Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Фрагмент классного часа (демонстрация макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны» | Ульяна Игоревна Климова. Работа №352429

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проект посвящён решению проблемы ознакомления учеников 5 класса об обороне Брестской крепости в период Великой Отечественной войны и литературе на эту тему. В процессе проекта ученики 5 класса посмотрели макет обороны Брестской крепости и были ознакомлены с этой грандиозной битвой. Им была предложена литература о ней. 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

Фрагмент классного часа (демонстрация макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны»

Индивидуальный проект

 

 

 

Исполнители

Климова

Ульяна Игоревна

Речкина

Арина Владимировна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

группа 12 ПНК

Тьюторы

Храмова

Светлана Александровна

Чепурнова

Ирина Михайловна

Жежа

Александра Игоревна

 

Каменск-Уральский

2024

 

Содержание

 

Паспорт проекта

3

Актуальность проблемы проекта

5

Информационный материал для реализации цели проекта

8

Продукт проекта

18

Презентация продукта проекта

20

Результат проекта

21

Самооценка обучающегося

24

 


Паспорт учебного проекта

 

Сведения об авторе

ФИО

Климова Ульяна Игоревна, Речкина Арина Владимировна

Специальность

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Группа

12 ПНК

Сведения о педагогах-тьюторах

ФИО

Храмова Светлана Александровна

Должность

Заместитель директора по воспитательной работе

ФИО

Чепурнова Ирина Михайловна

Должность

Преподаватель

ФИО

Жежа Александра Игоревна

Должность

Преподаватель

Сведения о проекте

Тема

Фрагмент классного часа (демонстрация макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны».

Творческое название

-

Направление

Творческое, информационное

Участники

Обучающиеся ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж» группы 12 ПНК, обучающиеся 5 класса СОШ 16, Дмитрий Владимирович Дмитриев-преподаватель истории, ОБЖ, обществознания в МАОУ СОШ 4, Аввакумова Наталья Викторовна– преподаватель химии и биологии в СОШ №16, Чепурнова Ирина Михайловна– преподаватель английского в ГАПОУ СО педагогический колледж.

Аннотация проекта

Актуальность,

краткое содержание

Проект посвящён решению проблемы ознакомления учеников 5 класса об обороне Брестской крепости в период Великой Отечественной войны и литературе на эту тему. В процессе проекта ученики 5 класса посмотрели макет обороны Брестской крепости и были ознакомлены с этой грандиозной битвой. Им была предложена литература о ней.

Проблемный вопрос

Как познакомить обучающихся 5 класса с событием Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны и литературе на эту тему?

Цель

Проведение фрагмента классного часа (демонстрации макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны ».

Задачи

1 Подтвердить актуальность проблемы проекта

2 Собрать информационный материал для реализации цели проекта

3 Выполнить продукт проекта

4 Провести презентацию продукта проекта

5 Измерить результат проекта

Форма презентации

Устное выступление в сопровождении мультимедийной презентации перед обучающимися ГАПОУ СО педагогического колледжа.

Продукт

Фрагмент классного часа (демонстрация макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны».

 


Актуальность проблемы проекта

 

Актуальность проблемы проблема подтверждалась с помощью проведения опроса.

Вид опроса анкетирование (очно-анкетный)

Респонденты:обучающиеся 5 класса школы 16

Цель опроса:обоснование актуальности проблемы проекта на тему «Фрагмент классного часа (демонстрация макета) для учеников 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны»

Задачи опроса:

1.Узнать, интересна ли обучающимся 5 класса тема Великой Отечественной войны.

2. Выяснить, знают ли обучающиеся 5 класса об обороне Брестской крепости.

3. Определить, знают ли ученики 5 класса о произведениях на тему Обороны Брестской крепости и если знают, то какие.

4. Понять, интересуются ли обучающиеся 5 класса этой темой помимо школьных уроков.

5.Определить, хотели ли бы обучающиеся наглядно увидеть, как происходила Оборона Брестской крепости.

Бланк анкеты

Привет! Мы выполняем учебный проект на тему «Фрагмент классного часа (демонстрация макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны».»

 

1. Интересна ли вам тема Великой Отечественной войны?

а) да

б) нет

2. Знаете ли вы об Обороне Брестской крепости?

а) да

б) нет

3. Знаете ли вы о произведениях на тему Обороны Брестской крепости, если да, то какие?

а) да (свой ответ)

б) нет

4. Интересовались ли вы этой темой помимо школьных уроков?

а) да

б) нет

5. Хотите ли вы наглядно увидеть, как происходила Оборона Брестской крепости?

