Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы общения участников образовательного процесса | Борисова Наталья Анатольевна. Работа №354241

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматрены существующие формы общения участников образовательного процесса. Особое внимание уделено теоретическим и практическим исследованиям инновационных форм сотрудничества. Этот процесс представлен как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)» .

Формы общения участников образовательного процесса

В рамках данной статьи предстоит рассмотреть существующие формы общения. Особое внимание следует уделить теоретическим и практическим исследованиям инновационных форм сотрудничества.

В работах современных авторов дается разъяснение понятия «общение». Этот процесс представлен как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)» [59, с. 56]. В.М. Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга [59].

Б. Д. Барыгин рассматривает общение, как «взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой» [63, с. 156]. М. И. Лисина под общением понимает «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов» [80, с. 196].

«Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект» [76, с. 143].

Обучение предполагает взаимодействие между собой всех его участников: обучающихся, педагогов, родителей или законных представителей. Это сотрудничество многоплановое, характеризующееся целенаправленностью, активностью, осознанностью и согласованностью взаимодействия. Это процесс взаимного влияния друг на друга людей, объединенных общими интересами, задачами, ориентированными друг на друга реакциями [32, с. 245].

В ходе взаимодействия между участниками образовательного процесса устанавливаются определенные связи: информационные связи, проявляющиеся в обмене между педагогом и обучающимся; организационно-деятельностные связи; коммуникативные связи; связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. Сам процесс взаимодействия позволяет участникам сформировать межличностные отношения, усвоить опыт, получить и накопить новые знания, выработать практические умения и навыки, сформировать взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

В качестве компонентов взаимодействия можно выделить эмоциональный, оценочно-рефлексивный, операционально-деятельностный, ценностно-смысло-вой, потребностно-мотивационный (таблица 1).

На эффективность взаимодействия оказывают большое влияние личностные качества участников, как авторитарный стиль общения, низкая педагогическая культура, недоверие, неспособность правильно оценивать возможности или их переоценка, отсутствие желания заниматься воспитанием, субъективный подход к оценке качества образования. Данные факторы стоит учитывать для достижения более высокого уровня взаимодействия.

Взаимодействие участников образовательного процесса можно представить в виде нескольких моделей: обучающийся обучающийся, педагоги –обучающиеся, педагог –родители, администрация – педагоги (специалисты) [63, с. 72].

Модель обучающийся – обучающийся

Основной формой в этой модели взаимодействия у младших школьников является игра.

При такой форме взаимодействия используются различные виды игровой деятельности: творческие и игры с правилами. К творческим играм относятся сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные. В качестве игр с правилами модно назвать дидактические, подвижные, народные забавы).

При использовании игровой деятельности у обучающихся развивается эмоциональная сфера и психические процессы личности. Игра представляет собой мощное средство успешной социализации учащегося. Переживая в игре определенное событие, ребенок приобретает эмоциональный опыт. А сочетание индивидуальной деятельности с совместной работой со сверстниками позволяет сформировать у детей способность работать в группе, воспитать ответственность, проявить при этом индивидуальные и способности. Компоненты взаимодействия участников модели приведены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты взаимодействия участников образовательного процесса [7]

Компоненты

Эмоциональный

Способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс.

Оценочно-рефлексивный

Способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений.

Операционально-деятельностный

Способность к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания

Ценностно-смысловой

Признание опыта родителей по воспитанию детей, осознание ценности совместной деятельности, понимание своего места и роли в разных формах взаимодействия.

Потребностно-мотивационный

Потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий.

Интеллектуально-когнитивный

Способность изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений.

 

В более старшем возрасте между учащимися выстраивается межличностное общение. При анализе процесса взаимодействия учащихся средней и старшей школы можно выделить три уровня: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный [52, с. 185].

Социально-ролевой уровень общения предполагает выполнение обучающимся функций, предписанных ему группой. Обучающийся должен знать, принятые группой нормы и правила, а члены группы ожидают от него выполнения определенных условий и обязательств.

При деловом уровне общения предполагается, что обучающиеся будут объединены при совместной деятельности.

