Фортепианные произведения У.Гиллока в современном репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ. | Валентина Львовна Черкасова. Работа №352956
Данная методическая работа посвящена подбору увлекательного и полезного современного репертуара для учащихся фортепианного отделения ДМШ и ДШИ на основе программых произведений У. Гиллока. Раскрыты основные особенности стиля данного композитора. Разбор некоторых пьес, которые учащиеся иллюстрировали на сцене.
Государственное учреждение культуры Тульской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2» Щёкинского района.
Методическая работа
по учебному предмету «Специальное фортепиано»
«Фортепианные произведения У. Гиллока в современном репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ»
Выполнил:
преподаватель МО «Фортепиано»
МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2»
Щёкинского района
ЧЕРКАСОВА ВАЛЕНТИНА ЛЬВОВНА
Щёкино – 2024
Содержание:
Цель. Задачи 3
Заключение 11
Список литературы 12
Приложение 3 15
Тема методической работы:
«Фортепианные произведения У. Гиллока в современном репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ».
Цель: Воспитание духовно-нравственных ценностей, направленное на гармоничное развитие личности с помощью современного фортепианного репертуара.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить учащихся с современным разнообразным музыкальным репертуаром для фортепиано
;
Вызывать и поддерживать интерес учащихся
к занятиям на уроках фортепиано;
Формировать представления о музыкальных образах
на основе программных пьес
;
Формировать представлени
е о таких нравств
енных ценностях, как добро и любовь
;
Совершенствовать
технические
навыки
фортепианной
игры;
Преодолевать технические сложности
звукоизвлечения
, педализации на фортепиано
;
Научить рассуждать, сравнивать, обобщать.
Развивающие:
Развивать
художественно-образное мышление, памя
ть;
Развивать
чувство
темпо-
ритма
;
Р
азвивать навыки
слухового восприятия
;
Развивать творческую активность;
Раскрывать творческий потенциал.
Воспитательные:
Воспитывать
эстетическое восприятие музыки;
Прививать коммуникативную культуру
поведения в социуме;
Воспитывать духовно-нравственные ценности
;
Познавать окружающий мир, вызывая у учащихся добрые мысли и положительные эмоции
.
Введение
Данная методическая работа посвящена подбору увлекательного и полезного современного репертуара для учащихся фортепианного отделения ДМШ и ДШИ. Её структурной основой стало мероприятие, которое прошло в нашей детской музыкальной школе 27.05.2024 г. для преподавателей Щёкинского методического объединения. Это методический доклад «Фортепианные произведения У. Гиллока в современном репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ» с иллюстрацией пьес композитора в концертном исполнении учащимися нашей школы. Ссылка на публикацию с фотографиями о проведённом мероприятии на сайте нашей музыкальной школы в соц.сети ВК находится в Приложении 1. В данной методической работе в Приложении 3 есть ноты произведений, которые исполняли ученики. Для визуализации образов, более эмоционального воздействия музыки на детей используется презентация, представленная в Приложении 2. Практика показала, с каким интересом и увлечённостью дети разучивали пьесы Гиллока и выступали на концертах. Наш современный мир стремительно развивается в разных областях жизни людей. И музыкальное творчество не является исключением. Появляются композиторы, которые идут в ногу со временем, не теряя классической основы. Главной задачей преподавателей музыкальных школ является стремление пробудить в ребёнке подлинный интерес к музыке, научить понимать её особый язык, смысловое значение музыкальной интонации. Необходимо, чтобы музыка раскрыла перед ребёнком всё разнообразие мира, разбудила его воображение, способность анализировать и помогла выразить себя. Мы знаем, что слуховое восприятие учащихся воспитывается на доступном и интересном материале. Известно, что дети лучше всего воспринимают программную музыку, в которой присутствуют характерные увлекательные названия. Среди многообразия современного репертуара ярким примером может служить фортепианное творчество американского композитора и педагога XX века Уильяма Гиллока.
