Фотография вчера, сегодня, завтра: от плёнки до нейросетей | Земель Олеся Михайловна. Работа №352567
В условиях стремительного развития цифровых технологий и широкого распространения социальных сетей фотография стала не только средством запечатления событий, но и важным элементом средства самовыражения. Понимание этапов этой эволюции помогает лучше осознать влияние технологий на культуру и общество
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 им. И.В. Панфилова
поселка им.М. Горького муниципального образования
Кавказский район Краснодарского края
Итоговый индивидуальный проект
по изобразительному искусству
Фотография вчера, сегодня, завтра: от плёнки до нейросетей
Выполнила:
Земель Олеся Михайловна
ученица 9 «А» класса
Руководитель:
Ковалева Н.С.
учитель изобразительного
искусства
Пос. Им. М. Горького, 2024г.
1.Обоснование проекта
Эволюция технологий создания фотографий представляет собой захватывающий путь, который охватывает более двухсот лет истории, начиная с первых экспериментов с фиксированием изображений и заканчивая современными цифровыми инновациями и искусственным интеллектом.
Фотография прошла через множество этапов. С переходом к цифровым технологиям в конце XX века, фотография изменилась кардинально: от механических устройств до электронных сенсоров, позволяющих мгновенно сохранять и обрабатывать изображения. В последние годы искусственный интеллект стал важным инструментом в фотографии, позволяя не только улучшать качество снимков, но и создавать новые формы визуального искусства.
Актуальность: в условиях стремительного развития цифровых технологий и широкого распространения социальных сетей фотография стала не только средством запечатления событий, но и важным элементом средства самовыражения. Понимание этапов этой эволюции помогает лучше осознать влияние технологий на культуру и общество.
Цель исследования: изучить эволюцию технологий создания фотографий, проследив изменения от классической пленочной фотографии до современных цифровых инноваций, включая влияние искусственного интеллекта на фотопроцесс.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить историю развития фотографий
2. Выявить основные виды и жанры фотографий
3. Рассмотреть нейроные сети, как предмет создания фотографии
4. Проанализировать влияние нейроных сетей на процесс создания фотографий.
Основополагающий вопрос: возможно ли разделить на отдельные этапы технологию развития фотографий, если каждое новшество связано с предшествующими, создавая устойчивую структуру инноваций.
Продуктом моей проектной деятельности будет сертификат о публикации моей работы.
2. Описание проекта
История развития фотографии
Далёким предком современной фотографии считается камера-обскура, принципы работы которой Аристотель описал ещё в IV веке до н. э. Суть в том, что через отверстие изображение проецируется на экран или стену. В XI веке арабский учёный Ибн аль-Хайсам придумал затемнённую палатку для наблюдений за солнечными затмениями. Учёный знал, как вредно смотреть на солнце напрямую (а хорошие солнцезащитные очки ещё не изобрели). Поэтому исследователь делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Ибн аль-Хайсам стал первым, кто объяснил принцип действия камеры-обскуры, основываясь на распространении света. Именно на этом принципе и были основаны дальнейшие разработки, которые привели человечество к возможности делать селфи.
Изобретателями фотографии, более близкой к современному пониманию, считаются французы Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Дагер: в 1826 году Жозеф Ньепс смог сделать первую настоящую фотографию с помощью листа олова, покрытого битумом и серебром. Правда, для получения изображения пришлось ждать восемь часов.
Это не помешало Луи Дагеру восхититься результатом и доработать процесс с посеребрением медных листов и паров ртути. К 1839-му году время экспозиции стало составлять уже всего несколько секунд, что позволило начать использовать фотоаппараты для портретных съёмок. Это был успех — первое селфи было сделано в том же 1839 году американским ламповым мастером и любителем фотографии Робертом Корнелиусом.
Через несколько лет английский физик и химик Уильям Генри Фокс Тальбот придумал процесс калотипии, который позволил фотографам создавать негатив и делать с него несколько отпечатков.
В 1889 году основатель компании Kodak Джордж Истмен выпустил фотоплёнку, основой для её изобретения стал созданный в 1887 году американским священником Ганнибалом Гудвином желатиновый противоскручивающий контрслой. Это было настоящим прорывом в практическом применении фотографии: теперь стали возможны моментальные снимки, так как изображения больше не надо было тут же обрабатывать по одному.