Интимно-личностный уровень предполагает общение обучающихся, которым необходимы доверительные отношения, сочувствие, открытость.

Еще одна концепция описания уровней межличностного общения предложена Э. Берном. Он рассматривает общение как «своеобразную ролевую драматургию, где участники коммуникации осознанно или бессознательно играют свои роли в ситуации общения» [14, с. 452]. Он выделяет шесть форм социального поведения, регулирующих процесс взаимодействия между участниками коммуникации:

замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически он вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, на школьной перемене, в совместных поездках с классом и т.д.;

ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не несущие прагматической нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возможность провести время совместно, но не сближаясь;

времяпрепровождениеполуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно не так стилизовано и не так предсказуемо, как ритуал, но обладает некоторой повторяемостью. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы;

совместная деятельность — взаимодействие, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи;

игры — наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игры — скрытая мотивация ее участников;

близость - свободное от игр общение, предполагающее теплое, заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Модель педагоги - обучающиеся

При данной форме взаимодействия педагогом используются наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Наиболее результативной формой взаимодействия является проектная деятельность. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

По характеру взаимодействия формы могут быть позитивными и негативными. К негативным формам относят: конфронтацию между педагогом и обучающимся; подавление педагогом обучающихся в ходе занятия; конфликт педагога с детьми.

Рассмотрим позитивные формы взаимодействия: диалог, сотрудничество, опека.

Рассмотрим позитивные формы взаимодействия.

Диалог форма взаимодействия, требующая от педагога определенных личностных качеств, среди которых: высокий уровень эмпатии, гибкость мышление, адекватная самооценка, отсутствие стереотипов в восприятии обучающихся.

Сотрудничество форма взаимодействия, предполагающая контактность педагога, наличие высокого уровня коммуникативных способностей, его вежливость и эмоциональная стабильность,совместное определение учебных целей и планирование образовательного процесса, совместное распределение сил и средств с учетом возможностей участников.

Опека – форма взаимодействия в основе которой лежит социальная активность педагога, забота педагога об обучающихся, умение прийти на помощь.

М. Т. Громкова определяет взаимодействие как процесс изменения образа мысли, слова, действия, что и подразумевает собственно образование. При этом именно педагог выполняет функцию создания условий для осознания окружающего мира, отдельных явлений, в нем происходящих. Учитель проектирует модели общения, участником которого выступают учитель и ученик, когда с одной и с другой стороны совершаются действия, изменяющие сознание всех участников [24, с. 145].

Автор выделяет следующие модели психолого-педагогического процесса:

1. Принижена значимость потребностей ученика в угоду правилам и норма. Данная модель основана на концепте «надо», что создает определенную несвободу, нелюбовь и психологическое давление. Основной проблемой является отсутствие демократического общения, гуманного отношения и на первый план выходит дидактизм, а процессы воспитания носят «обслуживающий» характер.

2. Противоположенная модель, когда преувеличено значение воздействия на потребности, но принижена значимость воздействия на нормы и способности основана на ключевом слове «хочу» и часто проявляется в крайностях: либо в сторону материального, либо в сторону духовного; часто провозглашаются ценности свободы, гуманизма, которые на практике деформируются во вседозволенность. Подобные модели часто свойственны частному образованию, где родители диктуют свои желания как требования поскольку платят деньги.

3. Преувеличено значение воздействия на способности, принижена значимость норм и потребностей. Модель ориентирована на «могу», что часто формирует позицию преувеличения собственной индивидуальности, исключительности, завышенный уровень притязаний. Игнорируя потребности и ценности социума, она способствует обособленности, разрушению социальных связей, неуважению к нормам.

4. Наиболее гармоничное воздействие с точки зрения М. Т. Громковой является соразмерным. Оно одновременно акцентирует внимание на потребностях, нормах и способностях, что предполагает окультуривание образа мыслей, слова, действия, то есть модель опирается на развитие по схеме: человек – индивид – личность.

М.Т. Громкова отмечает, что данные модели, реализуемые конкретным преподавателем, должны быть встроены в образовательный процесс, и не исчерпывают всего многообразия и могут варьироваться с учетом особенностей личности педагога и образовательного учреждения.