Основная часть
У. Гиллок (1917–1993) — уроженец Ла Рассел в штате Миссури. Он известный пианист, педагог и композитор. В Новом Орлеане организовал свою музыкальную студию, проводил многочисленные образовательные курсы, мастер-классы и концерты, активно занимался преподавательской и композиторской деятельностью. Американская государственная ассоциация музыкальных клубов в свое время вручила У. Гиллоку Национальную американскую награду «За выдающиеся достижения в музыке». Он один из ярких создателей фортепианной музыки для детей и юношества.
Сформировался определенный своеобразный стиль музыки У. Гиллока, его произведения узнаваемы среди других современных композиторов. Он обладал даром необычайно красивого мелодиста. Поэтому его стали называть «Шубертом детской музыки», романтиком ХХ века. Он сочетал яркий дар мелодиста с простой фактурой изложения музыкального материала и не перегружал исполнителя технически. Поэтому его произведения очень любят дети. Музыка У. Гиллока с первых нот будоражит их воображение. Она отличается яркой образностью, трогательной простотой и свежестью. Это именно та музыка, которую дети разучивают с большим желанием и удовольствием! Потому, что главный девиз композитора: «живучесть мелодии и ритма в произведениях, которые ученики ХОТЯТ играть». Этот девиз прошел красной нитью через его образовательные курсы и многочисленные мастер-классы, которые Уильям Гиллок давал на протяжении долгих лет. Тысячи учителей и учеников воспитаны на его произведениях. А главной целью Уильяма Гиллока было увлечь детей и молодых людей музыкой. Из своего личного опыта хочу привести пример. Когда я выбирала учебный репертуар на этот год и играла пьесы У. Гиллока, то моей ученице Мирошниченко Иванне настолько понравились эти пьесы, что она захотела выучить сразу несколько произведений. Мы взяли их в работу. Иванна начала заниматься с большим усердием и интересом. В дальнейшем эти пьесы она исполняла на праздничных и академических концертах.
Основные особенности музыки Гиллока.
Композитор У. Гиллок работал практикующим педагогом и поэтому прекрасно разбирался в детской психологии.
Его фортепианные миниатюры – это небольшие программные произведения, музыкальные зарисовки с понятным для ребёнка содержанием. Композитор как бы задействует жизненный опыт ребёнка. Пьесы имеют яркие образные названия.
Дети хорошо воспринимают танцевальные жанры, поэтому значительная часть пьес это – вальсы, польки во всём их многообразии. Музыкальный материал изложен максимально доступно, жанровая составляющая ясна и понятна. Дети с интересом осваивают эти жанры.
Как фортепианный педагог и пианист
,
композитор хорошо знает возможности маленьких музыкантов. В его пьесах учитываются особенности детского восприятия, используются удобные для учеников приёмы исполнения и
особенности детской руки. Простая фактура изложения, которая удобно «ложится на пальцы», позиционная игра, приём передачи музыки из руки в руку
делают процесс обучения увлекательным, исполнение приятным, решение технических задач выполнимым.
На развитие музыкального слуха детей и эстетического восприятия ими музыки направлены
неожиданные находки в плане
использования регистровых и тембровых красок,
своеобразного и красочного
колорита гармоний.
Фортепианные миниатюры У.
Гиллока
носят инструктивный характер. Они направлены на решение конкретной технической задачи и овладение определёнными пианистическими приёмами и навыками. Методическая эффективность его произведений заключается в том, что материалом для пьес в большинстве случаев является отдельно взятый вид фортепианной техники, представленный в виде краткой формулы. Например,
гаммообразное
движение, определённый вид арпеджио, аккорды, мотивы на конкретную аппликатурную комбинацию.
Большинство миниатюр имеют
з-х
частную
репризную
форму. Характерно либо контрастная средняя часть, либо в средней части передача мелодии в другую руку.
Современный музыкальный язык сочетается с классическими жанрами. Среди большого репертуара есть
сонатины, этюды, произведения в классическом стиле. Например, «Венское рондо», «Сарабанда», «Гавот», «Менуэт», Тема и вариации Фрэнки и Джонни, трехчастная
Сонатина в классическом стиле,
четырехчастная
Маленькая сюита в стиле барокко
.
