Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Формы работы по формированию патриотических представлений у обучающихся с ТМНР» | Мой кабинет. Работа №346400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Формы работы по формированию

патриотических представлений у

обучающихся с ТМНР»

 

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать -

воспитывать любовь к родным местам,

воспитывать духовную оседлость»

Д. С. Лихачев

 

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания обучающихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы школы.

Гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. В настоящее время совершенствуется организация патриотического воспитания.

Стало больше проводиться конкурсов, мастер-классов, мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию.

С каждым разом повышается уровень проведений конкурсов и выставок. Это хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.

И обучающиеся с ТМНР принимают активное участие в конкурсах, выставках и т.д. разного уровня.  

Участие детей в различных конкурсах, где высоко оценены их работы и награждены дипломами различной степени.

Самый подходящий возраст школьников для привития и воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своего города, страны. Правильная организация совместных дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — является хорошей школой для воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге, патриотизма.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания для обучающихся с ТМНР необходимо учитывать личный опыт обучающихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Оно должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

В своей работе использую следующие формы гражданско-патриотического воспитания: беседа, классный час, экскурсии, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, участие в конкурсах.

Беседа – метод убеждения. Материалом бесед по патриотическому воспитанию служат факты из жизни класса, произведения из художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, города, стране). В ходе проведения беседы, обучающиеся могут дать ответы на поставленные вопросы. Иногда могут сами сформулировать выводы.

Темы бесед, проводимых в классе: «Я гражданин России», «Что значит быть патриотом?», «Всё в мире создано трудом», «Давайте жить дружно», «Уважай и почитай родителей», «Как воспитать в себе сдержанность» и др.

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Мои классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Мой дом-моя крепость», «От старины до наших дней», «Земля отцов – моя земля», «Я – продолжатель своего рода», «Государственные символы России» и т.д.

Экскурсии в патриотическом воспитании играют особую роль. На экскурсиях дети ближе узнают историю своего города, страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. С детьми посещаем музей города, кремль, рассматриваем исторические памятники города, мемориал «Вечный огонь».

Игры-путешествия это одна из форм работы патриотического воспитания. Требуют от детей и родителей большей работы, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке. Ребята совместно с родителями изучают историю своей семьи, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, вкратце описывают увлечения своей семьи. Такая творческая работа ребят и родителей запланирована выполнить в старших классах.

Праздник – особая форма воспитательной работы. Это моменты жизни коллектива, подводящие итоги деятельности обучающихся в короткий промежуток времени. Обучающиеся активно принимают участие в мероприятиях, посвященных: 23 февраля, 9 мая, в конкурсе стихов, в спортивных соревнованиях.

Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. В процессе гражданско-патриотического воспитания использую разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг. Дети принимают участие в акциях «Помоги родному городу стать чище», «Накорми зимующих птиц родного края».

Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к обучающимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

В связи с этим проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности обучающихся.

Считаю, что чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у школьников в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Решение этой важной задачи возможно через обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Я ставлю перед собой задачу формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании в школе обучающихся с ТМНР необходимо использовать разнообразные формы работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути человека. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от классного руководителя настойчивости, последовательности и большого терпения.

 

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011– 2015 годы».

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова – М., 2000. – 256 с.

3.Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 528 с.

4. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника /Г.К. Селевко. – «Воспитание школьников», №4, 2002.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. / Н.Е. Щуркова – М., Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.

 

 

 

«Формы работы по формированию

патриотических представлений у

обучающихся с ТМНР»

 

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать -

воспитывать любовь к родным местам,

воспитывать духовную оседлость»

Д. С. Лихачев

 

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания обучающихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы школы.

Гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. В настоящее время совершенствуется организация патриотического воспитания.

Стало больше проводиться конкурсов, мастер-классов, мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию.

С каждым разом повышается уровень проведений конкурсов и выставок. Это хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.

И обучающиеся с ТМНР принимают активное участие в конкурсах, выставках и т.д. разного уровня.

Участие детей в различных конкурсах, где высоко оценены их работы и награждены дипломами различной степени.

Самый подходящий возраст школьников для привития и воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своего города, страны. Правильная организация совместных дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — является хорошей школой для воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге, патриотизма.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания для обучающихся с ТМНР необходимо учитывать личный опыт обучающихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Оно должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

В своей работе использую следующие формы гражданско-патриотического воспитания: беседа, классный час, экскурсии, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, участие в конкурсах.

Беседа – метод убеждения. Материалом бесед по патриотическому воспитанию служат факты из жизни класса, произведения из художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, города, стране). В ходе проведения беседы, обучающиеся могут дать ответы на поставленные вопросы. Иногда могут сами сформулировать выводы.

Темы бесед, проводимых в классе: «Я гражданин России», «Что значит быть патриотом?», «Всё в мире создано трудом», «Давайте жить дружно», «Уважай и почитай родителей», «Как воспитать в себе сдержанность» и др.

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Мои классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Мой дом-моя крепость», «От старины до наших дней», «Земля отцов – моя земля», «Я – продолжатель своего рода», «Государственные символы России» и т.д.

Экскурсии в патриотическом воспитании играют особую роль. На экскурсиях дети ближе узнают историю своего города, страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. С детьми посещаем музей города, кремль, рассматриваем исторические памятники города, мемориал «Вечный огонь».

Игры-путешествия это одна из форм работы патриотического воспитания. Требуют от детей и родителей большей работы, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке. Ребята совместно с родителями изучают историю своей семьи, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, вкратце описывают увлечения своей семьи. Такая творческая работа ребят и родителей запланирована выполнить в старших классах.

Праздник – особая форма воспитательной работы. Это моменты жизни коллектива, подводящие итоги деятельности обучающихся в короткий промежуток времени. Обучающиеся активно принимают участие в мероприятиях, посвященных: 23 февраля, 9 мая, в конкурсе стихов, в спортивных соревнованиях.

Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. В процессе гражданско-патриотического воспитания использую разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг. Дети принимают участие в акциях «Помоги родному городу стать чище», «Накорми зимующих птиц родного края».

Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к обучающимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

В связи с этим проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности обучающихся.

Считаю, что чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у школьников в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Решение этой важной задачи возможно через обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Я ставлю перед собой задачу формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании в школе обучающихся с ТМНР необходимо использовать разнообразные формы работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути человека. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от классного руководителя настойчивости, последовательности и большого терпения.

 

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011– 2015 годы».

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова – М., 2000. – 256 с.

3.Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 528 с.

4. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника /Г.К. Селевко. – «Воспитание школьников», №4, 2002.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. / Н.Е. Щуркова – М., Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×