Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физики в средней школе | Хабарова Зоя Александровна. Работа №330112

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассмтрены особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики в средней школе. Предлагаются формы и методы работы с детьми с особенностями развития для их адаптации в современных условиях и подготовки их к жизни в социуме, указаны рациональные сочетания  при составлении плана урока. Особое внимание уделяется эксперименту, организации, проведении  и оформлении лабораторных работ на уроках физики. Перечислены общие принцыпы, которые позволяют учесть разный уровень развития и подготовки детей с особенностями развития.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 11 г. Нижневартовска Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
ФОРМЫ И МЕТОДЫРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Подготовила учитель физики
высшей категории
Хабарова Зоя Александровна
г. Нижневартовск 2022
Физика занимает особое место среди учебных предметов средней школы. Это фундаментальная наука, изучающая закономерности окружающей действительности. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) физике позволяет подготовить их к жизни в социуме, ориентироваться в современных условиях. Еще недавно такие дети воспитывались и учились в специализированных коррекционных школах и школах-интернатах. В последнее время в образовании стали проводиться реформы, призванные помочь особым детям влиться в общество, обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками и стать со временем полноценными членами социума. Для достижения результата в обучении необходимо адаптировать программы средней школы по предметам, сделать их более гибкими.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию обучающихся. Она обеспечивает равное отношение ко всем учащимся и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Для успешного освоения общеобразовательной программы по физике учащимися с ОВЗ необходимо предоставить особые условия. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуальной форме выполнения заданий, о качественном подходе при оценивании результатов.
Главная задача всех участников образовательного процесса – развитие личности обучающегося.. В современных условиях учащиеся получают полезную информацию по различным каналам: общаясь с преподавателем, работая с учебной, научно-популярной, художественной литературой, через СМИ и интернет. Информации очень много, и одна из задач учителя - научить работать с потоком информации, отделять главное от информационного шума. Не менее важная роль отводится осознанию и пониманию полученной информации. При обучении детей с ОВЗ возникают еще и другие проблемы, связанные с особенностями развития обучающихся.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельной группе для студентов с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у обучающихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и другое. Исходя из этого, современные требования к уроку состоят в следующем:
реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функции обучения;
соответствие урока принципам обучения;
организационная четкость урока; - оптимизация учебно-воспитательного процесса;
соответствие содержания урока учебным программам;
осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
повышение самостоятельности учащихся.
В отдельных группах наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются:
организация начала урока;
проверка усвоения ранее изученного;
сообщение целей и задач урока;
объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;
закрепление материалов;
подведение итогов урока;
сообщение домашнего задания.
Для начала урока целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают учащихся. Это могут быть ребусы, кроссворды и т.д. Проверка усвоения ранее изученного - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания.
Цель таких заданий: контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов.
Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы. Могут быть использованы такие работы, как программированный диктант ( даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово), различного рода тесты и т.п.
Следующий этап урока - объяснение нового материала. На этом этапе используются такие методы, как:
• Словесный
• Наглядный.
• Практический.
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности При организации урока учитывается индивидуальный темп работы обучающегося, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п.
При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы подумываю задание посильного характера – ведь, работая в группе, ребенок с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно.
Для лабораторной работы требуется правильное оформление записи в тетради, которая включает в себя: тему, цель работы, приборы и таблицу. В этом случае допускается запись результатов в строчку, без таблицы. Преподаватель физики должен учитывать особенности познавательной деятельности и эмоциально-волевой сферы лиц с ОВЗ. Так, как все учащиеся имеют разный уровень подготовки, учитель подбирает задание и способ подачи материала строго индивидуально.
Интересными для детей с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения
На таких уроках создаются все условия для самоутверждения ребенка с ОВЗ и веры в свои силы, совершенствуется умение анализировать, обобщать, делать выводы
Эти ученики не могут выполнять одну работу длительное время. Смена деятельности им просто необходима, и это нельзя забывать.
Можно отметить еще одну важную возможность – видеоуроки. В течение урока я использовал фрагменты видеоуроков, размещенных в сети. Поэтому у учеников была возможность послушать объяснения одной и той же темы разными учителями. И в качестве домашнего задания, помимо традиционных элементов, я стал использовать просмотр видеоуроков по определенным темам.
Так, как все учащиеся имеют разный уровень подготовки, учитель подбирает задание и способ подачи материала строго индивидуально. Но, так же существуют и общие принципы работы с такими детьми. Перечислим те, которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали. Это:
наглядность(плакаты, презентации, индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, детская энциклопедия);
цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами; индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);
-большое количество опытов на уроке и в качестве домашнего задания;
сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;
предоставление дополнительного времени для их выполнения;
разрешение выполнять их дома или в кабинете дефектолога, где не будет отвлекающих факторов;
использование предложений с пропущенными словами и числами;
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; - обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
четкость в изложении материала;
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
акцентирование внимания на хороших оценках;
игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества.
Список использованной литературы
Боброва С.В. Физика. VII - X классы: нестандартные уроки
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html
http://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×