Сюита представляет собой введение в контрапунктическую игру, необычную для произведений начального уровня обучения и может быть использована как переход к сюитам Генделя.
В нотах
все названия произведений и
почти все
авторские
обозначения характеров написаны на английском языке.
У. Гиллок написал множество фортепианных пьес для учащихся всех возрастов. Это более 300 произведений педагогической фортепианной музыки для солистов и 18 фортепианных ансамблей разного уровня сложности: в 4, 6 и даже в 8 рук. Ансамбли Гиллока отличаются необыкновенной яркостью. Многие из них имеют колорит музыки разных стран. Это: «Портрет Парижа», «На парижском бульваре», «Уличное кафе», «Восточный базар» и другие.
Среди большого разнообразного репертуара У. Гиллока есть много пьес, в которых композитор «путешествует по разным странам». Он использует самые разные исторические и географические стили. Это пьесы «Фиеста», «Фламенко», «Аргентина», «Испанские цыгане», «Карнавал в Рио», «Каникулы в Испании» со своим колоритом народных праздничных шествий, маскарадов, латиноамериканских и испанских танцев. Также много пьес посвящено Парижу. Например, «На Елисейских полях», «Праздник в Париже».
У Гиллока существует следующий известный цикл сборников: восьмитомник (51 пьеса) «Акцент на сериалах» - таких как «Акцент на дуэтах», «Акцент на соло», «Акцент на Гиллока» и «Акцент на сезонах». В них пьесы расположении по увеличению уровня сложности.
Во 2 части «Акцент на соло» есть интересная пьеса «Аргентина». Ноты в Приложении 3. Она написана в стиле аргентинского танго. Это зажигательный яркий танец. Основу мелодии составляют интонации аргентинской музыки. Для создания образа композитор использует множество акцентов, яркие повторяющиеся аккорды и гармонические характерные краски. Но в основе лежит чёткий танцевальный ритм в 4-х дольном размере. Есть синкопы, которые, смещая акцент на слабую долю, вызывают трудность у ученика. Пьеса развивает в ученике чувство ритма и единства темпа. Пианистической трудностью являются репетиции двойными нотами и аккордами. Необходимо следить, чтобы не зажимался игровой аппарат. Форма пьесы 3-х частная. Аналогичная форма будет практически во всех произведениях, о которых пойдёт речь далее. Пьеса «Аргентина» была исполнена на прошедшем методическом мероприятии учеником 2 класса Мякота Робертом, класс преподавателя Чубаровой Л.К.
Не менее известным сборником является «Коллекция пьес», в котором собраны лучшие произведения композитора. Продолжить наше путешествие по странам поможет яркая пьеса «Карнавал в Рио». Ноты в Приложении 3. В ней передаётся праздничное настроение Бразильского карнавала с национальными танцами и песнями. Основу составляет танцевальный ритм, работа над которым должна быть скрупулёзной и внимательной. В аккомпанементе присутствуют синкопы, которые необходимо подчеркнуть акцентами. Пьеса хорошо развивает чувство ритма. Рекомендую тренировать ритм на следующем упражнении: простукивать одновременно 2-мя руками разные длительности. Например, одна рука стучит как метроном четвертные длительности, а другая половинные, восьмые, триоли, шестнадцатые, синкопы. Затем руки меняются ролями. Обратить внимание ученика на слуховое восприятие диссонирующих аккордов, использование разных регистров. Данная пьеса расширяет кругозор ученика, который познаёт национальную культуру других стран и народов. Исполняла «Карнавал в Рио» на прошедшем методическом мероприятии ученица 7 класса Мартынова Даша, класс преподавателя Черкасовой В.Л.
