Формы организации и методы обучения физике в системе среднего профессионального образования | Надежда Александровна Лукашевич. Работа №229322
Автор: Надежда Александровна Лукашевич
В статье описанны формы организации и методы обучения физике в системе среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СОО
Формы организации и методы обучения физике в системе среднего профессионального образования
Физика относится к естественнонаучной предметной области, изучаемой в рамках среднего профессионального образования как на базовом, так и на профильном уровнях.
ФГОС СОО предусматривает следующие требования к результатам усвоения физики на базовом уровне:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников1.
На профильном (углубленном) уровне ФГОС СОО предъявляет следующие требования к усвоению физики:
1) сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
2) сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности2.
ФГОС предусматривает различные формы организации и методы обучения физике в системе среднего профессионального образования. Формы организации и методы обучения выбираются в соответствии со спецификой системы среднего профессионального образования, с возрастными и психолого-педагогическими особенностями реализации учебных программ.
Учет возрастных и психолого-педагогических особенностей реализации программ по физике в системе среднего профессионального образования предполагает адаптацию требований к содержанию программы и к организации основных компонентов программного обучения к системе среднего профессионального образования.
Как отмечает Э. Зеер, в системе среднего профессионального образования обучающийся не должен ощущать себя школьником. Для обучающихся в данной системе применимо понятие «студент». Данный статус обеспечивает повышенную мотивацию обучающихся к учебно-познавательной деятельности, позволяет в полной мере решать образовательные задачи3.
К основным формам реализации программ по физике в системе среднего профессионального образования, по мнению С.В. Анофриковой и Г.П. Стефановой, относятся лекционно-семинарские занятия. Данные занятия, по мнению исследователей, соответствуют уровню среднего профессионального образования и формируют особую среду для решения образовательных задач4.
Лекционно-семинарские занятия как форма организации обучения физике в системе среднего профессионального образования, по мнению И.А. Крутовой5, соответствуют требованиям ФГОС и отличаются от уроков по следующим признакам:
1) лекционно-семинарские занятия позволяют дифференцировать образовательный процесс на теоретический и практический элементы;
2) лекционно-семинарские занятия позволяют преподавателю усиливать закрепляющие основы учебно-познавательного процесса;
3) лекционно-семинарские занятия позволяют преподавателю разнообразить методы и средства обучения, осуществлять переход от одних методов и средств к другим.
Лекционно-семинарские занятия следует проводить по определенной схеме, которая включает в себя следующие компоненты:
– теоретические,
– практические.
Каждый элемент данной системы обучения включает в себя определенные методы, применяемые в рамках реализации программы.
Теоретические занятия могут проводится на основе следующих методов:
– словесных,
– методов наблюдения,
– проблемных,
– интерактивных.
Словесные методы реализуются в форме лекций, бесед. По мнению Л.А. Ивановой, словесные методы требуют особого подхода к организации обучения на всех этапах реализации программы. Готовясь к лекциям или беседам, преподаватель должен четко продумывать содержание, должен готовиться к определенным трудностям, с которыми непременно столкнется в ходе реализации данного метода6.
Как отмечает Л.Д. Столяренко, обучающиеся в системе среднего профессионального образования подготовлены к пассивному слушанию лекции недостаточно хорошо, поэтому при обучении следует чаще использовать метод беседы7.
Поэтому В.И. Елькин предлагает использовать лекции с элементами беседы. Данный метод обучения на теоретическом этапе позволяет преподавателю поддерживать активность обучающихся на занятии, выявлять проблемы усвоения материала. При этом преподаватель использует прием наблюдения за обучающимися, фиксирует проблемы и трудности8.
Лекции с элементами беседы входят в систему интерактивных методов обучения, когда, по мнению В.Н. Мощанского, преподаватель активизирует аудиторию (класс) соответствующим образом, чтобы были созданы условия для всех обучающихся в полном объеме усваивать учебный материал9.
Для организации лекции с элементами беседы необходимо:
– сформулировать тему лекции, поставить цель и задачи;
– подобрать материал для лекции (учебный и методический);
– продумать вопросы для беседы.
Лекция может носить и проблемный характер. Использование активных проблемных методов обучения, по мнению И.Я. Ланиной, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формирует особую среду для решения образовательных задач по обучению, воспитанию и развитию10.
При проведении лекции с элементами проблемного обучения преподаватель должен сформулировать не тему занятия, а проблему, которую необходимо разрешить. Например, при изучении темы «Уравнение состояния идеального газа» проблема формулируется следующим образом: «Как математически связать параметры идеального газа?»11.
Практический элемент лекционно-семинарских занятий может включать: обсуждение теории в виде дискуссий, консультаций, конференций, игр, решение задач, графические, лабораторные, практические работы, исследовательские и проектные задачи12.
ВЫВОД: реализация программы по физике в системе среднего профессионального образования основывается на лекционно-семинарских формах организации и активных методах обучения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 6 октября 2009г. об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. – гл. II, 9.4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 6 октября 2009г. об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. – гл. II, 9.4.
Зеер Э. Психология профессионального образования: Учебное пособие для студентов, аспирантов, педагогов / Э. Зеер. – М., 2006. – 450 с.
Анофрикова С.В. Практическая методика преподавания физики / С. В. Анофрикова, Г.П. Стефанова. – Астрахань: Изд-во АГПИ, 2015. – 231 с.
Крутова И.А. Организация познавательной деятельности обучающихся по овладению эмпирическими методами познания физических явлений / И.А. Крутова. − Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. – 193 с.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении физики / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
Столяренко Л.Д. Психология среднего профессионального образования / Л.Д. Столяренко. –3-е изд.; стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 450 с.
Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения / В.И. Елкин. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 80 с.
Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения обучающихся при изучении физики / В.Н. Мощанский. – М.: Просвещение, 2012.
Ланина И.Я. Методика развития познавательного интереса обучающихся при обучении физике / И.Я. Ланина. – СПБ., 2014. – 88 с.
Одинцова Н.И. Обучение теоретическим методам познания на уроках физики / Н.И. Одинцова. – М.: Прометей, 2012. – 272 с.
Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики / М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. – М.: Мнемозина, 2013. – 229 с.