Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей | Ларина Галина Исааковна. Работа №252938
Автор: Ларина Галина Исааковна
Ларина Г.И., воспитатель, I квалификационная категория, МАДОУ №61, г. Нижнекамск
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В статье описаны наиболее приемлемые формы работы с родителями по формированию нравственно-патриотических чувств у детей в рамках подготовки и празднования годовщины Дня Победы в Великой Отечественной Войне: офрмление стендов, ширм, выставок, альбомов, коллажей, консультаций, сбор иллюстраций и фотографий, семейных реликвий, составление рассказов о том, как ВОВ коснулась их семей и т.д.
Рекомендуется также проводить такие мероприятия для родителей и детей: музыкально-литературная гостиная; тематические вечера; встречи с интересными людьми, конкурс на лучшего чтеца среди семейных пар "родитель - ребенок" и т.д. Далее представлен конспект родительского собрания в форме обмена опытом между воспитателями и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Когда о героической истории страны рассказывают близкие люди, это производит неизгладимое впечатление на юные умы и сердца. Уважительное отношение к тому суровому времени становится более устойчивым, если этому уделяется внимание в семье.
Наиболее приемлемые формы работы с родителями по формированию патриотических чувств у детей в рамках подготовки и празднования годовщины Победы в Великой Отечественной Войне:
Кроме традиционных стендов, ширм, рекомендаций и консультаций о том, что читать и смотреть по телевизору, большую воспитательную ценность имеют такие формы работы с родителями, как:
- сбор иллюстраций на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней, оформление их в выставку, книгу-альбом, коллажи;
- создание совместно с детьми рисунков, оформление их в выставку, в книгу-альбом;
- сбор семейных реликвий (фото, письма, предметы времен войны), оформление выставки или Музея боевой славы;
- составление рассказов «Как Великая Отечественная война коснулась нашей семьи», составление из них книги Памяти;
- изготовленные книги, альбомы, книжки-раскладушки, коллажи по очереди на выходные дни можно отдавать детям домой для семейного чтения и рассматривания.
Также дедушкам и бабушкам детей можно предложить рассказать своим внукам об участии их родителей в защите нашей страны в годы войны, о прошлом нашего города.
В патриотическом воспитании детей большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Рекомендуем также проводить такие мероприятия для родителей и детей:
- музыкально-литературная гостиная;
- тематический вечер;
- встречи с интересными людьми;
- конкурс на лучшего чтеца среди семейных пар «родитель – ребенок».
А в нашей группе, накануне празднования Дня Победы, мы провели родительское собрание в форме обмена опытом по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Конспект родительского собрания на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей».
Цели организации и проведения:
Привлечь родителей группы к обмену опытом по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Способствовать сближению педагогического состава группы и родителей, приближению семьи к саду.
Определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребёнка.
Предварительная работа:
Объявление о собрании каждому родителю индивидуально и через информационный стенд в приемной группы.
Анкетирование по теме собрания. Анкеты заполняются дома до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
Предложения родителям: подготовить краткие выступления, принести семейные реликвии и фотографии, сделать фотомонтаж или презентацию на компьютере по теме собрания.
План проведения:
Слова приветствия, представление присутствующих педагогов и специалистов.
Показ и озвучивание диаграмм по итогам анкетирования.
Выступления родителей группы, обмен опытом по теме собрания.
Выступление воспитателя группы с рекомендациями по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Просмотр видеороликов о ВОВ, подготовленных родителями группы.
Рассматривание коллажа «Пусть всегда будет мир!».
Заключительные и благодарственные слова в адрес родителей.
Ход мероприятия:
Родители входят в музыкальный зал и рассаживаются за столы, которые расположены в форме круглого стола. В это время звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина». Первой берёт вступительное слово воспитатель. Она приветствует собравшихся родителей, представляет присутствующих педагогов.
По-очереди на магнитную доску выставляются диаграммы по результатам анкетирования. Каждая диаграмма рассматривается отдельно и озвучивается воспитателем. Далее собрание переходит в форму обмена опытом между педагогами и родителями по вопросам патриотического воспитания детей.
Присутствующие родители по желанию высказывают свои мнения; демонстрируют семейные реликвии, фотографии, книги; делятся опытом по воспитанию у детей любви к семье и родному дому, к родному городу, к Родине.
Воспитатель группы выступает с итоговой консультацией и рекомендациями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Пред
лагается просмотреть
видеоролики-презентации о Великой Отечественной войне, которые подготовили родител
и группы.
Они показывают, как можно с помощью компьютера воспитывать в ребенке патриотические чувства.
В заключительной части собрания родителям предлагается рассмотреть коллаж «Пусть всегда будет мир!», составленный совместно воспитателями и детьми по итогам тематических бесед в группе: «Моя семья», «Моя Родина», «Мой город», «Мой детский сад», «Наши прадедушки и прабабушки – герои войны» и др. Звучит отрывок из песни «Пусть всегда будет солнце!».
Воспитатели группы благодарят родителей за помощь в подготовке и активное участие на собрании.