Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формы и методы работы с детьми по развитию духовно-нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №353785

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Консультация по теме:

«Формы и методы работы с детьми по развитию духовно-нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста»

 

 

1 СЛАЙД : Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

2 СЛАЙД  Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

 

3 СЛАЙД: Духовное- нравственное  воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Таким образом,  духовно -  нравственное   воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. 

 

  4 СЛАЙД  Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий, поэтому в  методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014),  где одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Исходя из Концепции на этапе дошкольного образования формируем у детей:

·        представление о добре и зле,

·        трудолюбие, бережливость,

·        развитие совести,

·        национальные ценности,

·        оценка поступков,

·        ценность человеческой жизни

 

5 СЛАЙД

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

*воспитывать нравственные качества личности ребёнка - доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, трудолюбие…

*заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией

* обеспечить понимание основных социальных ролей, моральных и этических норм- при взаимодействии с другими людьми, учить сотрудничать, договариваться, соблюдать правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (роли в с/р играх).

* воспитывать милосердие, умение прощать обиды, желание помогать другим.

* учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти, не делать другим того, чего не желаешь себе.

 *воспитывать трудолюбие, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 

*приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям. 

Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи, педагоги и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка.

 

6 СЛАЙД  Выделяют следующие направления духовно-нравственного воспитания:

1. Духовно-образовательное  (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.);

2. Воспитательно - оздоровительное  (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные);

3. Культурно-познавательное  (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, презентаций; прослушивание аудиозаписей; организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев , встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты);

4. Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам, атрибутов для игр).

 

7 СЛАЙД Для успешной работы в этих направлениях использую    разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

             Наглядный:

- показ иллюстраций при чтении произведений устного народного творчества;

-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; наглядного материала;

- моделирование сказок.

        

Словесные методы.

- рассказ или беседа;

- чтение и рассказывание произведений художественной литературы; - беседа с элементами диалога;

- разбор житейских ситуаций

            Практический метод.

изготовление с детьми наглядных пособий; поделок на выставки или для участия в акциях;

- организация вечера с родителями;

-проведение игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

- проведение экскурсий различной направленности;

- творческая деятельность

 

8 СЛАЙД     Методы формирования нравственных представлений объединяются в три группы:

 

9 СЛАЙД  Методы формирования сознания личности в ДОУ направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых.  При выборе методов формирования сознания личности педагоги учитывают уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления.

                 Некоторые из этих методов:

·         Рассказ.  Яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. 

·         Разъяснение.  Эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определённому поступку, который уже совершён. 

·         Беседа. Метод, связанный с диалогом. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа — это привлечение самих детей к формированию у них определённых суждений, оценок. 

·         Пример. Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспитателю, дети любят говорить о нём постоянно и причём только самое хорошее. 

 

 

СЛАЙД  10    При использовании методов поощрения, наказания и поддержки важно учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании. 

                       

                 Методы поощрения дошкольников:

Одобрение. Его можно выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы ребёнка. 

·         Похвала.  Она сконцентрирована на конечном продукте, успешном

·         завершении ребёнком чего-либо.  Активный пример сверстников. Метод основан на детском стремлении к подражанию. 

·         Рассказ о примерном поведении, хорошем поступке ребёнка. Можно рассказать о нём людям, мнение которых не безразлично ребёнку. 

·         Метод естественных последствий. Например, «Молодец, что догадался помочь: мы быстро управились с делами, и теперь у нас осталось время почитать». Ребёнок понимает, что заслужил награду благодаря хорошему и правильному поступку. 

 

При использовании методов поощрения важно соблюдать чувство меры. Если ребёнка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. 

 

 

 

 СЛАЙД   11        Методы наказания дошкольников:

·         Замечание.  Его нужно сделать так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка. 

·         Выговор.  Нужно серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения. 

·         Лишение ребёнка чего-то приятного.  При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. 

·         Лишение каких-либо привилегий.  Например, не выбирать на главные роли в игре.

·         Обсуждение детского проступка в коллективе сверстников.  Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. 

 

  

СЛАЙД   12        Методы поддержки дошкольников:

·         Выражение одобрения жестами. Например, можно одобрительно улыбнуться ребёнку, коснуться его головы во время рисования. 

·         Словесное выражение одобрения. Стоит хвалить даже за маленькие успехи и поведение ребёнка. 