В том же году плёнку доработал Томас Эдисон — он разрезал её посередине и добавил перфорированные края. Так появился ставший очень популярным 35-миллиметровый формат. Первой компактной фотокамерой, которая использовала 35-миллиметровую плёнку, стала Leica, её разработал немецкий инженер Оскар Барнак.
В 1936 году появились цветные фотоплёнки, их выпустила компания Kodak и это был очередной прорыв. Примерно в то же время появились фотокамеры мгновенного действия Polaroid — их представил американский учёный Эдвин Герберт Лэнд.
В 1956 году компания Agfa выпустила первую камеру с приоритетом диафрагмы, что значительно упростило работу фотографам — им больше не нужно было самим устанавливать время экспозиции.
Уже несколько лет спустя, в 1963 году, компания Canon представила первый прототип камеры с автофокусом — это сделало процесс фотографирования ещё более простым и приятным, а значит — популярным среди обычных пользователей, а не только профессионалов. Через десять лет компания Rollei представила первую полностью автоматическую камеру, которая умела самостоятельно выставлять диафрагму, выдержку и фокус.
Кроме того, в 1960-х годах появились первые разработки в области цифровой фотографии, позволившие в 1975 году выпустить первую автономную цифровую камеру Eastman Kodak. Её разработал американский инженер Стивен Сессон. Как и в случае с плёночной фотографией, прогресс в области цифровых технологий привёл к взрывному росту популярности этого средства.
Сейчас приличная фотокамера есть в любом современном смартфоне, он умеет гораздо больше, чем просто сфокусироваться и отрегулировать выдержку и экспозицию. В большинстве из этих гаджетов встроены также функции, которые позволяют улучшать фотографии в соответствии с требованиями к изображению, которые сейчас выдвигает общество (в частности, через соцсети). Это порождает определённые проблемы, когда фотография уже перестаёт быть просто достоверным способом сохранить момент.
К этому же можно прибавить развитие цифровых носителей и программ для обработки фотографий — всё это даёт простор для творчества.
Таким образом, мы узнали историю развития фотографий. Эта информация помогла актуализировать и углубить знания по теме
Основные виды и жанры фотографий
Основные виды и жанры фотографии сложились в первые десятилетия ее существования.
Почти сразу фотография разделилась на три большие группы (вида): научно-прикладную, художественную, публицистическую. Но отнести то или иное конкретное изображение к какой-либо определенной группе часто бывает трудно. Отсутствие универсальных критериев оценки фотографии свидетельствуют о ее бесконечном разнообразии. Нельзя считать деление на жанры чем-то застывшим и общепринятым, так как насчитывается огромное количество смешанных форм. В современной фотографии появились снимки, которые еще ждут своей классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления и разработки.
В настоящее время в исследовательских работах по фотографии выделяются следующие устоявшиеся виды и жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, документальная, научно-прикладная фотография.
Натюрморт (от фр. nature morte – «мёртвая природа») – жанр, в котором изображаются неодушевлённые предметы: быта, цветов, плодов, промышленных изделий, атрибутов деятельности. Такие композиции создают образ жизни и намекают на присутствие человека за кадром. Фотографический натюрморт зародился с изобретением фотографии. Первый снимок Л. Дагера («Уголок мастерской художника», 1837) был именно натюрмортом. Длительные выдержки из-за низкой светочувствительности фотоматериалов того времени идеально подходили для изображения неподвижных объектов. Среди отечественных мастеров жанра выделяется Александр Хлебников (1897–1979).
Пейзаж (от фр. paysage – «местность») – жанр, в котором изображаются природные или городские пространства. Это может быть ландшафтный, городской, индустриальный или сельский пейзаж. Первый пейзажный снимок Н. Ньепса (1826) представлял собой вид на городские крыши. С развитием дагеротипии фотографы запечатлевали памятники архитектуры и достопримечательности, так как неподвижные объекты было легче снимать при длительных выдержках. Ранние пейзажи отличались обобщённостью и минимализмом. В дальнейшем развитие техники позволило передавать сложные детали природы и создавать пейзажи, органично включающие человека. Среди российских мастеров жанра – Е. Вишняков, М. Дмитриев, А. Карелин, С. Прокудин-Горский.
