Формы проведения тематических классных часов | Харченко Мария Васильевна. Работа №352827
Статья "Формы проведения тематических классных часов" воспитателя ГБОУ ЛНР "Лутугинская специальная (коррекционная) школа-интернат" Харченко Марии Васильевны адресована молодым педагогам для формирования в обучающихся традиционных духовно - нравственных ценностей.
В своей статье автор выборочно познакомит педагогов с тем, как начинать знакомить детей с иконами, учением Иисуса Христа, о том, зачем человеку делать добро и др.
Харченко Мария Васильевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ ЛНР «Лутугинская специальная (коррекционная) школа-интернат».
Страна: Россия, Луганская Народная Республика, город Лутугино.
Целью моей работы является рассказать про формы проведения тематических классных часов.
В своей работе я использую такие наиболее распространенные следующие формы проведения тематических классных часов:
беседы на определённую тему:
1.«Мои учителя. Иисус Христос - учитель».
2. «Делай добро, потому что ты человек».
3. «О вреде курения на организм человека».
4. «Труд – вознаграждение от Бога».
5. "Чернобыльские колокола".
6. "Подвигу народа жить в веках."
7. «Общество. Отечество. Я».
8. «Икона».
9. «Пасха».
10 «Крещение Господне».
11. «Любовь - одна, подделок много».
12. «Жизнь – это миг, проживи ее достойно!»
13. «Не навреди себе и другим!»
14. «Жизнь без вредных привычек».
Игры:
1. «Грамоте учиться – всегда пригодиться».
2. «Назови свое имя».
3. «В наше время невозможно жить без азбуки дорожной».
4. «Что? Где? Когда? Почему?».
Праздники:
1. Праздник Осени.
2.«23 февраля – День Защитника Отечества».
3. «8 Марта – Международный Женский День».
4. Фестиваль военных песен «А песни тоже воевали».
Литературно-музыкальная композиция: «А завтра была война…».
Литературно-музыкальная гостиная: «Образы молодогвардейцев в искусстве».
Викторины:
1.«Моя Луганщина».
2. «Сказочная страна В. Даля».
3.«Никто не забыт, ничто не забыто!».
4. «Христианские праздники».
5.«Рождество Христово».
6. «Что мы знаем о войне».
7. «Осень».
8. «Птицы – пернатые друзья».
9. «Мир профессий».
Дискуссия «Считаешь ли ты себя культурным человеком».
Развлекательные конкурсы:
1. «А ну - ка, мальчики!»
2. «А ну - ка, девочки!»
Остановлюсь выборочно над тем, что интересного узнают воспитанники при проведении некоторых тематических классных часов.
При проведении беседы «Мои учителя. Иисус Христос – учитель»
довожу до сведения обучающихся, что для всех учителей учителем
является Иисус Христос. Он рассказал учителям и всем людям, каким
драгоценным для Бога есть каждый ребенок.
Он учил, что самое важное – любить людей и творить добро. Иисус
Христос воспитал Своих учеников, которые передали нам Его учение.
На классном часе дети знакомятся с памяткой.
Неустанно трудиться нужно,
Этим добывается ласка с неба.
Трудиться душой, руками, мыслями,
Молитвой щедрой, также – делами.
Дети складывают сердца со словами, что прикреплены магнитами на
доске, в таком порядке, чтоб образовалось предложение про Божью любовь к
нам, а подсказкой будут цифры, сложены по порядку.
Христос Бог что показывает нас тем страдал за нас свою любовь до.
9 1 8 2 5 7 10 11 12 3 6 4
Особое внимание уделяю на классном часе анализу иконы «Тайная вечеря».
Главное значение иконы «Тайная вечеря» заключается в том, чтобы
служить напоминанием о первом причащении апостолов, о последовавшем за
этим предательстве Иуды и добровольной жертве, принесенной Иисусом Христом за нас.
При проведении беседы «Икона» дети узнают, что первые иконы
относятся ко ІІ веку, и первым иконописцем является апостол Лука.
