ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Сабирова Рузия Талгатовна. Работа №343694
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской
одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными
задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые
возможности постепенно угасают в следствии не востребованности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Р.Т.Сабирова
учитель начальных классов МБОУ Базарно-Матакской гимназии им. Наби Даули
Алькеевский муниципальный район Республики Татарстан
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской
одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными
задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые
возможности постепенно угасают в следствии не востребованности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к
категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством
сверстников, интеллектуальные способности, творческие возможности и
проявления, испытывают радость от умственного труда, отличаются умением
чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому
применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего
мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности,
высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы: во-первых,
увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется
потребность в их реализации, во-вторых, умело их развивать и применять на
практике.
Можно выделить следующие категории детей, которых обычно называют
одаренными:
интеллектуальная одаренность - характерна детям с высокими
показателями по специальным тестам интеллекта;
Стр. 727
творческая одаренность - проявляется у детей с высоким уровнем
творческих способностей;
академическая одаренность – характерна детям, хорошо обучающимся в
школе;
талантливые дети - это дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.)
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе включает:
- дифференцированный и индивидуальный подход на уроках и во
внеурочной деятельности;
- использование современных образовательных технологий (проблемное
обучение, деятельностный метод, проектная деятельность);
- работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной
образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и
помощь учителю в учебном процессе);
- возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе
выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным
предметам;
- предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого
и поискового характера.
Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными
на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют
индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников
на дополнительную литературу с указанием источника получения информации.
Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания,
проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение
исследовательских задач по математике, окружающему миру, физкультуре, ИЗО
и технологии. Традиционными в школе являются мероприятия «Предметные
недели», районные конкурсы, школьный фестиваль проектно-
исследовательских работ, выставка-презентация достижений в области
искусства; смотр художественной самодеятельности. По русскому и
Стр. 728
литературному чтению большое внимание уделяется развитию творческих
способностей, выполнение творческих заданий. Подготовка и участие в
конкурсах выразительного художественного чтения.
Вся работа с одаренными детьми проводится во второй половине дня в
рамках внеурочной деятельности.
Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции
устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя
ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений.
Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих
учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на
то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Список использованных источников
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать
[Текст]: пособие для воспитателей и родителей. - 3 –е изд. / Е. С.
2. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта,
2004. - 144 с.
3. .Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник
«Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29