Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках биологии | Потемина Анастасия Сергеевна. Работа №337741

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Выдающиеся, одаренные обучающиеся являются ключом к будущему прогрессу. Распознавание и поддержка их уникальных качеств требует глубокого понимания природы одаренности и активного стимулирования ее развития. Голистический подход к каждому талантливому ребенку, учитывая его индивидуальность, критичен для полного раскрытия их навыков, обеспечивая поддержку в демонстрации его полного потенциала и содействия его успешной самореализации. В данной статье мы рассматриваем формы и методы работы с одаренными обучающимися в рамках урочной системы.

Потемина Анастасия Сергеевна,

учитель биологии

г. Ярославль

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

«Необходимо разработать комплексный механизм выявления и поддержки одаренных детей, обеспечивая их непрерывное развитие на всех этапах формирования индивидуальности» (из Послания Президента Федерации Федеральному Собранию).

Наиболее обширная группа обучающихся – это учащиеся, обладающие универсальной (академической), а не узкоспециализированной одаренностью. Идентификация и стимулирование учеников с универсальной одаренностью представляет собой значимый вызов в современной педагогике.

Комплексная одаренность является краеугольным камнем эффективности и находит отражение в многообразии профессиональных сфер. Для актуальной российской образовательной системы важной задачей становится формирование интегрированного пространства начального и дополнительного образования детей с целью адаптации процессов обучения и развития личностных качеств у обучающихся, обладающих комплексной одаренностью.

В условиях, когда отсутствует разработанная и эффективно функционирующая система для выявления и поддержки талантливых учащихся, могут наблюдаться негативные тенденции в образовательном процессе. Это включает в себя недостаточную учебную мотивацию среди школьников, стремление учиться на уровне, не соответствующем их настоящему потенциалу, а также проявление пассивности и неспособности к самостоятельной активной учебе. В конечном итоге это может привести к тому, что выбор будущей профессии и области дальнейшего обучения будет совершаться наугад, без учета личных склонностей и интересов.

Также присутствует вызов нахождения учителя, квалифицированного для поддержки развития детской одаренности во время его социальной интеграции.

В изученных научных трудах подробно описаны все критерии, которым должен отвечать педагог, аспирирующий к работе с талантливыми учениками. Эти критерии охватывают профессиональную и личностную компетентность для эффективной поддержки одаренных детей. В их числе:

- владение специализированными методами идентификации одаренности, применение передовых образовательных подходов, направленных на стимулирование развития и самоактуализацию личности, а также овладение научно-исследовательскими навыками;

- развитие психологической грамотности, способность к флексибильному и креативному мышлению в образовательном процессе;

- наличие сформированности педагогической идентичности, включающей в себя конструктивное самоощущение учителя, глубокие ценностно-мотивационные установления, нацеленные на непрерывное профессиональное и личностное развитие.

При изучении работы с одаренными учащимися выявляются различные вызовы, включая следующие:

- не полностью развита система психологического и педагогического сопровождения одаренных детей;

- отсутствует разработанная система определения и поддержки талантливых детей, включая отсутствие квалифицированных специалистов, обученных для идентификации, сопровождения, и стимулирования развития одаренности у детей;

- ограниченное обеспечение школы актуальным научно-педагогическим оборудованием, учебно-дидактическим материалом, образовательными программами;

- недостаток структурированной программы для развития навыков и компетенций учителей в области обучения талантливых учеников;

- недостаток времени у педагога и низкий уровень мотивации для тщательной организации обучения талантливых студентов в контексте образовательного процесса для различных уровней подготовки;

- ограниченная индивидуализация учебного процесса для одаренных учеников;

- недостаток целенаправленной подготовки со стороны педагогов к участию учащихся в олимпиадах различного статуса по предметам;

- Недостаточно точны методы и параметры анализа эффективности обучения одаренных учащихся.

Анализируем вопрос взаимодействия с одаренными учащимися в контексте занятия, являющегося ключевым элементом образовательной деятельности. Применение стратегий, методик и техник в пределах учебного сеанса должно характеризоваться многогранностью и ориентацией на различение и адаптацию обучения.

Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с талантливыми учениками в рамках академических занятий, важно обустроить соответствующую среду:

1. каждый член школьного коллектива должен осознать значимость этой деятельности;

2. укрепить фокус на проблематике развития позитивной учебной мотивации;

3. выработать осознание того, что внедрение системы взаимодействия с талантливыми студентами - ключевой аспект деятельности образовательного учреждения;

4. коммуникация педагога с талантливым учеником должна строиться как поддержка, целящаяся в полноценное развитие его потенциала.

5. поддерживать непрерывное улучшение образовательного и воспитательного процесса в школе для стабильного уменьшения академической и психологической нагрузки.

Необходимо подчеркнуть, что учителя зачастую сталкиваются с проблематикой в деле реализации индивидуального подхода к развитию выдающихся способностей учеников в конкретных учебных дисциплинах, например, в области биологии. Эта сложность возникает из-за недостаточного внимания и анализа данной темы в рамках современных образовательных методик. К сожалению, ограниченность подходов и стратегий в образовательной практике может привести к невозможности полноценного развития и реализации индивидуальных талантов некоторых учеников.