Портрет (от фр. portrait, «воспроизводить черта в черту») – изображение человека или группы людей. До появления фотографии портрет был доступен только в виде живописи. С изобретением дагеротипии портрет стал более доступным и быстро приобрёл популярность, несмотря на пренебрежительное отношение художников, называвших его «живописью для бедных».
Фотопортреты делятся на студийные (постановочные), документальные и репортажные. Первые портреты создавались в фотомастерских, где фотографы разделялись по рангам: от провинциальных мастеров до владельцев столичных ателье, обслуживавших императорский двор и знаменитостей.
Жанровая фотография изображает сцены повседневной жизни. Первые жанровые снимки создавались в студиях, где фотографы выстраивали композиции с натурщиками и бутафорскими декорациями. Например, канадский фотограф В. Нотман воссоздавал сцены охоты в мастерской.
С появлением высокочувствительных материалов и моментальных затворов фотографы начали запечатлевать реальные сценки жизни, заменив натурщиков случайными прохожими. Это привело к бурному развитию бытовой фотографии. Среди российских мастеров жанра выделяются В. Каррик, А. Карелин, С. Лобовиков.
Документальная (репортажная) фотография – это серия снимков, запечатлевающих события или темы в хронологическом порядке. Жанр возник в 1880–1890-х годах благодаря развитию фототехники и появлению моментальной съемки. Среди первых отечественных репортеров выделяются Н. Диго (Дмитриев) и К. Шапиро. Так, в 1855 году Н. Дмитриев освоил съемку событий на мокроколлоидных пластинах, а к 1880-м создал известные серии «мгновенных снимков», такие как «Скачки в Царском Селе».
Научно-прикладная фотография с самого начала использовалась в научной сфере. В России её рождение связано с демонстрацией ботаника Ю. Ф. Фрицше в 1839 году снимков растений, сделанных по методу Тальбота. Мокроколлоидный способ съемки способствовал развитию научной фотографии в естествознании, этнографии, географии. В 1860-х годах фотография официально стала частью астрономии: учёные начали планомерную съемку звёздного неба. Первые снимки Луны, сделанные в 1840-х годах, стали основой для дальнейших достижений в астрофотографии.
Постановочная фотография оформилась вместе с появлением фотографии как искусства, заимствуя композиционные приемы классической живописи. Объекты съемки компоновали, учитывая границы кадра, а для портретов и жанровых сцен репетировались позы, жесты и выражения лиц. Фотографы выступали в роли режиссёров, создавая кадры-картины. Этот метод, известный как постановочный, позволял добиться художественной выразительности.
Влияние нейронных сетей на процесс создания фотографий.
Влияние нейронных сетей на процесс создания фотографий становится всё более значительным, охватывая различные аспекты – от профессиональной фотографии до творчества любителей. Эти технологии трансформируют подход к обработке и созданию изображений, делая процесс более интуитивным, быстрым и творчески гибким.
Редактирование фотографий претерпело революционные изменения благодаря нейросетям. Инструменты автоматической ретуши, такие как Adobe Photoshop с использованием ИИ, позволяют за секунды убирать дефекты кожи, корректировать освещение и вносить другие изменения. Технологии замены фона с высокой точностью отделяют объекты, упрощая создание профессиональных изображений, а приложения вроде Prisma стилизуют фотографии под художественные работы, превращая их в «картины».
Фотографический процесс также изменился. Нейронные сети автоматизируют съёмку в смартфонах, настраивая экспозицию, баланс белого и стабилизацию. Они обеспечивают функции, такие как ночной режим или размытие фона, ранее доступные только на профессиональном оборудовании. Некоторые приложения подсказывают фотографам, как улучшить композицию кадра.
Эти изменения повлияли и на восприятие искусства фотографии. Благодаря доступности технологий сложные эффекты стали достижимы даже для новичков, размывая границы между фотографией и цифровым искусством. Синтетические изображения вызывают споры о том, что считать настоящей фотографией.
