Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы работы по развитию функциональной грамотности на уроках иностранного языка | Ватаман Юлия Михайловна. Работа №342686. Номер работы: №342686

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается развитие функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английского) в школе. Функциональная грамотность подразумевает способность учащихся использовать полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В статье представлены различные формы работы, которые помогают формировать и развивать функциональную грамотность: проектная деятельность, работа с аутентичными текстами, интерактивные методы обучения, использование цифровых технологий и межпредметные связи. Приведены рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на развитие у учащихся навыков функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, английский язык, аутентичные материалы, проектная деятельность, интерактивные методы, цифровые технологии, межпредметные связи, образовательный процесс.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Ватаман Юлия Михайловна, учитель английского языка

МБОУ "Ивановская СОШ" с.Ивановское, Курская обл.

 

Аннотация. В статье рассматривается развитие функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английского) в школе. Функциональная грамотность подразумевает способность учащихся использовать полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В статье представлены различные формы работы, которые помогают формировать и развивать функциональную грамотность: проектная деятельность, работа с аутентичными текстами, интерактивные методы обучения, использование цифровых технологий и межпредметные связи. Приведены рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на развитие у учащихся навыков функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, английский язык, аутентичные материалы, проектная деятельность, интерактивные методы, цифровые технологии, межпредметные связи, образовательный процесс.

 

Функциональная грамотность является одной из ключевых целей современного образования. Она подразумевает способность учащихся не только владеть знаниями, но и умело применять их в повседневной жизни, принимать обоснованные решения и решать практические задачи. Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка представляет собой важный аспект обучения, поскольку изучение языка открывает дополнительные возможности для формирования критического мышления, коммуникабельности, креативности и других важных компетенций.

На уроках английского языка функциональная грамотность формируется через развитие у учащихся навыков чтения, письма, аудирования и говорения, которые применяются в разнообразных жизненных ситуациях. Для этого учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, направленные на создание реальных коммуникативных ситуаций, которые позволяют учащимся применять язык на практике.

Функциональная грамотность в контексте изучения иностранного языка включает в себя несколько компонентов:

1) Лингвистическая грамотность. Способность понимать и использовать язык в различных контекстах, включая грамматику, лексику, фонетику и синтаксис.

2) Читательская грамотность. Навыки поиска, интерпретации и критического анализа информации из различных текстов, а также умение воспринимать и оценивать прочитанное.

3) Коммуникативная грамотность. Способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседников, используя язык в реальных ситуациях.

4) Информационная грамотность. Умение находить, анализировать, критически оценивать и использовать информацию из различных источников, включая цифровые.

Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках иностранного языка учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие всех составляющих функциональной грамотности.

1. Работа с аутентичными материалами. Аутентичные материалы — это тексты, созданные носителями языка для носителей языка, такие как статьи, новостные выпуски, фильмы, интервью, рекламные объявления и письма. Использование таких материалов позволяет учащимся познакомиться с реальной языковой средой, культурными особенностями и актуальными темами. Регулярное использование аутентичных текстов развивает навыки критического чтения, умение выделять основную идею, находить и интерпретировать информацию, а также расширяет словарный запас учащихся.

2. Проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет учащимся работать над заданиями, которые имеют реальное значение и выходят за пределы учебника. Это могут быть индивидуальные или групповые проекты, направленные на исследование определенной темы и представление результатов работы на английском языке. Ученики могут готовить презентации, видеоролики или подкасты на различные темы: "Моя страна глазами иностранцев", "Экологические проблемы и их решения", "Современные технологии и их влияние на жизнь человека".

3. Интерактивные методы обучения способствуют созданию условий, при которых учащиеся активно вовлечены в процесс познания и развивают свои коммуникативные навыки. Имитация реальных ситуаций, таких как "Интервью на работе", "Покупка билета на самолет", "Бронирование номера в отеле", помогает учащимся развивать навыки устной речи и умение вести диалог. Обсуждение актуальных тем, таких как "За и против использования технологий в школе", "Проблемы экологии и пути их решения", позволяет развивать критическое мышление, аргументацию и навыки публичных выступлений. Интерактивные игры, такие как квесты, викторины и брейн-ринги, помогают учащимся закрепить знания в интересной и увлекательной форме.

4. Использование цифровых технологий. Цифровые технологии играют важную роль в развитии функциональной грамотности, так как позволяют учащимся работать с различными источниками информации, взаимодействовать друг с другом и развивать свои навыки.

 

Онлайн-платформы и приложения. Использование таких платформ, как Google Classroom, Kahoot!, Quizlet, помогает организовать процесс обучения, предоставляет доступ к аутентичным материалам и позволяет учащимся самостоятельно изучать язык. Использование видеоуроков, подкастов, интерактивных презентаций, веб-квестов способствует развитию всех видов речевой деятельности, расширяет словарный запас и знания о культуре. Создание ученических блогов на английском языке, участие в международных проектах, ведение общения с носителями языка через социальные сети развивает навыки письменной и устной речи.

5. Межпредметные связи. Использование межпредметных связей позволяет учащимся применять знания английского языка в других областях и видеть его практическую значимость.

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка требует использования разнообразных форм и методов работы, направленных на создание условий для реальной языковой практики. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок способствовал не только освоению лексики и грамматики, но и развитию у учащихся умения применять язык в реальных

 

Список литературы:

1. Петрова Е.Н. Функциональная грамотность в контексте современного образования // Вестник педагогических наук, № 4, 2017.

2. Кузнецова О.О. Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка // Педагогический вестник, № 6, 2018.

3. Соколов К.К. Методы и подходы к развитию функциональной грамотности на уроке английского языка // Иностранные языки в школе, №1, 2019.

4. Карпова Р.Б. Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности // Начальная школа плюс до и после, №5, 2021.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×