«Формы и методы в работе по развитию речи с дошкольниками». | Наталия Викторовна Коновалова. Работа №316638
Р. Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить». Говорите с детьми!».
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Статья:
«Формы и методы в работе по развитию речи с дошкольниками».
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.
Формы работы с детьми могут быть различны:
- образовательная ситуация;
- ситуация общения,
- проектная деятельность,
- игра.
Главными задачами создания и применения образовательной ситуации является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме, позволяющих смоделировать для детей реальную действительность и возможные варианты поведения. Образовательные ситуации необходимо включать в различные моменты образовательного процесса.
Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация – такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определённой задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в различных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.
В каждой ситуации перед детьми возникает какая-то социальная проблема, требующая личного решения, и воспитатель направляет детей на поиск этого решения.
Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:
- Игровые;
- Практические;
- Театрализованные;
- Проблемно-игровые;
- Проблемные.
Так же образовательные ситуации можно разделить на:
- заранее спланированные;
- спонтанно возникшие.
В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнёрские отношения во времена поиска.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» также возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.
В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а также поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов:
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
- дидактические игры, игры–драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Необходимо использовать ежедневно и многократно ситуации такого рода, как бы просты на первый взгляд они не казались, ведь как говорил М. Р. Львов: «Чтобы научиться говорить, надо говорить». Говорите с детьми!»