Формы и методы индивидуальной работы с воспитанниками в социально-реабилитационном центре

Автор: Острая Елена Михайловна

Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

 

 

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1.     Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2.     Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3.     Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4.     Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

    • Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

 

 

 

 

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1.     Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2.     Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3.     Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4.     Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5.     Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6.     Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7.     Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8.     Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9.     Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10.  Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям:

1.     Изучение личного дела.

2.     Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

3.     Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4.     Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5.     Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.

6.     Учет нарушений поведения.

7.     Немедленное реагирование на нарушения поведения.

8.     Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

9.     Использование экрана самоорганизации.

10.  Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

11.  Шефская работа: работа в парах.

12.  Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

13.  Моделирование проблемных ситуаций.

14.  Использование критики.

15.  Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

16.  Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

17.  Воспитание успехом.

 

 

 

 

 

В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

 Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

 В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация

·        по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

·        по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант).    Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности.  На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.

Индивидуальный подход к детям с  расстройством эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;  начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать,   проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению.  Результаты диагностик специалистов   и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.             

Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:

·         адаптация содержания - очищение  материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

·        одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

·        оптимальность темпа;                                                                        

·        ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);

·        преобладание игровой деятельности (обучение в игре).

Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно-гигиенических навыков,  самообслуживания,  соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения).

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания  и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

·        при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

·        постоянный контроль,

·        отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

·        смена видов деятельности,

·        для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие  (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

·        предоставление возможности выплеска энергии,

·        похвала при формировании норм поведения.                                                  С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия  на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.                       

С агрессивными детьми  педагог может проводить игры

·        на приемлемый выход агрессии,  негативных эмоций   «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,                                                                 

·         игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

 релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном.                                                             С детьми с нарушениями здоровья:  с заболеваниями опорно-двигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;

·        с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);

·        детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя  физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;

·        детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.

Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.

 Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

 

 

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1.     Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2.     Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3.     Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4.     Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

    • Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

 

 

 

 

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1.     Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2.     Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3.     Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4.     Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5.     Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6.     Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7.     Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8.     Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9.     Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10.  Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям:

1.     Изучение личного дела.

2.     Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

3.     Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4.     Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5.     Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.

6.     Учет нарушений поведения.

7.     Немедленное реагирование на нарушения поведения.

8.     Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

9.     Использование экрана самоорганизации.

10.  Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

11.  Шефская работа: работа в парах.

12.  Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

13.  Моделирование проблемных ситуаций.

14.  Использование критики.

15.  Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

16.  Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

17.  Воспитание успехом.

 

 

 

 

 

В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

 Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

 В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация

·        по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

·        по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант).    Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности.  На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.

Индивидуальный подход к детям с  расстройством эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;  начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать,   проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению.  Результаты диагностик специалистов   и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.             

Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:

·         адаптация содержания - очищение  материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

·        одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

·        оптимальность темпа;                                                                        

·        ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);

·        преобладание игровой деятельности (обучение в игре).

Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно-гигиенических навыков,  самообслуживания,  соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения).

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания  и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

·        при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

·        постоянный контроль,

·        отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

·        смена видов деятельности,

·        для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие  (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

·        предоставление возможности выплеска энергии,

·        похвала при формировании норм поведения.                                                  С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия  на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.                       

С агрессивными детьми  педагог может проводить игры

·        на приемлемый выход агрессии,  негативных эмоций   «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,                                                                 

·         игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

 релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном.                                                             С детьми с нарушениями здоровья:  с заболеваниями опорно-двигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;

·        с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);

·        детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя  физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;

·        детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.

Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.

 Проблема формирования готовности к социальной реадаптации девиантных подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦ. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково-юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков с девиантным поведением необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

  • Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной воспитательной работы (конкретного воспитанника)
  • Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы;
  • Планирование
  • Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
  • Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития.
  • Обучение практике индивидуальной воспитательной работы;
  • Контроль, коррекция воспитательных воздействий.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:

  • на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
  • осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
  • систематических анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

 

 

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1.     Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2.     Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3.     Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4.     Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности:

    • Изучение личностных особенностей несовершеннолетних. Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
    • Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
    • Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
    • Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
    • Развитие форм, средств и способов общения.
    • Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
    • Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.

