"Формы работы с начинающими хористами" | Анна Станиславовна Добыш. Работа №276789
Автор: Анна Станиславовна Добыш
Автор: Добыш Анна Станиславовна--преподаватель младшего хора в детской музыкальной школе. В 6-7летнем возрасте юный музыкант на занятиях должен не только учиться,но и подвигаться и поиграть. В данной статье говорится о том,какими разнообразными,понятными и интересными приемами воспитать,настроить,научить и взлелеять хрупкий и отзывчивый живой организм--детский хор. Ве
«ФОРМЫ РАБОТЫ С НАЧИНАЮЩИМИ ХОРИСТАМИ»
Собственный педагогический опыт.
План конспект.
Главная цель в работе с начинающими хористами – увлечь ребят коллективной работой, создать творческую и игровую атмосферу. На своих занятиях я использую принципы:
--наглядного изображения; - образного сравнения; - «что такое хорошо и что такое плохо»; и другие.
1. По мере прибавления знаний и умений на уроках-- мы узнаем много новых слов. Чтобы все знания уложить в систему – на доске и на большом листе ( А3) я рисую солнце с лучами.
- «Одно солнышко, а сколько у него задач! – светить, согреть, порадовать…» А какие задачи на нашем занятие под названием «хор»? Крупными печатными буквами на доске вывожу слово «ХОР». Все читают по буквам. «Ребята, а в каких еще словах прячется слово «хор»? ---в словах «хорошо», «хороший». А «хрюшка?»
В процессе обучения, мы начинаем подписывать солнечные лучи: грустно – весело, громко – тихо, легато – стаккато и т.д. Оказывается, что на таком, казалось бы, простом предмете, перед учениками вырисовывается выполнение многих задач. Мой любимый и частый вопрос к ученикам вначале урока: «Мы пришли работать или отдыхать?»
2. В жизни дети часто слышат замечания со словами –«не правильно, плохо». И наглядно взрослые стараются показать как тоже самое действие сделать правильно, хорошо. Эти же воспитательные и сравнительные приемы, я переношу на работу с хором. Например:
- «Давайте сейчас сядем плохо, не правильно – сгорбились, «развалились» на стуле, разбросали ноги..». Ребята смеются, расслабляются (минута отдыха).
- «Ну, а теперь я закрываю глаза..считаю до трех.. и передо мной другие ребята, которые теперь сидят правильно и красиво.».
Очень часто я прошу учащихся «спрятаться в шкафу», который стоит в кабинете за моей спиной, и добавляю: « Давайте споем вяло, скучно, не интересно, плохо проговаривая слова, лицо кислое, «не рабочее».. В определенный момент я открываю маленькие дверцы книжного шкафа – «выпускаю ребят» на свободу..
- «Как лучше звучит? Звук полетел? А почему?» Читаю стишок О. Далецкого : «Не выражай вокальных мук! Укрась улыбкой лик и звук». ( Рис.№2)
3. Новый материал мы разучиваем с мягким мячиком. Я кидаю по очереди каждому ученику мячик, пропевая две-три ноты (сольфеджируя) и прошу повторить их, бросив мяч обратно. Постепенно увеличиваю нагрузку: более сильным ученикам достается пропеть пять –шесть нот. Таким образом, благодаря многократному повторению, все ученики быстро запоминают движение мелодии и названия нот.
4. Добиваемся слитного, связанного звучания гласных. Вначале просто проговариваем любые слова---ребята тянут руки и предлагают. Любимое слово—«телефон»: сначала один ученик просто активно произносит его—твердо, по слогам, а затем другой ученик это же слово произносит совсем по другому—растягивая гласные, и все слово звучит слитно, «без дырок».. И ,наконец , все поем фразу – « Я пою», так же растягивая гласные звуки. Сравниваем движение звука с ростом цветка: рисую непрерывный стебель (рис.3). И двумя руками изображаем движение: одна рука согнута в локте на уровне талии (это горшок с землей), другая рука медленно движется перпендикулярно первой , изображая непрерывный рост, и, уже наверху в кульминационный момент, раскрываем ладошку, растопыривая пальцы, изображаем раскрытие бутона. Отсюда вывод: поем и, не останавливаясь, стремимся вперед, летим в высоту..
- «А как можно изобразить движение и рост?» На доске рисую длинную стрелку и над ней «вилочку» крещендо. Узнаем, что без движения и развития музыка становится неинтересной, неживой и однообразной. А, ведь, любая мелодия—живая! Как и у человека у нее есть дыхание и пульс. В какой-то момент она может стать твердой как скала, а может-- растаять.
5. Быстрый темп и много согласных – ребята не успевают проговаривать, поэтому поем-- как муравей (маленький активный рот), а не крокодил. Окончания «прячем в карман» (убираем руку за спину)
6. Говорим про УНИСОН. И, прежде чем будем добиваться унисона в звучании, договариваемся, что унисон на хоре будет присутствовать во всем – в единой певческой посадке, хоровой папке и даже прическе (девочки убирают волосы за ушки) и т.д.
7. Ауфтакт – выясняем, что накапливание энергии для дальнейшего действия встречается в спорте: на старт, внимание, марш! Без этих команд спортсмены растеряются, не организуются. Так же и на хоре—без ауфтакта не получится вступить единовременно и слаженно.
8. Еще одна интересная тема—ФОРМА. Вспоминаем, что у каждого предмета есть своя форма. «А у песни? У фразы?» Медленно рисую мелом на доске ромб, одновременно пропевая целое предложение из песни А. Пахмутовой «Добрая сказка» («Добрая сказка с хорошим концом..» ). «Уместилось наше предложение? Кто хочет попробовать?» Ученик медленно выводит мелом большой квадрат, а хористы с учителем исполняют первое предложение всем известной песни «Маленькой елочке холодно зимой» . Также рисуем треугольник и исполняем «Я пеку, пеку, пеку; деткам всем по пирожку» (на две фразы получается 2 треугольника)
9.На хоре мы работаем с цветными карандашами. Как только ребята начинают держать в руках ноты—они получают домашние задания: желтым карандашом обвести все четвертные ноты. Или: найти все паузы и обвести их синим карандашом.
10. В младшем хоре на занятиях ребята обязательно должны подвигаться. Как правило, у нас последняя распевка – пропевание звукоряда до мажор. Чтобы исполнение было предельно слитное, мягкое, все дети встают в круг, на вытянутых руках берут воображаемые подносы ,а на подносе стоит воображаемый стакан воды.. Хористы осторожно двигаются по кругу, очень плавно и аккуратно исполняя гамму от ноты «до».
Вот, пожалуй, некоторые идеи. Маленькие музыканты с удовольствием бегут на хоровые встречи, т.к. уверены, что там им будет не только полезно, но и интересно! А задача педагога разнообразными, понятными и интересными приемами воспитать, настроить, научить и взлелеять хрупкий, нежный, гибкий и отзывчивый живой организм – детский хор.