Следующее произведение из «Коллекции пьес» - «Фламенко». Ноты в Приложении 3. Пьеса переносит нас в Испанию. Фламенко – это общее обозначение южно-испанской музыки, а истинными носителями многие считают испанских цыган. Музыка песенно-танцевальная с гитарным аккомпанементом. Форма пьесы трехчастная. Крайние части активные, ритмичные, акценты подчёркивают танцевальный шаг, ритмическая фигура постоянно повторяется, что очень характерно для этого жанра. Ученику необходимо нарабатывать навыки игры в быстром темпе данного ритмического рисунка. Для тренировки можно этот ритм подтекстовать на разные слоги. Структура первого такта в точности повторяется от разных нот. Поэтому в работу можно привнести игровой элемент – выучить и проговаривать сольфеджио первые ноты, а затем транспонировать первый такт от этих нот. Таким образом ученик быстрее и легче выучит эту пьесу. Контрастом выступает средняя часть. Песенная мелодия носит импровизационный, речитативный характер. Чтобы пьеса звучала интересно и с испанским характером, необходимо строго держать темп, сохраняя ритмичность и акценты. Исполнял «Фламенко» на прошедшем методическом мероприятии ученик 2 класса Патычук Давид, класс преподавателя Сальниковой М.А.
Образ зимнего пейзажа неразрывно связан с тройкой лошадей, со звоном бубенцов и снежной позёмкой. Всё это мы слышим в пьесе «Сани с колокольчиками». Ноты в Приложении 3. Она направлена на развитие воображения и фантазии ученика. Звон колокольчиков передаётся непрерывным остинатным звучанием повторяющихся аккордов на протяжении всей пьесы. В начале и в конце произведения это высокий регистр в правой руке, непрерывно переходящий в левую руку в среднем регистре. Важно, чтобы не зажался пианистический аппарат исполнителя. Преподавателю необходимо работать над звукоизвлечением и приёмом репетиций, крупной аккордовой техникой. От ученика требуется умелое владение звукоизвлечением. Яркое динамическое развитие музыки приводит к кульминации, где используется охват всей клавиатуры и мощная звуковая подача. Большая градация динамических оттенков доходит в конце пьесы до пианиссимо, и мы слышим, как тройка лошадей удаляется за горизонт. Перед нашими глазами разворачивается целое действие, которое ученик проживает во время игры. Исполняла пьесу «Сани с колокольчиками» на прошедшем методическом мероприятии ученица 8 класса Антонова Екатерина, класс преподавателя Черкасовой В.Л.
Одним из самых популярных стал цикл «Детский альбом», который состоит из 22 пьес. Это небольшие программные пьесы, наполненные сказочными персонажами, зарисовками природы, впечатлениями от праздников и путешествий в далёкие страны, музыкальными образами детских игр. На этом музыкальном материале дети учатся фантазировать, думать, анализировать, слушать звук и бережно к нему относиться, грамотно и прочувствовано играть произведения, иметь собственное отношение к исполняемой музыке. А преподаватель помогает раскрыть внутренние резервы ученика, способствует раскрепощению ребёнка и формированию его собственного видения окружающего мира. В этих пьесах композитор ставит перед юными музыкантами много пианистических задач для развития разных видов техники, работы над звукоизвлечением, педализацией и агогикой. Большинство пьес написано в трёхчастной репризной форме, что позволяет детям практически вплотную знакомиться с этой формой.
Познакомимся с пьесой «Жонглёр». Ноты в Приложении 3. Образ цирка всегда вызывает восторг у детей. Весёлый, лёгкий и незатейливый характер создаётся форшлагами, гаммообразными шестнадцатыми нотами, словно мелькание мячиков в руках жонглёра. Жанровая основа – танец, полька. Пианистически очень удобная пьеса. Изложение музыкального материала – позиционное. В 1 части очень важно обратить внимание ученика на исполнение партии левой руки. Ученик не должен переносить всю кисть вправо или влево. Ладонь должна быть раскрыта. Своеобразный опорный пункт – на ноте ми бемоль и, соответственно, на 3 пальце. Даже если рука маленькая – всё равно надо приучать юного пианиста экономить движения. Кстати, таких примеров в детской фортепианной литературе очень много. Например, «Клоуны» Д. Кабалевского. Средняя часть изложена в параллельном до миноре. Мелодическая линия звучит в низком регистре и несколько контрастирует крайним частям. В коде используется приём передачи музыки из руки в руку. Исполнял пьесу «Жонглёр» на прошедшем методическом мероприятии ученик 2 класса Хорошилов Ярослав, класс преподавателя Черкасовой В.Л. Чтобы полнее представить характер произведения, Ярослав со своей мамой смастерили красивую игрушку жонглёра.
