Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы работы по развитию функциональной грамотности на уроках иностранного языка | Степанова Людмила Николаевна. Работа №350876. Номер работы: №350876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются формы работы по развитию функциональной грамотности на уроках иностранного языка в школе. Описаны различные методы и подходы, направленные на повышение языковой компетенции учеников, улучшение их способности понимать и использовать иностранный язык в различных жизненных ситуациях. Рассматриваются важность интеграции функциональной грамотности в учебный процесс, а также роль современного подхода к обучению в рамках комплексной подготовки учащихся к реальной жизни в условиях глобализации и взаимосвязанного мира. В статье приведены примеры практических заданий, направленных на развитие критического мышления, способности работать с информацией, взаимодействовать в группе и самостоятельно принимать решения, что способствует формированию функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, методы обучения, школьное образование, критическое мышление, практическая направленность, интеграция знаний.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Степанова Людмила Николаевна, учитель иностранного языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска Средняя школа № 58 имени почётного гражданина Ульяновской области Г.Д. Курнакова
Аннотация: В статье рассматриваются формы работы по развитию функциональной грамотности на уроках иностранного языка в школе. Описаны различные методы и подходы, направленные на повышение языковой компетенции учеников, улучшение их способности понимать и использовать иностранный язык в различных жизненных ситуациях. Рассматриваются важность интеграции функциональной грамотности в учебный процесс, а также роль современного подхода к обучению в рамках комплексной подготовки учащихся к реальной жизни в условиях глобализации и взаимосвязанного мира. В статье приведены примеры практических заданий, направленных на развитие критического мышления, способности работать с информацией, взаимодействовать в группе и самостоятельно принимать решения, что способствует формированию функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, иностранный язык, методы обучения, школьное образование, критическое мышление, практическая направленность, интеграция знаний.
Развитие функциональной грамотности является важнейшей целью современного образования, особенно на уроках иностранных языков. В условиях глобализации и усиленной интеграции разных культур знание иностранного языка перестает быть лишь академической целью, оно становится неотъемлемой частью компетенций, необходимых для полноценного существования в обществе. Функциональная грамотность включает в себя умение использовать знания на практике, работать с информацией, решать реальные задачи, эффективно общаться и работать в группе. В контексте школьного обучения иностранным языкам особое внимание уделяется именно этим аспектам — от способности к восприятию и анализу письменной и устной информации до применения знаний в различных жизненных ситуациях.
Учебный процесс по иностранным языкам должен включать в себя не только традиционные формы работы, такие как перевод, диктанты, грамматические упражнения, но и новые методы, которые развивают у учащихся умение использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это требует изменений в подходах к обучению и внедрения инновационных методик, ориентированных на развитие критического мышления, самостоятельности и способности к решению нестандартных задач.
Одной из ключевых задач при обучении иностранным языкам является создание условий для формирования у школьников функциональной грамотности. Это подразумевает использование языка не только как инструмента для понимания и передачи информации, но и как средства для решения различных практических задач, которые учащиеся могут встретить в повседневной жизни. Развитие функциональной грамотности требует от учителей использования разнообразных форм и методов работы, которые способствуют улучшению навыков восприятия, обработки и передачи информации. Современные методы обучения предполагают активное вовлечение учащихся в процесс, применение творческого подхода, что способствует развитию не только языковых навыков, но и таких важных умений, как критическое мышление и способность работать с информацией.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности на уроках иностранных языков является использование проектной деятельности. Проектная работа позволяет учащимся не только углубленно изучать тему, но и учить их работать с информацией, анализировать различные источники и предлагать решения реальных задач. Например, проект, посвященный изучению культурных особенностей стран, говорящих на изучаемом языке, может включать в себя исследовательскую деятельность, сбор информации, а затем представление результатов в виде презентации, статьи или видеоролика. Таким образом, учащиеся учатся не только использованию языка, но и работе с информацией, организации собственной деятельности и представлению результатов своей работы.