·         Использование выражений «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 

 

СЛАЙД   13  Выделяют  так же четыре метода организации продуктивной деятельности дошкольников: 

 

1.     Информационно-организационный.  Обеспечивает восприятие готовой информации.  С его помощью дети получают задание с детальной пошаговой инструкцией для выполнения. 

2.     Репродуктивный.  Направлен на углублённое получение знаний о способах деятельности. Как правило, это происходит при освоении различных изобразительных техник. 

3.     Эвристический.  Требует от дошкольника выдвижения гипотез в отношении решения той или иной проблемы (например, как увеличить размер поделки). 

4.     Исследовательский.  Предполагает решение многокомпонентной задачи.  Например, дети рисуют на свободную тему, или тема оговаривается в общих чертах.  Каждый из этих методов может использоваться и в контексте духовно-нравственного воспитания, например, каждая образовательная деятельность или беседа закрепляется продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием)

 

СЛАЙД    14    Роль педагога в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольника заключается в том, чтобы быть наставником в воспитании духовно-нравственных начал. 

 

*воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро и быть в состоянии творить добро;         * создавать условия для восприятия детьми целостной картины мира;  *формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; 

*развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;                           * ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. 

 

СЛАЙД  15  Также важную роль играет сотрудничество педагога с родителями. 

 Для этого используются родительские собрания, консультации, а также проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, праздники

анкетирование и тестирование; наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр) -привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики; -выставки совместного творчества.

 СЛАЙД 16                               ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Я, Сейчас  вам предлагаю  рассмотреть  разные  педагогические ситуации (для каждой возрастной группы), и все вместе  попробуем их решить.

ЯСЛИ Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?

СЛАЙД 17 Ответ. 1. Пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить свое отношение к драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Эта ситуация позволяет закрепить правило: « Драться и обижать других нельзя».

Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, можно погасить ссору, предложив новые действия и впечатления: «А давайте пойдем поливать цветы!». Новое занятие (да ещё вместе с воспитателем) снимает конфликт

СЛАЙД 18

2 МЛАДШАЯ ГР. Во время игры Таня (3,5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?

СЛАЙД 19

Ответ. В этом возрасте ребёнок неосознанно обращается к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В его сознании пока отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Дети этого возраста уже умеют играть вместе одной игрушкой. Для развития этого умения необходимо научить их выполнять определённые правила, например, просить игрушку у товарища, а не отбирать ее.

СЛАЙД 20

СРЕДНЯЯ ГР. Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю?

СЛАЙД 21

Ответ. Если отказ не вызывает отрицательной реакции и дети играют дружно, нарушать игру не следует, но если конфликт налицо - напомнить, что делиться игрушками – необходимо

СЛАЙД 22

СТАРШАЯ ГР. Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?

СЛАЙД 23

Ответ. Володе нужно дать другое задание, тоже интересное, но не главное. Например, сказать Володе: «Летчики работают через день. Сейчас ты, Володя, отдыхай, а Серёжа полетит в Москву. У тебя выходной и ты можешь помочь товарищу строить дом »

СЛАЙД 24

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА. В подвижной игре дошкольник нарушил правило и стал считаться выигравшим. Другой с целью стать победителем тоже нарушил правило. Почему это происходит и как на это реагировать?

СЛАЙД 25

Ответ. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей как правильные, так и неправильные. Для нейтрализации негативных примеров важна поддержка воспитателя. Если дети протестуют, их следует поддержать и предложить всем вместе повторить или уточнить правила игры. Если дети соглашаются с нарушением, им следует напомнить, что нечестная игра не даёт права выигрыша. Правила служат препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

СЛАЙД 26

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный.  Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.  Такие ценности во все  времена скрепляли наше Отечество,  формировали национальные традиции и  моральные  устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и  культурно-духовную самостоятельность.

Но и конечно же окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи, педагоги и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка.

 Спасибо за внимание!

Список литературы:

1.Шевченко Л.Л.  Добрый мир. Православная культура для малышей, Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества,  М:, 2011

 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект,  А. Я. Данилюк., А. М. Кондаков., В. А. Тишков., Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 с 4.

3. Гладких Л.П., Основы православной культуры, мир – прекрасное творение. Л.П. Гладких, В.М. Меньшиков., Курск.: 2008. 324с.

4.Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду Т.В. Антонова, под ред. Т. С. Комаровой, М.: 2008. 196с.

5. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен, Педагогика. 2008.№9. 21-33 с. :

6.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М:, 2010

 

 

Прикрепленные файлы:
6e9393e817e1b8ccf039b6ecbd17f211.pptx
Пожалуйста, подождите.
x
×