Формы взаимодействия с родителями,решение задач экологического воспитания | Федосеева Алеся Олеговна . Работа №331693
«Эффективные формы взаимодействия с родителями в решении задач экологического воспитания»
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, очень остро встала и приняла огромные масштабы экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой.
Спасти планету может только деятельность человека, основанная на глубоком понимании законов природы, учете многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознании того, что человек – всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема возникает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других негативных последствий хозяйственной деятельности человека на Земле. Она перерастает в проблему предотвращения стихийного воздействия человека на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с ней.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии у каждого человека достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составляющих работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу - воспитание человека с большой буквы, экологически грамотного человека.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работа должна вестись в двух направлениях:
учитель - родитель;
учитель – ребенок – родитель.
Перед организацией работы необходимо понять, с кем работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Это означает, что важно проводить работу дифференцированно, объединяя родителей в подгруппы.
Необходимость индивидуального подхода определяется еще и следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: надо отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Проблемы экологического воспитания» воспитатель может провести предварительный опрос родителей с целью уточнения их понимания проблем, связанных с экологическим воспитанием. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать это событие вместе с родителями, сделать выводы.
Различают традиционные и нетрадиционные формы общения воспитателя и родителей дошкольников, суть которых заключается в обогащении их педагогическими знаниями. Традиционные формы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы и др. Групповые родительские собрания – эффективная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в детский сад и семья. Встреча готовится заранее, объявление размещается за 3-5 дней.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
«Эффективные формы взаимодействия с родителями в решении задач экологического воспитания»
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, очень остро встала и приняла огромные масштабы экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой.
Спасти планету может только деятельность человека, основанная на глубоком понимании законов природы, учете многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознании того, что человек – всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема возникает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других негативных последствий хозяйственной деятельности человека на Земле. Она перерастает в проблему предотвращения стихийного воздействия человека на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с ней.
Такое взаимодействие осуществимо при наличии у каждого человека достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составляющих работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу - воспитание человека с большой буквы, экологически грамотного человека.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работа должна вестись в двух направлениях:
учитель - родитель;
учитель – ребенок – родитель.
Перед организацией работы необходимо понять, с кем работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Это означает, что важно проводить работу дифференцированно, объединяя родителей в подгруппы.
Необходимость индивидуального подхода определяется еще и следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: надо отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Проблемы экологического воспитания» воспитатель может провести предварительный опрос родителей с целью уточнения их понимания проблем, связанных с экологическим воспитанием. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать это событие вместе с родителями, сделать выводы.
Различают традиционные и нетрадиционные формы общения воспитателя и родителей дошкольников, суть которых заключается в обогащении их педагогическими знаниями. Традиционные формы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы и др. Групповые родительские собрания – эффективная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в детский сад и семья. Встреча готовится заранее, объявление размещается за 3-5 дней.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.