 

 

 

 

Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1.     Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2.     Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3.     Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4.     Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5.     Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6.     Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7.     Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8.     Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9.     Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10.  Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.

Индивидуальная воспитательная работа в учреждении ведется по следующим направлениям:

1.     Изучение личного дела.

2.     Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).

3.     Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.

4.     Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.

5.     Использование наказаний: порицание, выговор, лишение увеселительных мероприятий, обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме.

6.     Учет нарушений поведения.

7.     Немедленное реагирование на нарушения поведения.

8.     Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.

9.     Использование экрана самоорганизации.

10.  Групповые коррекционные психологические и воспитательные занятия.

11.  Шефская работа: работа в парах.

12.  Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).

13.  Моделирование проблемных ситуаций.

14.  Использование критики.

15.  Коллективные творческие дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.

16.  Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).

17.  Воспитание успехом.

 

 

 

 

 

В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

 Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

 В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация

·        по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

·        по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программы, отличающихся глубиной и объемом материала. Воспитанникам предлагается усвоить адекватную программу (вариант).    Исключается уравниловка и усреднение детей; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; повышается уровень Я-концепции ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех, избавиться от комплекса неполноценности.  На индивидуальных занятиях с более сильными и способными детьми готовятся, в том числе, работы на конкурсы городского, областного и всероссийского уровней.

Индивидуальный подход к детям с  расстройством эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, ЗПР и т.д. проявляется в том, чтобы: на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;  начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики; проводить реабилитацию по индивидуальной программе; регулярно контролировать,   проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению.  Результаты диагностик специалистов   и медицинские диагнозы заносятся в протокол консилиума, который проводится по результатам адаптационного периода. Опираясь на данные консилиума, воспитатель планирует индивидуальную работу с воспитанником, в соответствии с его особенностями и потребностями.             

Педагог реализует различные виды педагогической поддержки детей с педагогической запущенностью, задержкой психического развития:

·         адаптация содержания - очищение  материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

·        одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

·        оптимальность темпа;                                                                        

·        ориентация на более ранний возраст (в школу с 8 – 9 лет);

·        преобладание игровой деятельности (обучение в игре).

Воспитание детей с умственной отсталостью ведётся через формирование положительных привычек (доведение до уровня автоматизма культурно-гигиенических навыков,  самообслуживания,  соблюдение режима и элементарных социальных норм поведения).

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания  и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

·        при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

·        постоянный контроль,

·        отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

·        смена видов деятельности,

·        для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие  (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

·        предоставление возможности выплеска энергии,

·        похвала при формировании норм поведения.                                                  С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия  на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.                       

С агрессивными детьми  педагог может проводить игры

·        на приемлемый выход агрессии,  негативных эмоций   «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,                                                                 

·         игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

 релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном.                                                             С детьми с нарушениями здоровья:  с заболеваниями опорно-двигательной системы проводятся дополнительные занятия на предупреждение дальнейшего развития плоскостопия, нарушения осанки – корригирующая гимнастика, уменьшается силовая нагрузка на стопы и позвоночник при физкультурных кружковых занятиях и играх;

·        с заболеваниями ЛОР-органов проводятся индивидуальные занятия по формированию навыков профилактики простудных заболеваний (самомассажа, точечного массажа, закаливания и т.д.);

·        детям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другими хроническими заболеваниями, которым противопоказана излишняя  физическая нагрузка, ограничиваются физические нагрузки в подвижных и спортивных играх, в физкультурных кружковых занятиях и трудовых поручениях даются индивидуальные задания;

·        детям с патологиями зрения проводится дополнительно гимнастика для глаз, у них дозированная зрительная нагрузка, демонстрационный материал на занятиях без лишних деталей, имеет яркий цвет (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), чёткий контур, контрастный по отношению к фону, размер не менее 15 – 20 см., раздаточный материал – не менее 5 см., обеспечивается достаточная освещённость в группе.

Вся индивидуальная работа с различными категориями детей отражена в ежедневных календарных планах воспитателя.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x