Обучающиеся узнают, что в 787 году в Никее в храме святой Софии
был созван собор в защиту иконопочитания, который вошел в историю под
названием VІІ Вселенского, а почтение святых икон было окончательно
утверждено на Помесном Константинопольском Соборе в 842 году при
императрице Феодоре.
Дети знакомятся с презентацией на тему: «Икона», с иконами
Луганщины: «Пресвятая Богородица Луганская», «Целительница
Киселевская», с удовольствием прослушивают песню «Плачут иконы»
в исполнении Олега Винника.
Демонстрирую и анализирую иконы «Рождество Богородицы, «Введение
во храм Пресвятой Девы Марии», «Благовещение», «Рождество Христово»,
«Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение»,
«Вход Господний в Иерусалим», «Вознесение Господне», «День Святой
Троицы, сошествие Святого Духа», «Успение Пресвятой Богородицы»,
«Воздвижение Честного Креста Господня».
Особое внимание уделяю анализу икон «Воскресение Христово»,
«Благодатное небо». Ученики узнают о значении иконы «Воскресение
Христово» - победа добра над злом. Икона «Благодатное Небо» обозначает
наставление на путь истинный, путь Господний.
Демонстрирую иконы с изображением святых: св. равноап. кн. Владимира,
св. Ивана Предтечи, св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Варвары и
др.
При проведении беседы «Делай добро, потому, что ты человек» дети
просматривают видеоролик песни Татьяны Снежиной «Мы в этой жизни только гости», узнают о том, что от родного дома ребенка ведет в широкий мир эта единственная тропинка, что дарит любовь и тепло, что человеческая душа – думает, размышляет, чувствует, любит, видит и творит добро.
Дети дают ответ на проблемный вопрос «Каким правилом нужно руководствоваться всю жизнь?» (Взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим).
Воспитанники работают с такими эмоциональными стрелами:
Утешайтесь с теми, кто утешается,
и плачьте с теми, кто плачет!
Не платите никому злом на зло.
Благословляйте тех, кто вас преследует;
благословляйте, но не проклинайте!
Ученики смотрят видеоролик «Гимн апостола Павла о любви».
Вот некоторые слова апостола Павла о любви (1 послание к Коринфянам, 13:4):
Любовь долго
терпит, милосердствует.
Любовь не завидует.
Любовь не превозносится, не гордится.
Любовь не бесчинствует.
Любовь не ищет
своего.
Любовь не раздражается.
Любовь не мыслит зла.
Любовь не радуется неправде, а
сорадуется
истине.
Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ученики с удовольствием выразительно читают высказывания выдающихся людей про доброту.
Викторину на тему: «Христианские праздники» провожу для того, чтобы закрепить знания детей о православных праздниках как непереходящей ценности человеческой культуры, сформировать интерес к учению Иисуса Христа, так как оно имеет огромное значение для всех христиан.
Православные праздники посвящены воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и святых угодников, вся жизнь которых была великим примером самоотверженного служения Богу.
На этом занятии демонстрирую фото с изображением памятника Богоматери, что установлен в честь 2000-летия Рождества Христова в Луганске и рассказываю про этот памятник.
Памятник в честь 2000-летия Рождества Христова установлен в городе Луганск по ул. Советская 3 декабря 2000 г. накануне праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы. Статуя Богородицы с Богомладенцем высечена из белого мрамора, специально доставленного с Караррского месторождения (Италия). К ней ведут 6 белых мраморных ступеней. Арка выполнена из железобетона, облицованного темно-красным гранитом; на киоте вверху арки изображена Святая Троица, а по сторонам - 12 апостолов, учеников Христа. Фрески из цветной смальты. Венчает композицию золотой крест. Общая высота - 11,4 м. (Архитекторы: Н. Поздняков, А. Долгополов,
Т. Волынчук, художники: С. Жидель, В. Симоненко, скульптор: Е.Чумак).
Ученик читает выразительно на классном часе «Христианские праздники» про памятник Богородице в Луганске.