Еще одной эффективной формой работы является использование ролевых игр и симуляций. Такие игры развивают навыки общения, умение адаптировать язык к различным ситуациям, повышают уверенность в себе. В ходе ролевых игр учащиеся имитируют реальные ситуации, в которых необходимо применять иностранный язык. Например, можно провести игру на тему В аэропорту, где учащиеся играют роли пассажиров, сотрудников службы безопасности, представителей авиакомпаний. Эти занятия позволяют не только тренировать языковые навыки, но и учат учащихся действовать в реальных условиях, анализировать ситуацию, принимать решения.
Интеграция разных видов деятельности на уроках иностранного языка также способствует развитию функциональной грамотности. Например, комбинация чтения и обсуждения текста, решение проблемных ситуаций на основе прочитанного материала помогает учащимся не только понять содержание текста, но и выработать стратегию решения задач, основанных на этом содержании. Такая работа стимулирует развитие логического мышления и способности анализировать информацию. Можно также использовать задание, в котором учащиеся должны составить план путешествия по англоязычной стране, опираясь на информацию о различных достопримечательностях, транспорте, жилье и т. д. Это не только развивает языковые навыки, но и учит использовать язык для организации собственной жизни и принятия решений в реальных ситуациях.
Ключевым моментом в обучении иностранным языкам с учетом развития функциональной грамотности является использование материалов, максимально приближенных к реальной жизни. Это могут быть тексты из газет и журналов, видеоуроки, аудиозаписи, рекламные материалы, сайты, блоги и другие источники, которые учащиеся могут встретить в своей повседневной жизни. Работая с такими материалами, школьники учатся фильтровать информацию, выделять главное, а также развивают навыки самостоятельной работы с источниками.
Кроме того, важно учитывать, что развитие функциональной грамотности невозможно без формирования у учащихся навыков критического мышления. Включение заданий, требующих анализа, оценки и выработки собственных решений, способствует развитию этих навыков. Например, на уроке английского языка можно предложить учащимся обсудить актуальную социальную проблему, представив разные точки зрения, а затем аргументировать свою позицию. Такое задание не только развивает языковые навыки, но и учит учащихся уважать чужие мнения, анализировать информацию и вырабатывать собственную точку зрения.
Интеграция таких технологий, как информационно-коммуникационные средства, также играет важную роль в развитии функциональной грамотности. Использование интернета и различных цифровых ресурсов помогает учащимся научиться работать с информацией, искать необходимые данные и делать выводы на основе полученной информации. Важно, чтобы эти задания были не только познавательными, но и практическими, чтобы учащиеся могли применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, учителя иностранного языка должны активно развивать у учащихся навыки работы в группе. Совместная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, умения слушать и аргументировать свою позицию, принимать участие в коллективных обсуждениях и приходить к общим решениям. Это также играет важную роль в развитии функциональной грамотности, поскольку взаимодействие с другими людьми является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Таким образом, работа по развитию функциональной грамотности на уроках иностранного языка должна быть направлена на комплексное развитие умений, которые помогут учащимся успешно ориентироваться в реальной жизни. Использование различных форм работы, таких как проектная деятельность, ролевые игры, интеграция информационных технологий, а также активное вовлечение учеников в процесс обсуждения и анализа, способствует развитию их критического мышления, умения работать с информацией и принимать обоснованные решения. В результате, учащиеся становятся более подготовленными к реальным жизненным ситуациям, а их знания и навыки становятся функциональными и полезными в различных аспектах их жизни.
Список литературы
Афанасьева С. Г., Ерофеева О. Ю., Панарина Л. Ю. Информационно-образовательная среда по формированию и оценке развития функциональной грамотности // МНИЖ. 2020. №10-2 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-po-formirovaniyu-i-otsenke-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti
Безукладников К. Э., Готлиб Д. Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-osnovnoy-shkole-kak-sposob-povysheniya-motivatsii-ucheniya-na-urokah-inostrannogo-yazyka
Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×