Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формы взаимодействия педагогов и родителей | Виолетта. Работа №216580

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Виолетта
Взаимодействие учителя с родителями учащихся представляет собой важную педагогическую функцию профессиональной деятельности педагога. В настоящей статье автор анализирует основные формы такого взаимодействия, обеспечивающие процесс формирования сотруднических отношений между родителями и педагогами.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

 

Аннотация

 

Взаимодействие учителя с родителями учащихся представляет собой важную педагогическую функцию профессиональной деятельности педагога. В настоящей статье автор анализирует основные формы такого взаимодействия, обеспечивающие процесс формирования сотруднических отношений между родителями и педагогами.

 

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, педагог, родитель, совместная деятельность, сотрудничество.

 

Несмотря на то, что семейное воспитание является наиболее важным и незаменимым фактором в становлении и развитии личности ребенка, оно не является единственным и автономно действующим. Эффективность семейного воспитания значительно возрастает, если его дополняют воспитательными системами иных социальных институтов.

Интенсивность и характер семейного воспитания динамичны и зависят от периода жизни. Так, в дошкольном возрасте семья имеет исключительную роль, в воспитании и развитии ребенка; в младшем школьном возрасте у ребенка происходит смена основных потребностей и в его жизнь входит новое, достаточно интересное явление – школа. Школьная жизнь дает ребенку ощущение взросления, самостоятельности, удовлетворяет его потребности в новых знаниях, общении и развитии. В период юности и отрочества влияние семьи сохраняется, именно семья помогает человеку определиться в своем дальнейшем профессиональном и социальном выборе.

Наибольшую значимость имеет взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания детей. Основными направлениями сотрудничества семьи и школы являются:

- повышение уровня педагогических и психологических знаний у родителей;

- вовлечение родителей в педагогический процесс и управление школой.

Особенности содержания взаимодействия тесно связаны с формой взаимодействия. Формы взаимодействия педагога с родителями представляют собой способы организации их совместной деятельности и общения. Удачный выбор формы взаимодействия нередко влияет на качество самого воздействия. 

Все формы взаимодействия традиционно разделяются на: индивидуальные, групповые и коллективные [2, с. 54]. Критерий данной классификации заключается в количестве родителей, включённых во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом.

Однако, на сегодняшний день, наиболее популярной является классификация данных форм на традиционные и инновационные. В настоящей статье более подробно проанализируем именно эти формы.

Итак, традиционные формы подразделяются на познавательные, досуговые и наглядно-информационные [3, с. 46]. Однако и они со временем изменяются: так познавательные, в частности, родительское собрание с тематическим докладом педагога, трансформируется в дискуссию с разрешением конкретных проблемных педагогических ситуаций, консультацию с позитивным контактом и разыгрыванием ситуаций для практического их разрешения.

Наглядно-информационные формы взаимодействия, в свою очередь, с одной стороны, ориентированы на сбор, обработку и использование данных о семьях, наличие педагогических знаний, общекультурный уровень родителей по средствам анкетирования, тестирования и социологических опросов. С другой стороны, подразумевают ознакомление с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитания.

Досуговые формы организации общения подразумевают установление тёплых неформальных отношений между семьёй и школой, а также внутри семьи. Указанные формы сотрудничества являются эффективными при условии высоких требований к педагогическому содержанию мероприятий. Среди досуговых форм следует отметить совместные праздники, концерты, развлечения, досуги, конкурсы, просмотры фильмов, соревнования, викторины, КВН, совместное благоустройство и оформление школы, классов, территории и т.д.

Таким образом, среди основных традиционных форм можно отметить такие как:

- родительское собрание – форма взаимодействия школы и семьи, которая подразумевает коллективное обсуждение вопросов обучения и воспитания детей, планирование дальнейшего сотрудничества, анализ и подведение итогов проделанной ранее работы. Оптимальное проведение родительских собраний – не реже одного раза за учебную четверть. Чаще всего родительские собрания посвящены наиболее актуальным вопросам и проблемам. Различают следующие виды родительских собраний: тематические, организационные, итоговые и т.д. Тема собрания составляется педагогом и обсуждается с родительским комитетом;

