Формы и методы контроля знаний на уроках физики | Утямишева Ляля Рашитовна. Работа №346918
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные формы и методы контроля знаний на уроках физики. Описаны как традиционные, так и инновационные методы контроля знаний, включая тестирование, лабораторные работы, проектные задания и использование цифровых технологий. Приведены примеры применения данных методов на практике, с акцентом на их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: контроль знаний, методы контроля, физика, тестирование, лабораторные работы, инновации в образовании, цифровые технологии.
Формы и методы контроля знаний на уроках физики
Утямишева Ляля Рашитовна, учитель физики
МОАУ «СОШ №3 поселка Новорудный муниципального образования
город Новотроицк Оренбургской области»
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные формы и методы контроля знаний на уроках физики. Описаны как традиционные, так и инновационные методы контроля знаний, включая тестирование, лабораторные работы, проектные задания и использование цифровых технологий. Приведены примеры применения данных методов на практике, с акцентом на их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: контроль знаний, методы контроля, физика, тестирование, лабораторные работы, инновации в образовании, цифровые технологии.
Контроль знаний учащихся на уроках физики является важным элементом учебного процесса, так как именно с его помощью можно определить, насколько качественно ученики усвоили изучаемый материал, и своевременно выявить возможные пробелы. В современном образовательном процессе существует множество форм и методов контроля знаний, каждый из которых имеет свои особенности и может применяться на разных этапах обучения.
Традиционными формами контроля знаний остаются устные опросы, письменные контрольные работы и лабораторные работы. Устные опросы позволяют учителю оперативно выяснить уровень подготовки учащихся и при необходимости скорректировать урок. Они дают возможность проверить не только факт заучивания материала, но и умение учеников рассуждать и объяснять физические явления. Однако объективность такого вида контроля может быть ниже по сравнению с другими методами, так как он зависит от личных симпатий или антипатий учителя, а также от состояния ученика в момент опроса. Пример: на уроке по теме «Законы Ньютона» можно задать ученику вопрос об их применении в реальной жизни, попросить объяснить, как эти законы проявляются при движении автомобиля. Важно также помнить, что устные опросы требуют значительных временных затрат и подходят для проверки знаний ограниченного числа учеников.
Письменные контрольные работы позволяют оценить знания большого количества учеников одновременно, а также являются более объективным инструментом контроля. Они дают возможность проверить умение применять физические законы на практике, решать задачи различной степени сложности. Однако подготовка и проверка таких работ занимает значительное время. Например, контрольная работа по теме «Механическая работа и энергия», в которой ученики решают задачи на расчёт работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии, используя соответствующие формулы.
Лабораторные работы — это ещё одна важная форма контроля знаний, которая позволяет оценить практические навыки учащихся, их способность ставить эксперимент, проводить измерения, обрабатывать полученные данные и делать выводы. Лабораторные работы особенно важны для физики, так как эта наука во многом основана на эксперименте. Пример лабораторной работы: учащиеся проводят исследование зависимости силы трения от массы тела, измеряя силу с помощью динамометра и строя графики зависимости силы трения от массы.
Инновационные формы контроля знаний всё активнее внедряются в образовательный процесс. Одной из них является тестирование. Оно позволяет быстро и объективно оценить уровень подготовки учащихся, а также выявить пробелы в их знаниях. Преимуществом тестов является возможность автоматизированной проверки, что значительно экономит время учителя. Кроме того, тесты могут включать задания разного уровня сложности — от простых вопросов с выбором ответа до сложных задач на расчёт. Однако тесты могут не всегда отражать глубину понимания материала, так как часто они проверяют только факт заучивания, а не умение рассуждать. Пример теста: вопросы по теме «Законы сохранения», где часть заданий предполагает выбор одного правильного ответа, а часть — решение задач на сохранение импульса или энергии.
Использование проектных работ как метода контроля знаний также получает всё большее распространение. Проекты требуют от учеников глубокого погружения в тему, самостоятельного поиска информации, анализа и представления полученных результатов в виде презентаций, докладов или видеороликов. Этот метод способствует развитию исследовательских навыков и творческого мышления у учащихся. Пример проектного задания: «Исследование альтернативных источников энергии», где ученики должны собрать информацию о разных видах источников, провести их сравнительный анализ и предложить решения для использования таких источников в конкретных условиях.
Важную роль в современном образовательном процессе играют цифровые технологии. Различные онлайн-платформы и программы позволяют учителю организовывать дистанционное тестирование, проводить лабораторные работы в виртуальных средах, а также давать ученикам доступ к интерактивным учебным материалам. Например, использование симуляторов физических процессов даёт возможность моделировать сложные явления, которые невозможно продемонстрировать в условиях школьного кабинета. Пример: использование онлайн-симулятора для изучения закона всемирного тяготения, где ученики могут изменять массу объектов и расстояние между ними, наблюдая изменение силы притяжения.
Выбор той или иной формы контроля зависит от многих факторов: уровня подготовки учащихся, цели урока, особенностей изучаемой темы и доступных ресурсов. Например, на этапе изучения новой темы целесообразно использовать промежуточные тесты или устные опросы, чтобы выяснить, насколько хорошо ученики усвоили материал. А в конце учебного года рекомендуется проводить итоговые контрольные работы или тестирование, чтобы оценить уровень знаний по всему курсу. При этом важно чередовать различные методы контроля, чтобы поддерживать интерес учеников и избегать однообразия.
Таким образом, формы и методы контроля знаний на уроках физики играют ключевую роль в образовательном процессе, обеспечивая не только проверку уровня знаний, но и стимулируя учеников к дальнейшему обучению. Важно, чтобы учитель использовал разнообразные методы контроля, которые соответствуют целям урока и особенностям учеников. Комбинируя традиционные и инновационные формы контроля, можно добиться более объективной и полной оценки знаний, а также повысить мотивацию учащихся к изучению физики.
Список литературы
Демидова М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю.
Добротин
, В.С.
Рохлов
// Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8-19.
Урунбаев
С.С. Новые подходы и методы обучения физике в современной школе / Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // Современные инновации №5 (27), 2018 – с. 67-69.
Физика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / А. Ю.
Пентин
; под ред. Г.
С. Ковалевой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 53 с.: ил.