В нашей педагогической работе мы часто сталкиваемся с проблемой недостаточной заинтересованности учеников по отдельным учебным дисциплинам. Применение различных методик мотивации, особенно в контексте биологии, позволяет не только выявлять учащихся с нестандартным мышлением, но и способствует их творческому развитию. Например, использование парадоксальных утверждений, базирующихся на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), стимулирует критическое и творческое мышление, поскольку такие данные провоцируют поиск нестандартных решений. Введение проблемных ситуаций в начале занятий стимулирует интеллектуальную активность группы. Интеграция биологии с художественной литературой обогащает занятия, создавая межпредметные связи и демонстрируя универсальность научных знаний. Анализ жизненных примеров делает обучение прикладным и практически значимым. Привлечение искусства в изучение биологии учит абстрактному мышлению. Техника «Черный ящик» улучшает логические способности. Использование народной мудрости в форме загадок и пословиц углубляет понимание биологических процессов через культурный контекст. Пояснение значимости учебного материала помогает понять его прикладную ценность. Задания на нахождение ошибок в тексте и формирование смысловых пар развивают критическое и ассоциативное мышление. Игры на логику и использование цитат известных людей способствуют развитию метапредметного анализа и обогащению кругозора учащихся. Эти методы активно применяются в работе с талантливыми и одаренными детьми, стимулируя их развитие.
1. Участие в предметных олимпиадах и конкурсах помогает идентифицировать учащихся с высокой мотивацией и глубоким интересом к определённым научным дисциплинам. Эти ученики обычно достигают высоких результатов в научных соревнованиях и часто выбирают карьерный путь, связанный с такими науками, как химия и биология.

2. Кружковая деятельность, ориентированная на такие направления как издание школьных и классовых газет и разработка школьных веб-страниц и личных блогов, способствует транспарентности образовательного процесса перед обществом. Это дает возможность учащимся развивать навыки самоорганизации, командной работы и решения задач, а также обогащает их знаниями и навыками применения информационных технологий в реальной жизни. Для успешного осуществления такой деятельности необходима координация взаимодействия между учащимися и педагогами, формирующаяся в рамках творческих коллективов.

3. Изучение дополнительных программ по конкретному предмету способствует структурированию обучающей системы, направленной на подготовку юных учеников к участию в различных олимпиадах, творческих и научных конкурсах, а также к успешной сдаче экзаменов. В процессе работы в рамках предметного кружка, обучающиеся активно занимаются коллективной работой по сбору необходимых сведений, связанных с изучаемой тематикой, и обращаются за профессиональным советом к своему педагогу. Данный подход к обучению, основанный на принципах взаимопомощи и обмена знаниями в формате круглого стола, ведет к значительному повышению уровня знаний и компетенций учащихся.

4. Тематические дни и недели способствуют идентификации энтузиастов среди учащихся, вносящих вклад в организацию и реализацию данных событий совместно с педагогом.

5. Посещение экскурсий является наиболее захватывающей формой дошкольного и школьного образования. В ходе таких поездок учащиеся осваивают историко-культурное наследие своего региона, знакомятся с уникальными естественными объектами. При походах в лесной массив молодежь обучается навыкам выживания: созданию огня, приготовлению еды на природе, командной работе. Это также блестящая возможность использовать теоретические знания в реальных условиях. Особую ценность представляют экскурсии в теплый период года. Отчеты о поездках ученики могут представлять в формате докладов, размещать в изданиях образовательного учреждения.

Следовательно, процесс обновления системы образования в России, повышение стандартов обучения в рамках компетентностного подхода, динамичный научно-технический прогресс, а также изменяющиеся социокультурные реалии выдвигают перед человеком сложные задачи, которые могут быть успешно решены лишь индивидуумами с творческим мышлением, способными адаптироваться к новым условиям. В этом контексте, для того чтобы воспитать таких личностей, способных реализовывать свой потенциал и развивать свои таланты, педагогам предстоит преодолеть ограничения устоявшейся образовательной практики. Это предполагает применение разнообразных и эффективных форм и методов обучения, направленных на целенаправленное и систематическое развитие одаренности у учащихся.

Выдающиеся юные таланты являются ключом к будущему прогрессу. Распознавание и поддержка их уникальных качеств требует глубокого понимания природы одаренности и активного стимулирования ее развития. Голистический подход к каждому талантливому ребенку, учитывая его индивидуальность, критичен для полного раскрытия иш навыков, обеспечивая поддержку в демонстрации его полного потенциала и содействия его успешной самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей / Л.А. Аксенова // Лит. в шк. – 2006. – №7. – С. 37-38.

2. Акутина С.П. Воспитание = семья и школа / С.П. Акутина // Клас. рук. –2007. – №3. – С. 130-143

3. Андрэас Д. Структура и развитие причинно-экспериментального мышления: от младшего подросткового возраста до юности / Д. Андрэас и др. // Исслед. работа школьников. – 2004. – №3.– С. 40-59.

4. Апатенко Н. Одаренные дети: [по материалам Московского международного форума «Одаренные дети»] / Неонила Апатенко, Иван Мазур. – М.: ИЦК «Академкнига», 2003. – c. 504

5. Арцев М.Н. Положение о городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» научного общества учащихся / М.Н. Арцев // Завуч. – 2004. – №5. – С. 69-72.

6. Асташина Н.И. Творческие задания на уроках биологии и экологии как средство развития индивидуальных способностей учащихся / Н.И. Асташина //Биология: прил. к газ. «Первое сентября». – 2006. – №17. – С. 25-28.

7. Барбитова А.Д. Одаренность, или «Нестандартный ребенок»: от теории к практике / А.Д. Барбитова // Одар. ребенок. – 2007. – №1. – С. 17-32. – Библиогр.: с. 32 (13 назв.).

8. Батурин Н.А. Универсальная методика для изучения уровня и структуры интеллекта / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский // Вопр. психологии. – 2005. – №5. – С. 131-139. – Библиогр.: с. 139 (7 наим.).

9. Белоглазова Л. Педагогика трех «У»: литературное творчество как сред- ство развития личности / Л. Белоглазова // Учитель года: лучшее от лучших. – 2004. – №10. – С. 70-74.

10.Блинова Д.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности / Т.В. Блинова // Исслед. работа школьников. – 2003. – №1. – С.100-104.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×