Формы организации детской музыкальной творческой деятельности | Сураева Диана Леонидовна. Работа №340195
В детском саду разнообразные виды самостоятельной деятельности ребенка. Среди них и музыкальная. Дети устраивают игры с пением, организуют театрализованные представления, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах в свободное от занятий время. Музыкально-дидактические игры и пособия важнейшие средства развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. Они развивают у детей инициативу, самостоятельность, обогащают новыми впечатлениями, воспитывают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
XX век в музыкальном искусстве, был ознаменован как революционный процесс обновления формы и содержания (выразительных средств и методов музыкально-образного воплощения нового идейного содержания, тематики), потрясая устойчивые музыкальные своды. Однако в детских садах музыкальная педагогика, начала изменяться сравнительно недавно. На музыкальное образование в ДОО, направлена одна из новых педагогических концепций базирующаяся на современных технологиях. На основе концепции были разработаны многочисленные программы, основанные на инновационных педагогических технологиях.
Многие педагогические технологии направлены на развитие творчества детей при помощи именно синтеза искусств в полисенсорном режиме преподавания.
Воспитание гармоничной, целостной, креативной, талантливой личности ребенка – главное направление в стратегии содержания воспитательного процесса, целью которого является достижение цели-результата. Достигается цель благодаря используемому принципу правостороннего обучения, где главное: эмоционально-образное преподнесение довольно сложных понятий, интуиция, учебная информации в развлекательной и легкой, фантазийной форме игры-путешествия: образование+развлечение + увлечение. В последующем соединение правостороннего обучения с левосторонним, вбирает в себя метод проблемного обучения, который направлен не на знание, а на познание, на действие, на переживание в действии, на эмоциональное открытие, на "игру в открытие" определенного понятия. Педагог должен заниматься не передачей готовой информации в голову ребенка, а учить добывать ее самим, открывать ее, устанавливая при этом обратную связь.
В процессе активной преобразующей продуктивной деятельности осуществляется музыкально-эстетическое воспитание. Восприятие и создание предметов искусства предполагает художественная деятельность. Поэтому различаются деятельность восприятия, творчество и исполнительство.
Деятельность эстетического восприятия представляет собой сложное социальное явление, которое характеризуется единством интеллектуального и эмоционального и предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Слушание-восприятие музыки является одним из основных видов музыкальной деятельности. Как вид деятельности, слушание музыки имеет свои задачи: знакомить детей с музыкальными произведениями современной, народной, классической музыки, доступными их восприятию; воспитывая музыкальный вкус, развивать способность эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения; дать первоначальные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводить к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».
Воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях – это исполнительская деятельность. Основные виды исполнительской деятельности В дошкольном возрасте основными видами исполнительской деятельности являются: игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения.
В жизни ребенка огромное значение имеет пение. Первым универсальным музыкальным инструментом, которым овладевает ребенок, является голос. Пение можно рассматривать, как наиболее доступный исполнительский вид деятельности, но в тоже время, это сложный процесс звукообразования, в котором важна координация голоса и слуха, т.е. взаимодействие слухового мышечного ощущения и певческой интонации. С 2 - 3 лет у ребенка начинается процесс совершенствования слуха и интонирования с простейшего «подравнивания» вокальной интонации к образцу и зависит от созревания и развития голосового аппарата ребенка. Способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания говорит о степени сформированности навыка точного интонирования. (30)
Как вид деятельности музыкально - ритмические движения, также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Ребенок учится владеть своим телом овладевая навыками ритмичного, выразительного движения, при этом у него формируется выразительная легкая походка и правильная осанка. Если говорить о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности, то нужно иметь ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения – главная задача педагога, строящаяся по двум направлениям - развитие навыков выразительного движения и музыкально-ритмических навыков. Навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (динамики, темпа, формы, метроритма) – это музыкально-ритмические навыки. Они осваиваются детьми в процессе разучивания народных плясок, хороводов, танцев, музыкальных игр, упражнений. В работе над этими навыками последовательно усложняются требования. Навыки выразительного движения, представляют собой определенный запас движений, заимствованный из физической культуры (различные виды ходьбы, перестроений, бега, гимнастические упражнения); из области сюжетной драматизации (изображение зверей, птиц. человека и его деятельности); из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.
Игра на детских музыкальных инструментах - также исполнительский вид деятельности, ставящий перед собой задачи развития у детей восприятия музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах и обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень - ступень к овладению творческой деятельностью.
В условиях специально-организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах, реализуются задачи музыкального воспитания детей. Основная форма музыкального обучения дошкольников в детском саду - музыкальное занятие.