Этот памятный знак, посвященный 2000-летию Рождества Христова, называют в народе Луганской Богородицей. В основу композиции положен символ иконы Божьей Матери с младенцем на руках, помещенный, как в киот, в мозаичную арку. Апостолы, склонившись, обращают руки к Богоматери. Первый из них - Петр, сложивший руки точно так, как складывают их православные для принятия благословения. Богородица торжественно представляет Сына как спасителя мира. Одновременно в скульптуре выражена близость, связь, единство Матери и Сына. На левой руке Богоматери, как на престоле, восседает младенец Христос. Правой рукой Богоматерь указывает на сына, направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас. В левой руке он держит свиток – символ учительской миссии. Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки – символ Ее приснодевства. Она – Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой после рождения Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала). Уже само наличие звезд на Ее облачении говорит о Небесном происхождении. Шестиконечная звезда в иконографии Богоматери символизирует шестидневное творение. Не случайно исполнение скульптуры из белого мрамора. Белый цвет символизирует присутствие святого Духа, явление Божественной силы, молитву, безмолвие и созерцание. Это цвет обетованного будущего, когда все краски станут изнутри лучистыми, светлыми, прозрачными, когда белый цвет засияет, как на Фаворе, в своей таинственной красоте. Белый – это также цвет Христа, который пришел на землю, чтобы просветить, спасти и преобразить мир. Основой послужила икона Луганской Богородицы, которая находится в Свято-Петропавловском соборе города. В 1905 г. Божия Мать явилась подвижнику христианства диакону Филиппу и предсказала, что Луганск станет городом его славы.
Словарная работа.
Во время проведения беседы «Чернобыльские колокола» дети
узнают про увековечивание памяти ликвидаторам аварии на ЧАЭС в Луганске (из использованием портрета Е. Чумака и фотографии монумента «Чернобыльского аиста» в Луганске).
Известный луганский скульптор Е. Чумак задумал создать монумент «Чернобыльский аист» - памятник ликвидаторам на ЧАЭС в конце 90-х годов ХХ века. Заказчиком выступило УМВД в Луганской области, но сразу реализовать эту задумку не удалось. А к 15-ой годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС усилиями областной организации «Союз-Чернобыль», облгосадминистрации и предприятия «Художник» Союза художников Украины, привели к появлению в городе нового монумента – памяти
ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
25 апреля 2001 года - на Красной площади г. Луганска на улице Луначарского, недалеко от городской школы №20,был открыт памятный
знак луганчанам, которые погибли во время ликвидации последствий аварии
на ЧАЭС. Речь идет о запечатленном подвиге не только милиционеров и пожарных, но и всех участников ликвидации аварии, живущих в нашей
области. Это напоминание и предостережение всем живущим, что «мирный» атом, вырвавшись из-под контроля, несет в себе смертельную угрозу. Четыреста погибших, 19 тысяч участников ликвидации аварии, более пяти тысяч пострадавших детей – вот цена, которую наш регион заплатил чернобыльской трагедии. Памятник изображает прекрасную и трагическую фигуру молодого человека. Его обнаженное тело предельно напряжено в тщетной попытке защитить людей, каждая мышца готова взорваться от нечеловеческих усилий. Руки, как крылья птицы, охраняющей свое гнездо. Аист (лелека) – как символ Родины. Гнезда этих птиц – характерная часть пейзажа, особенно центральной части Украины, а в первые часы после аварии птицы замертво падали на лету. Никакие защитные костюмы и противогазы не могли по-настоящему защитить ликвидаторов, вот почему авторы изобразили нашего героя обнаженным, беззащитным перед невидимой стихией, под смертоносными лучами радиации. Композиция отлита в бетоне и кованой меди. В сочетании с холодным гранитом стел и камней композиция выглядит очень запоминающейся.
Во время проведения викторины «Рождество Христово» ученики узнают про базилику Рождества Христова и про Вифлеемскую икону Богородицы.
Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире, построена над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус Христос. Главный вход – Врата Смирения – очень низкий и узкий: 120 на 80 см, и любой входящий вынужден наклониться. Это одновременно защита с древних времен от всадников и призыв к поклонению святыне. Под амвоном базилики находится пещера Рождества. Когда православные спускаются туда, с одной стороны они видят ясли, в которые Дева Мария положила младенца Иисуса, а с другой - алтарь волхвов, принесших дары. Само место рождения Христа отмечено серебряной 14- конечной звездой, над которой постоянно горят лампады. Здесь можно самостоятельно, без участия священника приложить и освятить иконы и кресты. Также в базилике находится Вифлеемская икона Богородицы, на которой Дева Мария изображена улыбающейся, в отличие от остальных икон.
На классном часе «Подвигу народа жить в веках» дети узнают про
воинов 14 гвардейской стрелковой дивизии - Героев Советского Союза, которые освободили Луганщину от фашистов в 1943 году, читают их фамилии вслух.
Шепетов Иван Михайлович – генерал - майор, командир 14 гв.сд 9.11.1941 г.
Миклей Геннадий Валерьевич - майор, командир 209 гсп 9.11.1941 г.
Сидоров Иван Захарович - ст.лейтенант, зам.ком. б-на 20.12.1943 г.
Грязнов Андрей Васильевич - ст.лейтенант, зам.ком. 11 гв. разведроты 20.12.1943 г.
Шопин Александр Самойлович - лейтенант, командир взв. 11 гв. разведроты 20.12.1943 г.
Токарев Егор Акимович - рядовой, разведчик 11 гв. разведроты 20.12.1943 г.
Ханжин Павел Семенович - мл. лейтенат, командир разведвзвода 38 гв.сп. 20.12.1943 г.
Кувашев Александр Федорович - капитан, командир стр.б-на 38 гв.сп. 20.12.1943 г.
Гвенцадзе Иван Николаевич - капитан, командир батареи 33 гв. ап. 20.12.1943 г.
Обедняк Николай Иванович - рядовой, разведчик 11 гв. разведроты 20.12.1943 г.
Чеботков Михаил Андреевич - рядовой, разведчик 11 гв. разведроты 19.02.1944 г.
Ершов П. - ст.лейтенант, командир взвода 36 гв.сп. 22.02.1944 г.
Ильин Петр Иванович - ст.сержант, командир орудия 6 гв. ОИПТД 22.02.1944 г.
Корсаков Петр Иванович - ст.сержант, командир орудия 33 гв .ап.
23.09.1944 г.
Скрыганов Викентий Васильевич - генерал-майор, командир 14 гв.сд. 06.04.1945 г.
Бодня Василий Герасимович - сержант, пом.командира взв. 36 гв.сп. 27.06.1945 г.
Хакимов Оразберды - майор, зам.командира 36 гв.сп. 27.06.1945 г.
Анохин Сергей Григорьевич - подполковник, командир 33 гв.ап. 27.06.1945 г.
Бернацкий Дмитрий Васильевич - капитан, адьютант ст.б-на 38 гв.сп. 27.06.1945 г.
Ученик знакомит детей с биографией Токарева Егора Акимовича, Героя Советского Союза (1943).
Егор Акимович Токарев (1914—1999) — красноармеец Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).
К сентябрю 1943 года гвардии красноармеец Егор Токарев был разведчиком 11-й гвардейской отдельной разведроты 14-й гвардейской стрелковой дивизии 57-й армии Степного фронта. Отличился во время битвы за Днепр. В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года Токарев одним из первых переправился через Днепр в районе села Пушкарёвка (ныне — в черте Верхнеднепровска) и принял активное участие в боях за захват и удержание плацдарма на его западном берегу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года гвардии красноармеец Егор Токарев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, рядом медалей.
Воспитатель демонстрирует детям роман Олеся Гончара «Знаменоносцы» и рассказывает о бессмертном подвиге советских войск во время Великой Отечественной войны, описанном автором в этом произведении.