Следующая пьеса из «Детского альбома» – это «Зачарованное дерево». Ноты в Приложении 3. Пьеса наполнена сказочными фантастическими образами. Таинственный и загадочный характер создаётся мелодией в низком регистре нисходящими гаммообразными мотивами и поступью повторяющихся аккордов, неустойчивыми и диссонирующими гармониями. Трудностью для юного пианиста является мелодия в левой руке, а аккомпанемент в правой, распределение в фактуре силы рук. Необходимо следить за ровностью ритма, особенно, когда аккорды в левой руке исполняются на слабые доли. Можно порекомендовать ученику прохлопывать ритм двумя руками по коленям со счётом, с метрономом, а также поиграть с метрономом. Можно придумать подтекстовку. И в целом эта пьеса развивает навыки аккордовой техники. Кода состоит из основного нисходящего мотива, который передаётся из руки в руку единым пассажем. Создаётся образ полёта загадочных существ. Под впечатлением этой пьесы Иванна нарисовала картину. Исполняла пьесу «Зачарованное дерево» на прошедшем методическом мероприятии ученица 4 класса Мирошниченко Иванна, класс преподавателя Черкасовой В.Л.
Под влиянием ХТК И. С. Баха и этюдов Ф. Шопена Гиллок написал цикл «24 лирические прелюдии в романтическом стиле». Это разнохарактерные пьесы во всех тональностях с различными техническими трудностями, которые имеют разную исполнительскую манеру – характер, стиль. Каждая прелюдия включает в себя одну или несколько исполнительских задач, которые необходимо решать при игре на фортепиано. Это тоже программные миниатюры. Цель создания прелюдий заключалась в оказании помощи маленьким пианистам в овладении более серьёзной музыкой - Баха и Шопена. Цикл был издан в 1958 году и стал самым популярным среди его произведений.
Познакомимся с прелюдией «Настроение лунного света». Ноты в Приложении 3.
Эта пьеса созвучна импрессионизму, передаёт космическое пространство и выражает нежные эмоции, звучит, как сон, лунный свет, похожий на туман.
Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далёким, всем безбрежным.
К. Бальмонт
Пьеса позволяет познакомить ученика с направлением в искусстве – импрессионизм, для которого характерно стремление передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. На первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется поискам необычайных звучаний и гармоний. Сложность в исполнении легатиссимо, большая работа с педалью - очень тонкая педаль, мягкая педаль (авторское обозначение), пассажи лёгкие, необычные гармонии, работа над звуковыми красками. Исполняла пьесу «Настроение лунного света» на прошедшем методическом мероприятии ученица 4 класса Клочкова Вероника, класс преподавателя Черкасовой В.Л.
У Гиллока существует множество известных сборников. Среди них три тома «New Orleans Jazz Styles». Это произведения в джазовом стиле, например «Блюз на окраине города», «Прелюдия в стиле Буги-Вуги», «Джазовая прелюдия» и др.
«Блюз на окраине города». Ноты в Приложении 3.