Модель педагоги - родители

Общение педагогов с родителями школьников реализуется посредством различных форм, которые разными исследователями могут классифицироваться по-разному. Среди авторов классификаций можно выделить: И. С. Иванова, М. Т. Громкова, В. Д. Семенов, М. А. Данилин, Ю. К. Бабанский, М. Е. Дурани и др.

И. С. Иванов выделяет традиционную и нетрадиционную формы взаимодействия. К традиционным формам он относит родительское собрание, работу с родительским комитетом, организацию соревнований, консультации, беседы, совместное проведение праздников, посещение обучающихся на дому[7, с. 156]. Структуризация традиционных форм представлена в таблице 2.

Нетрадиционные формы взаимодействия направлены на установление контактов в неформальной обстановке, в новой для себя обстановке участники лучше узнают друг друга. Основой построения взаимодействия при этом являются: открытость, искренность, построение диалога, отказ от критики и оценки партнера по общению. Нетрадиционные формы взаимодействия также можно разделить на группы. Т. В. Кротова предложила схему классификации нетрадиционных форм (таблица 3) [31, с. 89.].

Таблица 2

Традиционные формы взаимодействия с участниками образовательного процесса

Традиционные формы взаимодействия

коллективные

Родительские собрания Проводятся в групповом формате

групповые

Консультации, конференции

индивидуальные

Индивидуальные консультации, беседы, телефонный разговор, переписка

наглядные

Стенды, выставки, ярмарки, дня открытых дверей

 

Наглядно-информационные формы могут быть информационно-ознакомительным и информационно-просветительскими [41, с. 31].

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы, педагогами. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития, обучения и воспитания. К ним относятся: конференции, семинары, мастер–классы.

В некоторых источниках неформальные формы имеют название инновационныхэто родительские университеты, конференции, тренинги, родительские ринги, час вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам, дни открытых дверей, родительские клубы, коллективные творческие дела, деловая игра, взаимодействие в сетевом формате [20, с. 39].

Немаловажную роль, кроме форм взаимодействия играют и принципы на которых строится образовательный процесс.

 

Таблица 3

Нетрадиционные формы организации взаимодействия

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой образовательного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Принцип субъектности ориентирован на признание учащегося полноправным субъектом учебно-воспитательного процесса, способного влиять на него и изменять его в соответствии со своими потребностями, возможностями и стремлениями. Принцип предполагает гуманистическую направленность взаимоотношений и опору на личностно-ориентированный подход в обучении.

Принцип системного подхода к методам психологической проверки и личностного воздействия должен опираться на специфику личностных особенностей развития, возрастных аспектов развития, а также существующей социально-педагогической ситуации.

Принцип распространенности психического развития учащегося ориентирован на максимизацию раскрытия его способностей, полноценное использование его возможностей, складывающихся и проявляемых в специфических разновидностях деятельности ребенка.

Принцип деятельности заключается в том, что педагог стремится привлекать школьника к разнообразным видам деятельности для развития его психических процессов и эмоциональных качеств.

Принцип привлечения ближайшего окружения учащегося к учебному процессу. При соблюдении данного принципа учитель налаживает контакт с семьями учеников, составляет с ними единую направленность воспитания, обучения и развития.

Принцип законности основывается на соблюдении правовых и законодательных формах.

Принцип добровольности. Психолого-педагогического взаимодействие базируется на строго добровольных началах. Оно не может носить принудительный характер.

Принцип уважительного отношения к участникам диалога–общающиеся стороны должны уважать интересы и взгляды друг друга [13, с. 57].

В данном статье нами были рассмотрены формы общения участников образовательного процесса. Нами было установлено, что общение представляет собой взаимодействие нескольких участников процесса, которое служит объединению и согласованию совместных усилий для достижения отношений, позволяющих достичь общих результатов. Были представлены модели взаимодействия, учитывающие определенные группы участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя. Изучены формы общения по каждой из моделей. На основании анализа представленного материала можно сделать вывод о важной роли принципов построения образовательного процесса в формах взаимодействия между участниками.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×