Однако использование нейросетей также поднимает этические вопросы. Создание реалистичных поддельных изображений может быть использовано для манипуляции реальностью, что вызывает обеспокоенность. Вопросы авторства и интеллектуальной собственности также остаются открытыми, так как генерация изображений с использованием ИИ ставит под сомнение право на их владение.
Перспективы развития технологий обещают ещё большее слияние нейросетей и фотографии. Можно ожидать появления полностью автоматизированных инструментов для съёмки, создание виртуальных фотографий, которые будут восприниматься как реальные, и дальнейшего совершенствования алгоритмов редактирования и анализа изображений.
Нейронные сети уже сейчас трансформируют фотографию, открывая новые горизонты как для профессионалов, так и для широкой аудитории, делая искусство фотографии доступным и захватывающим.
Здесь же хотелось бы отметить, что в рамках празднования Дня посёлка состоялся фотоконкурс, включавший несколько различных номинаций. Одной из них была номинация под названием «Моё село», в которой я приняла участие и одержала победу. Этот успех стал для меня важным моментом, так как он подчеркнул мою любовь к родным местам и желание показать их красоту через объектив камеры. (прил.1)
3. Ожидаемые результаты
Публикация проекта в сети позволит расширить аудиторию и привлечь интерес к теме. Она поможет пользователям узнать больше о рассматриваемом вопросе, предоставит полезную информацию и вдохновит на обсуждения. Проект сможет стать не только источником знаний, но и площадкой для обмена мнениями, что усилит его актуальность и влияние.
Кроме того, публикация в интернете даст проекту долгосрочную жизнь. Его материалы смогут быть использованы для образовательных целей, станут доступными исследователям, преподавателям и тем, кто интересуется данной темой.
Также у меня имеется сертификат за участие в конкурсе фотографий, это подчёркивает личный вклад в развитие темы.
4.Заключение
Эволюция технологий создания фотографий отражает не только научно-технический прогресс, но и изменение восприятия человеком окружающего мира. Современные технологии, такие как искусственный интеллект, не только улучшают качество снимков, но и открывают новые возможности для креативности, позволяя фотографам и художникам экспериментировать с границами реальности. Это подчёркивает важность изучения этапов развития фотографии, ведь каждая инновация обогащала культуру и вносила вклад в её развитие.
Проектная работа, изучающая историю и технологии фотографии, помогает осознать, как они влияют на общество, искусство и способы самовыражения. Ответ на основополагающий вопрос подтверждает, что технологическая эволюция фотографии – это взаимосвязанная цепочка достижений, где каждое звено основывается на предыдущем, создавая гармоничную и устойчивую структуру инноваций.
В результате работы мы получили не только обширное исследование, но и публикацию, подкреплённую сертификатом, что подчёркивает значимость данного проекта и его вклад в популяризацию темы. Это исследование будет полезно как для любителей фотографии, так и для тех, кто интересуется развитием технологий и их влиянием на культуру.
5. Список литературы
Аверьянова О.Н. Основные тенденции развития фотографии журналов мод (США, Западная Европа) в XX веке.
Дис
. канд. искусствоведения/О.Н. Аверьянова. – М., 2006
Бажак
К. История фотографии. Возникновение изображения/ Пер. А.
Кавтаскина
. – М.: АСТ, 2003. – 159 с.
Барт Р.
Camera
lucida
: комментарий к фотографии/Пер.,
послесл
.
и
коммент
. М
.
Рыклина
. –
М
.: Ad
Marginem
, 1997 – 223
с
. —
Режим
доступа
:
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php
Беньямин
В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе/
В.Беньямин
. Под ред. Ю. А. Здорового. Предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко. – М.: Медиум, 1996. С. 66-
91.-
Режим доступа:
http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm
Левашов В.Г.
Фотовек
: Краткая история фотографии за 100 лет/ В.Г. Левашов. – Нижний Новгород: Кариатида, 2002. – 126 с.
Нуркова
В.В. Зеркало с памятью. Феномен фотографии. Культурно-исторический анализ/В.В.
Нуркова
. – М.: РГГУ, 2006. – 308 с.
6.Приложения
1. Грамота победителя