- лекция – форма психологического и педагогического просвещения родителей, в процессе которой педагогом раскрывается конкретная сущность вопросов воспитания, закономерности физического и психического развития ребенка, осуществляется анализ реализуемого семейного воспитания и т.д. Темы лекция должны быть разнообразные, актуальные и интересные для родителей;

- открытые уроки (внеклассные мероприятия) – направлены на ознакомление родителей с учебными программами по предметам, методикой обучения и преподавания, требованиями педагогов. Это необходимо для того, чтобы родители могли лучше узнать своих детей, понять суть их учебной деятельности;

- индивидуальные консультации (тематические) – направлены на решение конкретных проблем в воспитании отдельных учащихся. Родители задают педагогу волнующих их вопросы и получают на него квалифицированный ответ. Могут проводиться как в устной форме, при личной встрече, так и в письменной – в форме переписки.

Особое место отводится нетрадиционным (инновационным) формам. Они сосредоточены на принципах диалога, партнёрства, которые позволяют на равных разрешать противоречия в неоднозначных проблемных ситуациях (например, наказание и поощрение, критерии готовности к школе, организация семейного отдыха и т.п.) без навязывания готовых точек зрения, побуждая обдумывать, высказывать своё мнение, искать компромиссы и общие решения.

К наиболее распространённым инновационным форма следует отнести следующие: родительские университеты, конференции, тренинги, родительские ринги, час вопросов и ответов, дни открытых дверей, клубы, диспут – размышления по проблемам, обмен опытом, привлечение других специалистов, деловая игра, сетевое взаимодействие [1, с. 39]. Рассмотрим некоторые из них.

Родительские университеты представляет собой форму работы с семьей, при которой составляется расписание занятий для родителей на ближайшее время, в расписание включены разные учебные методы: открытый урок, домашнее задание, лекция, методические материалы, совместная деятельность и т.п. Просвещение родителей подразумевает процесс вооружения их основами психологической и педагогической культуры, знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, установления контактов родителей с общественностью и педагогами.

Конференция – одна из форм педагогического просвещения родителей, направлена на расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании. Тематика конференций может быть разнообразной, соответственно и виды могут быть разные: научно-практические, теоретические, по обмену опытом и т.д. Периодичность проведения – один раз в год. На конференции выступают с докладами как педагоги, так и родители.

Вечер вопросов и ответов – организуется после предварительно проведенного опроса среди родителей и составления списка проблемных вопросов по воспитанию детей. Во время проведения вечера педагог зачитывает вопросы по очереди, а приглашенные специалисты отвечают на них. В качестве специалистов могут быть приглашены школьный психолог, социальный педагог, методист и т.д.

«Дни открытых дверей» могут проводится по-разному. В одних школах данная форма является совместным праздником педагогов и семьи, на котором организуются выставка работ учащихся, родителей, творческие отчёты коллективов, награждаются ученики, родители, педагоги за разнообразные достижения, проводятся соревнования, конкурсы между коллективами, семьями. Другой вариант «Дня открытых дверей» подразумевает непосредственное общение родителей с учителями, психологами, социальными педагогами и в некоторых школах организуется несколько раз в году.

Деловая игра – это разновидность массовых, групповых игр, которая представляет собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в ходе работы над которой участникам игры нужно выявить противоречие и на основе принятия решений прийти к оптимальному выходу из проблемной ситуации. Деловую игру также применяют с целью обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности и т.п.

Сетевое взаимодействие с родителями подразумевает под собой использование средств ИКТ. Ведь, интернет ресурсы, социальные сети и т.д. значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями. Такая форма предлагает несколько вариантов взаимодействии с семьей: телемост, телекоммуникационный проект, дистанционная конференция, создание сайта образовательного учреждения.

Таким образом, можно отметить, что семья и школа представляют собой два важных социальных института социализации детей, в связи с чем, грамотно организованное взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше понять ребёнка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания. В настоящее время традиционные формы все боле сменяются инновационными. Ведь, в инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребёнку, к заботам и делам класса. 

 

Список литературы

 

Волокитина

Ю.Н., Баранова О.

И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей //

Концепт. – 2017. – Т. 34. – С. 37-

41.

Микляева

, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия

с семьей

.

М., Айрис-пресс,

2006.

144

с.

Рублева Ю.Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников

воспитатель

но

-образовательного процесса // Мир науки. –

2016

. - №3. – С. 45-49.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×