Обучение музыке, по мнению Н.А.Ветлугиной, необходимо рассматривать как результат качественного изменения психических процессов, которые вызываются внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни. Большая воспитательная работа, осуществляется педагогом в процессе музыкальных занятий, формируя творческое отношение к музыке и к музыкальной деятельности. Методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждений достаточно хорошо разработана, благодаря проведенным научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой. Известный отечественный педагог и ученый А.П.Усова и группа единомышленников, внесли большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников. Ими дано определение понятия «дошкольное обучение», в котором обосновывается его содержание, предлагаются формы организации.
Музыкальные занятия, имея свою специфику, имеют отличия от других занятий, прежде всего своей структурой. Структура включает в себя сразу несколько видов музыкальной деятельности: игра на детских музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки, пение.
Воспитанию многих положительных качеств личности ребенка содействуют музыкальные занятия, объединяя детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, способствуют формированию основ музыкальной культуры, учат культуре поведения.
Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала и должна быть вариативной. Ее эффективность зависит от: а) содержания учебного материала; б) учебных целей и задач; в) методов обучения; г) возрастных и индивидуальных особенностей детей; д) от активности педагога и его профессиональных качеств и, в первую очередь, умения наладить контакт с детьми.
Выделяются индивидуальные, фронтальные занятия (объединяющие одну возрастную группу), занятия с подгруппами детей (по 4-7 чел.).
В свою очередь, музыкальные занятия, подразделяются на: тематические, комплексные, традиционные, доминантные. Каждое из этих типов занятий решает как общие задачи музыкального развития, так и специфические.
Комплексные, тематические и доминантные занятия широко внедряться стали в практику лишь в последние годы.
Еще одна форма организации музыкальной деятельности - праздники и развлечения. Они сочетаются с другими видами — изобразительной, художественно-словесной, театрально-игровой и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.
Немаловажную роль в создании радостного настроения играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, хороводов, танцев. Организация подготовки к праздникам не должна разрушать планомерности музыкального развития, общего распорядка работы.
По своей тематике и организации разнообразны развлечения в детском саду. Организовать развлечения необходимо так, чтобы они не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке и не создавали излишних трудностей.
Целесообразно включать в концерты музыкальные произведения, посвященные определенной тематике, например: «Звуки музыки и природы», «Музыка и сказка», «Музыка и танец», «Песни разных народов», или же творчеству какого-либо композитора (П. Чайковского, Д. Кабалевского).
Интересно для ребят использование В развлечениях художественного оформления для детей интересно использование необычных ситуаций, которые вносят сюрпризность и воспринимаются как увлекательные зрелища.
Развлечения и праздники являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить.
Восприятие музыки, представляет собой сложный процесс, который требует от человека развитого мышления, внимания, разнообразных знаний, памяти. Пока у дошкольника всего этого нет. Возникает необходимость научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, различать музыкальные произведения по жанру, характеру, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (динамика, темп).
С целью расширения музыкального восприятия в целом применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность. Все пособия условно делятся на три группы:
1.Пособия, дающие детям представление о характере музыки (грустная. веселая), музыкальных жанрах (танец, песня, марш).
2.Пособия, дающие представление о музыкальных образах, содержании музыки ( «Узнай сказку», «Подбери картинку»)
3.Пособия, формирующие у детей представление о средствах музыкальной выразительности («Музыкальный домик», «Кого встретил колобок»).
Систематическое применение пособий, как показывает практика, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, повышают интерес к музыке, к заданиям, а также позволяют в доступной форме приобщить к основам музыкального искусства. По мнению Л.Н. Комиссаровой, это является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».
В детском саду разнообразные виды самостоятельной деятельности ребенка. Среди них и музыкальная. Дети устраивают игры с пением, организуют театрализованные представления, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах в свободное от занятий время. Музыкально-дидактические игры и пособия важнейшие средства развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. Они развивают у детей инициативу, самостоятельность, обогащают новыми впечатлениями, воспитывают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Таким образом, в детском саду ведется ежедневная работа музыкальной деятельностью. Работая над развитием музыкальных способностей, педагоги прививают детям эстетический вкус. Огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании имеет музыкальное искусство. Начиная работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожая их в школу педагоги систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учат детей танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, слушать. В процессе разучивания пения дети учатся умению правильно дышать, развивается память, крепнут голосовые связки. Работая над дикцией, ребенок учится правильно пропевать слова, предложения, звуки. Идет работа над выразительностью красиво, ритмично танцевать, выражая в танце свои эмоции и чувства. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Во время танца у детей развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Прививая любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.