Пьеса знакомит учеников с одним из современных распространённых направлений джазовой музыки – блюз. Это вид афроамериканской светской музыки, возникший от рабочей песни среди рабов на плантациях в Америке на основе форм негритянского трудового фольклора. Лирический характер музыки наполнен поэтическим содержанием, отличается большей напевностью, в ней трудящиеся негры выражали свои чувства и настроения. Характерен медленный темп и кантиленная мелодия. По своей структуре музыка основана на диалоге инструментов между собой. Перед учеником и преподавателем стоит сложная задача оркестровки произведения. По сути своей, это аналог музыки для оркестра. Полезно послушать оркестровое звучание любого блюза. Необходима тщательная работа над дифференциацией голосов, над партиями левой и правой рук по отдельности, над регистровкой. Импровизационный характер подразумевает большую свободу в исполнении и раскрепощает ученика, раскрывая его музыкальный потенциал. Ученик слышит новые для него гармонические краски и узнаёт характерную гармонию блюзового лада: пониженные III, V и VII ступени мажора. На слуховое восприятие ученика влияет педализация, которую тоже необходимо проработать. Педаль выписывает сам автор. Исполняла пьесу «Блюз на окраине города» на прошедшем методическом мероприятии ученица 4 класса Зенкова Аня, класс преподавателя Сальниковой М.А.
А также ещё существует многотомный метод «Piano All the Way» («Путь пианиста»).
Заключение
В произведениях У. Гиллока заключён огромный высокохудожественный и педагогический потенциал. Его пьесы хорошо запоминаются, их образы ярки и привлекательны, понятны и доступны детям. Процесс разучивания для учеников становится увлекательным, а исполнение приятным. Работа над пьесами У. Гиллока позволяет закрепить навыки, достигнутые при работе над различными техническими упражнениями, этюдами и частью классического репертуара. Поэтому учебный процесс в младших и средних классах можно строить, опираясь на пьесы малой формы, и в этом как раз помогают произведения У. Гиллока. Они звучат на музыкальных фестивалях и конкурсах всего мира. В России его произведения получили популярность среди педагогов и юных музыкантов сравнительно недавно. В современных нотных печатных изданиях публикуются отдельные пьесы, а в интернете можно найти его сборники и циклы. Я собрала свою электронную библиотеку произведений У.Гиллока. А также напечатала несколько нотных сборников для библиотеки нашей музыкальной школы, которыми могут пользоваться преподаватели как по специальному фортепиано, так и по общему фортепиано.
В завершении приведу слова А.Гофмана:
«Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает».
Список литературы
Алексеев А. «История
фортепианного искусства». М.:
1988.
Алексеева Ю. Уильям
Гиллок
– современный классик фортепианной детской музыки. Доклад с музыкальными иллюстрациями.
https://www.youtube.com/watch?v=6NgDQe1-yBc
Большой энциклопедический словарь «Музыка».
Научное
изд. «Большая
Российская Энциклопедия» М.:
1998.
Вицинский
А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003.
Герасимович Н.Г
.
Творчество современного американского композитора У.
Гиллока
. Методический доклад.
https://infourok.ru/metodicheskij-doklad-na-temu-tvorchestvo-sovremennogo-amerikanskogo-kompozitora-v-gilloka-4416788.html
Коленко Н. Г.
Виллиам
Гиллок
и его произведения в ДМШ
.
Методическая разработка. Усинск, 2022
.
Либерман
К. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
Малинковская
А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., 2005.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – Изд.3, М.: Музыка, 1967 – 311
с
.
Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под
редакцией Г.М. Цыпина
. М., 2003.
Савшинский
С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М - Л., 1964; 2-е изд. – М., 2004.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М – Л., 1947; 4-е изд. – М., 2003.
Фейнберг
С. Мастерство пианиста. М., 1978.
Шульпяков
О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.
Приложение 1
Ссылка на публикацию о проведённой методической работе с фотографиями концертных выступлений учащихся: https://vk.com/wall-173292486_1863
Сайт «Детской музыкальной школы №2» г. Щёкино в соц.сети ВК.
Приложение 2
Презентация к методической работе «Фортепианные произведения У.Гиллока в современном репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ».
Приложение 3
Ноты пьес, разбираемые в данной методической работе.
Аргентина
Карнавал в
Рио
Фламенко
Сани с колокольчиками
Жонглёр
Зачарованное дерево
Настроение лунного света
Блюз на окраине города