Формы и методы работы на уроках математики в условиях ФГОС | Дружинина Марина Анатольевна. Работа №350170
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации уроков математики в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В ней рассматриваются различные формы и методы работы, которые могут быть использованы педагогами для повышения качества обучения и соответствия требованиям новых стандартов. Рассматриваются особенности работы с различными категориями учащихся, акцент на развитие универсальных учебных действий, использование интерактивных методов обучения и оценивание. Приведены примеры использования новых подходов на практике, а также важность их применения для успешной реализации ФГОС в учебном процессе.
Ключевые слова: ФГОС, формы работы, методы обучения, математика, универсальные учебные действия, интерактивные технологии, оценивание.
Формы и методы работы на уроках математики
в условиях ФГОС
Дружинина Марина Анатольевна, учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации уроков математики в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В ней рассматриваются различные формы и методы работы, которые могут быть использованы педагогами для повышения качества обучения и соответствия требованиям новых стандартов. Рассматриваются особенности работы с различными категориями учащихся, акцент на развитие универсальных учебных действий, использование интерактивных методов обучения и оценивание. Приведены примеры использования новых подходов на практике, а также важность их применения для успешной реализации ФГОС в учебном процессе.
Ключевые слова: ФГОС, формы работы, методы обучения, математика, универсальные учебные действия, интерактивные технологии, оценивание.
Математика всегда была одним из самых значимых предметов в школьной программе. В условиях современных образовательных стандартов, таких как Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), требования к преподаванию математики становятся всё более высокими и разнообразными. В частности, акцент сделан на развитии универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, интеграции различных форм и методов работы, которые способствуют развитию не только академических, но и личностных и социальных навыков школьников. В этой статье рассмотрены основные формы и методы работы, которые могут быть использованы на уроках математики в условиях ФГОС.
Одной из важнейших целей ФГОС является создание условий для того, чтобы каждый ученик мог развиваться, в том числе в рамках математики, в зависимости от своих индивидуальных способностей и интересов. Для этого учитель должен использовать разнообразные методы работы, направленные на личностное и метапредметное развитие учащихся. Применение традиционных методов обучения в сочетании с инновационными подходами становится важным аспектом успешной работы педагога. Например, методы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, такие как решение проблемных задач, организация исследовательской деятельности, проектной работы, способствуют развитию креативного и критического мышления учащихся.
Одной из основных форм работы в условиях ФГОС является активное вовлечение школьников в учебный процесс. Уроки должны быть направлены на то, чтобы дети сами искали решения математических задач, активно обсуждали возможные пути решения и, в конечном итоге, пришли к верному ответу. Это требует от учителя умения организовать процесс обучения так, чтобы каждый ученик мог проявить свою активность. Важно не просто давать готовые знания, а научить детей искать информацию, анализировать её, ставить цели и задачи, и работать над их решением. В этом плане важным инструментом являются методы исследования и проектирования. Например, при изучении геометрии можно предложить учащимся самостоятельно исследовать свойства различных фигур, строить модели и представлять их в виде презентаций.
Важным аспектом работы в рамках ФГОС является использование компетентностного подхода. Это означает, что обучение должно быть направлено на развитие у школьников не только знаний, но и умений применять эти знания на практике. В уроках математики важно формировать способность учащихся применять математические знания в различных сферах жизни. Для этого учителя используют методики, которые способствуют созданию реальных задач, моделирующих повседневные ситуации. Например, задачи на тему экономики, планирования бюджета, или задачи на применение теории вероятностей в реальной жизни помогут учащимся увидеть, как математика используется вне школьного класса.
Для достижения целей ФГОС в математическом обучении важной частью являются формы работы, которые способствуют индивидуализации обучения. Каждый ученик имеет свои особенности восприятия и способности, поэтому использование дифференцированного подхода становится особенно актуальным. Для этого учитель может предложить различные варианты заданий: для одних — более простые задачи для закрепления базовых навыков, для других — более сложные, требующие глубокого анализа и креативного подхода. Такой подход позволяет повысить мотивацию учащихся, ведь они видят, что задания соответствуют их уровню подготовки и интересам.
Интерактивные технологии и средства обучения также играют важную роль в современном уроке математики. Использование мультимедийных средств, онлайн-ресурсов, обучающих платформ способствует лучшему усвоению материала, а также помогает сделать занятия более увлекательными. Примером может служить использование виртуальных моделей для изучения геометрических тел или симуляторов для изучения статистических данных и теории вероятности. Важно, чтобы такие ресурсы были не просто добавлением к традиционным методам, а активно использовались для создания новых форм работы с учащимися. Например, использование онлайн-квизов и тестов позволяет оперативно проверять уровень усвоения материала и корректировать учебный процесс в реальном времени.
Методы обратной связи и оценки также претерпели изменения в условиях ФГОС. Оценивание теперь не ограничивается выставлением отметок, но включает в себя диагностику достижения личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы учащиеся понимали, какие навыки они развивают в процессе обучения, а также осознавали значимость этих знаний для своей дальнейшей жизни. Для этого учителя математики активно используют различные формы самоконтроля, рефлексии и взаимной оценки. Например, можно предложить учащимся анализировать ошибки, сделанные ими в процессе решения задач, и вырабатывать способы их исправления. Это помогает не только в усвоении материала, но и в развитии самостоятельности.
Кроме того, проектная деятельность на уроках математики становится важной частью работы в рамках ФГОС. Например, ученикам можно предложить проекты, связанные с исследованием теории вероятностей в разных сферах жизни, такими как экономика, спорт или медицина. Работая в группах, учащиеся не только изучают математические теории, но и учат их применять в реальных ситуациях. Это способствует развитию критического и творческого мышления, а также помогает учащимся научиться работать в команде.
Таким образом, в условиях ФГОС необходимо использовать широкий спектр форм и методов работы, которые способствуют развитию не только математических знаний, но и умений применять эти знания на практике, развивать критическое и креативное мышление, а также способности к самоорганизации и сотрудничеству. Для этого важно использовать дифференцированный подход, интерактивные технологии, методы проектной и исследовательской деятельности, а также систему комплексного оценивания, которая учитывает личностные достижения каждого учащегося.
Список литературы
Захарова С.
Н., Математические кружки и игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС/ С.Н. Захарова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. С. 31-35.
Маринова
И. В.
А
нализ требований к структуре современного урока согласно ФГОС
по учебному предмету «М
атематика» // Вестник
ТИУиЭ
. 2023. №2 (38).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-trebovaniy-k-strukture-sovremennogo-uroka-soglasno-fgos-po-uchebnomu-predmetu-matematika-1
Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 264 с.
Самажанова
А. М.,
Кармакова
Н. И.
Р
еализация системно-
деятельностного
подхода при обучении математике // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2018. №10 (18).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-pri-obuchenii-matematike