Формы и методы гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания дошкольников | Светлана Геннадьевна Сидорина. Работа №351308
Консультация «Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников» раскрывает значимость формирования нравственных и патриотических качеств у детей с раннего возраста. Воспитание предполагает развитие любви к родине, уважения к истории и традициям, сочувствия и доброты. Методы включают экскурсии, изучение родословной, участие в семейных мероприятиях. Такие подходы способствуют осознанию ребёнком своей связи с обществом и культурой, формируют прочный фундамент для развития личности и гражданской ответственности.
Воспитатель: Сидорина Светлана Геннадьевна
Консультация «Формы и методы гражданско- патриотического
и духовно- нравственного воспитания дошкольников»
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Изменилось и отношение людей к Родине. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Что же такое нравственно-патриотическое воспитание.
Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу (селу), посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование».
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.
Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
Прогулка по окрестностям.
Экскурсия в местны
е
музе
и
.
Посещение памятных мест.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Чтение рассказов о защитниках Родины.
Беседа в виде вопросов и ответов.
Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
Тематический фольклорный утренник.
Изготовление поделок, связанных с
народными
ремеслами.
Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.
Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной.