связей человека с природой, привлечение школьников практической экологической деятельности, следовательно, и фор- мирование экологической культуры» [1].

«Экологическая культура – это утверждение в сознании и дея- тельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей» [4]. «Па- раметрами сформированности экологической культуры являются: знания о природе и способах ее устойчивого развития и защиты; интерес к природе и проблемам ее охраны; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении, нрав- ственные и эстетические чувства по отношению к природе; эколо- гически грамотная деятельность по отношению к природной среде» [5].

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

 

развитие

умения

у

учащихся

воспринимать

окружающий

мир

 

посредством органов чувств, познавательного интереса;

формирование

целостного

представления

о

социальном,

а

также и природном окружении как среде жизни, труда, отдыха

ч

е

-

ловека

;

воспитание у младших школьников нравственного и

эстет

и

-

ческого

отношения к среде жизнедеятельности человека, умения

вести себя в природной среде в соответствии с общечеловеческими

нормами

морали.

В рамках проведѐнного исследования среди группы учителей начальных классов выявлено сущностное содержание понятия

«форма обучения» – «это внешняя сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимо- действие всех его компонентов». В итоге были выявлены следую- щие типы организационных форм обучения младших школьников: простые, составные, комплексные, общие, конкретные, традицион- ные и нетрадиционные.

Простые формы обучения построены на минимальном коли- честве средств и методов, посвящены, чаще всего, одной теме (направлению, содержанию). К ним относятся: беседа; викторина; экскурсия.

Составные формы обучения строятся на развитии простых форм или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конферен- ция; конкурс; КВН.

Конкретные формы обучения – урок, домашняя работа, прак- тические и лабораторные занятия, дополнительные занятия, курсо- вые, консультации, факультативные занятия, различные формы контроля.

Комплексные формы обучения создаются как комплекс про- стых и составных форм, к ним относятся: дни, посвященные вы- бранной профессии, дни открытых дверей, предметные недели.

Традиционные и нетрадиционные формы обучения включают в себя: тематические уроки, интегрированные уроки, урок- исследование, урок-интервью, урок-комментарий, урок-анализ первоисточников, урок-творческая фантазия (сказка, сюрприз, урок будущего), урок-путешествие, уроки с нетрадиционной формой изучения материала (урок мудрости, урок откровения и т. п.), уро- ки, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, диа- лог, беседа, пресс-конференция, телепередача, и др.), дидактиче- ские игры, праздники, викторины, экскурсии, спектакли, КВН [1].

Формирование основ экологической культуры, начало еѐ ста- новления, познание природной среды падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Основы правильного отношения к окружающему миру закладываются именно в младшем школьном возрасте. Уче- ники, получившие определенные экологические знания и пред- ставления, будут бережней относиться к природе. Возможно в бу- дущем это может повлиять на оздоровление экологической обста- новки в крае и в стране.

В рамках проводимого по данной теме эксперимента была определена осведомлѐнность учителей начальных классов в обла- сти форм экологического образования учащихся и параметров формирования экологической культуры младших школьников. Для этого была разработана и апробирована анкета, включающая во- просы, направленные на выявление уровня осведомлѐнности учи- телей начальных классов: 1) о формах экологического образования, которые существуют в педагогике; 2) о применении различных форм экологического образования учителями в собственной педа- гогической деятельности; 3) о параметрах сформированности эко- логической культуры учащихся начальных классов. В итоге было выявлено, что осведомлѐнность учителей младших классов по дан- ным вопросам находится в основном на среднем и низком уровнях. На основе полученных результатов в начальной школе необходима разработка системы форм экологического образования младших школьников.

«Экологическое образование и формирование на его основе экологической культуры – есть условие развития и гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, еѐ защиты и сохранения». Экологическое образование в начальной школе должно стать основой обучения и воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список.

Караченко

Л.В. Система экологического образования мла

д-

ших

школьников:

дис.:26.07.2014.

Кр

.,

2014, 111 стр.

Каропа

Г.Н. Теоретические основы экологического

образ

о

-

вания

школьников. – Мн.:

НМО, 2005.

Клепинина

З.А,

Аквилева

Г.Н.

Методика

преподавания

естествознания

в

начальной

школе

М.:

ИЦ

Академия, 2008

г.

Лихачев

Б.Т.

Экология

личности

//

Педагогика.–

1993.

№2. – С.19 – 21.

Симонова

Л.П.

Экологическое

образование

в

начальной

школе.

М.:

«Академия»,

2000.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз