Название статьи:
формы работы с родителями (из опыта работы) | Мой кабинет. Работа №341283
Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
В данной статье я делюсь опытом работы с родителями, который базируется на понимании, сотрудничестве и партснерстве. Рассмотрены направления работы с родителями:родительский комитет, просвещение родителей, нестандартные родительские собрания. Даю несколько советов по подготовке к родительскому собранию.
Формы работы с родителями (из опыта работы)
Учитель физики Долгушина Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ №23, г. Абакан
Вот уже 40 лет я работаю в школе. Все было за это время: радость и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала.
Хочу начать со старого школьного афоризма:
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
Из года в год стояла проблема - как привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать, чтобы пассивные родители, стали активными!
Сколько форм и методов было перепробовано, что скрывать, сколько слёз пролито, и чтобы найти правильный путь к решению своей проблемы мне помог один случай, который был связан с моим сыном, когда меня в очередной раз вызвали на беседу, по поводу плохого поведения. И дома, разбирая очередную ситуацию Саша сказал фразу, из фильма Доживём до понедельника. Вот в этой фразе одно слово стало основным в решении моей проблемы. Счастье – это, когда тебя понимают!
И я начала строить свой маленький классный домик, где фундаментом стало ПОНИМАНИЕ.
Многолетний опыт работы показывает, если родители и классный руководитель не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, то в их отношениях царит гармония и это благоприятно сказывается на воспитании ребёнка.
А крышей стало СОТРУДНЕЧЕСТВО.
Сотрудничество классного руководителя и родителя - это совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы и прогнозирование новых целей и задач.
И чтобы ПОНИМАНИЕ, ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНЕЧЕСТВО стало единым целым, где родители стали активными участниками, жизнедеятельности класса, я организую работу с родителями в нескольких направлениях, из которых постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Рассмотрим все направления в отдельности. Начнём с создания родительского комитета. Родительский комитет -это прежде всего неравнодушные и ответственные люди, которые помогают классному руководителю сплотить класс и организовать внеклассную деятельность. Родительский комитет планирует совместную работу родителей и детей: посещение тетра, развлекательных программ, совместных праздников, ведут для своего класса кружки на добровольной основе. Стараюсь в сердцах родителей зажечь огонек.
Как увидеть этих неравнодушных людей, мне помогает тренинг, который провожу в начале года. А потом уже в процессе работы, кто-то добавляется, а бывает и отказывается от работы. Родительский комитет меняю 1 раз в год. Даю возможность многим родителям, окунуться в эту работу. Это позволяет активизировать родителей, жить жизнью не только своего ребёнка, но и всего детского коллектива.
Следующее направление – просвещение.
В этом направлении использую индивидуальные консультации, родительские собрания, на которых пусть небольшое количество времени, но рассматриваю вопросы психологии, педагогики, интерактивное общение.
Здесь классный руководитель должен стать психологом. Уметь выслушать, подсказать, дать совет. А главное, надо научиться не только слушать родителя, но и слышать.
Следующее направление – нестандартные родительские собрания.
Тренинги, деловые игры, решение жизненных ситуаций, где родители играют роль своих детей и стараются решить проблему с позиции своего ребёнка. Выбираю такие темы, чтобы они касались непосредственно детей класса. Пока не получается сделать всё родительское собрание в форме деловой игры, или тренинга, но стараюсь отводить время на собрании для такой работы. И это не секрет, посещаемость родительских собраний в моём классе 70%. За этот учебный год были проведены классные родительские собрания по плану:
Возрастные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии;
Успешность обучения: от чего она зависит?;
Эмиональное состояние ребенка и взрослого
Итоги учебного год
Есть традиции и в родительском коллективе: Ежегодно первое родительское собрание заканчивается за чашкой чаем и вкусным тортом. А последнее родительское собрание заканчивается записью пожеланий в нашу книгу Воспоминаний.
Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:
Родителей приглашаю на собрание дважды: первый раз – за 2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения.
Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу ( оставьте за дверью плохое настроение).
Отведите на собрание не больше 1,5 часа.
Тщательно продумайте сценарий собрания.
Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.
Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно отцов.
Помните золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.
Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.
Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает плохой человек.
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Чего не стоит делать на собрании:
- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;
- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать для общения с родителями назидательный тон;
- вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).
Так же использую технологию КТД по Иванову.К КТД отношу не только большие мероприятия, традиции класса, которые есть у нас. Ведь бегут школьные годы, меняются учителя, классные руководители, но в памяти детей остаются те дела, которые из года в года проводятся и не забываются.
Во всех классах были свои традиции. Это класс собрал все.
Рождение классного коллектива
Поздравление именинников Я пришёл в этот день в этот мир
Копилка личных и коллективных достижений
Мой классный коллектив может меняться
Ведение странички в вайбере.
На сегодняшний день могу сказать, что работа видна.
Родители организованы, активны, творчески.
По моим наблюдениям вижу, что родители, которые не особо были активны, стали проявлять инициативу и показывать свои творческие способности.
Но еще есть над чем работать. Фундамент заложен, стены и крыша есть, будем создавать надёжный и прочный дом. Всё в наших руках.
Скачать работу
Учитель физики Долгушина Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ №23, г. Абакан
Вот уже 40 лет я работаю в школе. Все было за это время: радость и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы – годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится все пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем – все начинать сначала.
Хочу начать со старого школьного афоризма:
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.
Из года в год стояла проблема - как привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать, чтобы пассивные родители, стали активными!
Сколько форм и методов было перепробовано, что скрывать, сколько слёз пролито, и чтобы найти правильный путь к решению своей проблемы мне помог один случай, который был связан с моим сыном, когда меня в очередной раз вызвали на беседу, по поводу плохого поведения. И дома, разбирая очередную ситуацию Саша сказал фразу, из фильма Доживём до понедельника. Вот в этой фразе одно слово стало основным в решении моей проблемы. Счастье – это, когда тебя понимают!
И я начала строить свой маленький классный домик, где фундаментом стало ПОНИМАНИЕ.
Многолетний опыт работы показывает, если родители и классный руководитель не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, то в их отношениях царит гармония и это благоприятно сказывается на воспитании ребёнка.
А крышей стало СОТРУДНЕЧЕСТВО.
Сотрудничество классного руководителя и родителя - это совместное определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы и прогнозирование новых целей и задач.
И чтобы ПОНИМАНИЕ, ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНЕЧЕСТВО стало единым целым, где родители стали активными участниками, жизнедеятельности класса, я организую работу с родителями в нескольких направлениях, из которых постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Рассмотрим все направления в отдельности. Начнём с создания родительского комитета. Родительский комитет -это прежде всего неравнодушные и ответственные люди, которые помогают классному руководителю сплотить класс и организовать внеклассную деятельность. Родительский комитет планирует совместную работу родителей и детей: посещение тетра, развлекательных программ, совместных праздников, ведут для своего класса кружки на добровольной основе. Стараюсь в сердцах родителей зажечь огонек.
Как увидеть этих неравнодушных людей, мне помогает тренинг, который провожу в начале года. А потом уже в процессе работы, кто-то добавляется, а бывает и отказывается от работы. Родительский комитет меняю 1 раз в год. Даю возможность многим родителям, окунуться в эту работу. Это позволяет активизировать родителей, жить жизнью не только своего ребёнка, но и всего детского коллектива.
Следующее направление – просвещение.
В этом направлении использую индивидуальные консультации, родительские собрания, на которых пусть небольшое количество времени, но рассматриваю вопросы психологии, педагогики, интерактивное общение.
Здесь классный руководитель должен стать психологом. Уметь выслушать, подсказать, дать совет. А главное, надо научиться не только слушать родителя, но и слышать.
Следующее направление – нестандартные родительские собрания.
Тренинги, деловые игры, решение жизненных ситуаций, где родители играют роль своих детей и стараются решить проблему с позиции своего ребёнка. Выбираю такие темы, чтобы они касались непосредственно детей класса. Пока не получается сделать всё родительское собрание в форме деловой игры, или тренинга, но стараюсь отводить время на собрании для такой работы. И это не секрет, посещаемость родительских собраний в моём классе 70%. За этот учебный год были проведены классные родительские собрания по плану:
Возрастные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии;
Успешность обучения: от чего она зависит?;
Эмиональное состояние ребенка и взрослого
Итоги учебного год
Есть традиции и в родительском коллективе: Ежегодно первое родительское собрание заканчивается за чашкой чаем и вкусным тортом. А последнее родительское собрание заканчивается записью пожеланий в нашу книгу Воспоминаний.
Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:
Родителей приглашаю на собрание дважды: первый раз – за 2 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения.
Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу ( оставьте за дверью плохое настроение).
Отведите на собрание не больше 1,5 часа.
Тщательно продумайте сценарий собрания.
Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.
Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно отцов.
Помните золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.
Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.
Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает плохой человек.
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Чего не стоит делать на собрании:
- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;
- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать для общения с родителями назидательный тон;
- вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).
Так же использую технологию КТД по Иванову.К КТД отношу не только большие мероприятия, традиции класса, которые есть у нас. Ведь бегут школьные годы, меняются учителя, классные руководители, но в памяти детей остаются те дела, которые из года в года проводятся и не забываются.
Во всех классах были свои традиции. Это класс собрал все.
Рождение классного коллектива
Поздравление именинников Я пришёл в этот день в этот мир
Копилка личных и коллективных достижений
Мой классный коллектив может меняться
Ведение странички в вайбере.
На сегодняшний день могу сказать, что работа видна.
Родители организованы, активны, творчески.
По моим наблюдениям вижу, что родители, которые не особо были активны, стали проявлять инициативу и показывать свои творческие способности.
Но еще есть над чем работать. Фундамент заложен, стены и крыша есть, будем создавать надёжный и прочный дом. Всё в наших руках.