а) да

б) нет

 

 

Итоги опроса

Количество респондентов 19

Количественные результаты:

Вопрос 1

а) 19 человек (100%)

б)0 человек (0%)

Вопрос 2

а) 2 человека (11%)

б) 17 человек (89%)

Вопрос 3

а) 0 человек (0%)

б) 19 человек (100%)

Вопрос 4

а) 10 человек (53%)

б) 9 человек (47%)

Вопрос 5

а) 18 человек (95%)

б) 1 человек (5%)

Качественные результаты

В ходе опроса мы узнали, что учащимся 5 класса интересна тема Великой Отечественной войны. Выяснили, что большая часть учеников 5 класса не знает об обороне Брестской крепости. Определили, что никто из учащихся 5 класса не знает произведений об обороне Брестской крепости. Поняли, что большинство учащихся 5 класса интересуются этой темой помимо школьных уроков. Определили, что большинство учеников 5 класса хотели бы наглядно увидеть то, как проходила оборона Брестской крепости.

Таким образом, проблему проекта можно считать актуальной.


Информационный материал для реализации цели проекта

 

Информационный материал о Брестской крепости и её обороне.

Использованный источник:

Название – «Брестская крепость»

Автор - С. Л. Кравец

Дата публикации29.06. 22

Место публикации Электронный сайт Большой российской энциклопедии

 

Информационный материал о том, как правильно преподнести детям тему о войне.

Использованный источник:

Название – «Как и что рассказать детям и войне и Дне Победы?»

Автор – Евгения Саудовская

Дата публикации 19.04. 21

Место публикации – Электронный сайт «Где мои дети»

 

Обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами. Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. У детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

 

Информационный материал о произведениях про оборону Брестской крепости.

Использованный источник:

Название -«Умираю, но не сдаюсь»: книги о защитниках Брестской крепости

Автор – Марина Сарычева

Дата публикации -22.06.20

Место публикации Электронный сайт Малиновской библиотеки -филиала номер 12

 

Б. Васильев «В списках не значился».

С. Смирнов «Брестская крепость

С. Алексеевич «Зачарованные смертью».

Ю. Стукалин, М. Парфенов «Последний защитник Брестской крепости».

В. Сизов «Мы из Бреста. Рейд выживших».

 

Информационный материал о музее Брестской крепости.

Использованный источник:

Название: «Оборона Брестской крепости. Первая преграда на пути врага»

Автор - Редакция портала «Правмир»

Дата публикации-23.03.2012

Место публикации – Электронный сайт «Правмир»

 

Информационный материал об истории обороны Брестской крепости и произведения об этом.

Использованный источник:

Название: «Брестская крепость: история и интересные факты»

Автор - Элина Кравец

Дата публикации-03.04.24

Место публикации - Электронный сайт «Совкомблог»

В первые часы вторжения мощная артиллерийская атака разрушила большинство сооружений форта, многие защитники погибли. Из-за численного преимущества врага и нехватки подготовки к обороне бойцы были окружены и лишились связи с командованием.

Вермахт не ожидал столь яростного сопротивления. Долгая осада продолжалась до конца месяца, пока, наконец, 30 июня не состоялся общий штурм. После него защитники окончательно разбились на небольшие группки, но продолжали сражаться. Последнего защитника крепости — майора Петра Гаврилова — захватили только 23 июля. 

Книги: 

Б. Васильев «В списках не значился»

С. Бобренок «У стен Брестской крепости. Записки участника обороны»

А. Чернов «Гарнизон отважных»

 

Информационный материал об истории обороны Брестской крепости

Использованный источник:

Название: «Брестская крепость»

Автор - Святослав Князев

Дата публикации – 07.01.23

Место публикации – Электронный сайт «RuBaltic»

22 июня 1941 года Брестскую крепость атаковала 45-я пехотная дивизия вермахта, сформированная на базе 4-й австрийской дивизии и получившая огромный опыт во время боевых действий на территории Польши, Люксембурга, Бельгии и Франции. Она была усилена танками, тяжелой артиллерией и авиацией. Всего на штурм Брестской крепости было брошено около 15–16 тысяч гитлеровцев.

Оборона Брестской крепости развернулась около 4 часов утра 22 июня, когда нацисты начали мощный артобстрел укреплений. Были уничтожены склады, повреждены средства связи и водопровод, понес потери личный состав находившихся в крепости подразделений, после чего в атаку пошли штурмовые группы немцев. Гитлеровцы использовали эффект неожиданности, поэтому первая волна атакующих смогла расчленить оборону крепости на несколько очагов. Однако советские военнослужащие быстро пришли в себя и контратаковали врага. К полудню 22 июня ситуация стабилизировалась. Нацисты смогли закрепиться лишь на отдельных участках укреплений.

При этом крепость полностью окружили части вермахта. Для этого была задействована вся 45-я дивизия в полном составе.

В ночь на 23 июня нацисты начали новый мощный артобстрел Брестской крепости. Часть советских военнослужащих сдалась в плен. Остальные объединились в боевые группы и продолжили обороняться.

24 июня командиры наиболее сильных отрядов встретились в подвале «Дома офицеров» и занялись координацией действий по защите крепости.

Они разработали проект приказа №1, в котором шла речь о создании сводной боевой группы и единого штаба. Но до конца воплотить в жизнь эти планы советские военнослужащие не успели. Нацисты пробились в цитадель, и значительная часть ее защитников погибла или попала в плен при попытке прорыва из крепости. Считается, что к вечеру этого дня под контролем советских войск осталось всего три участка укреплений.

В дальнейшем нацисты продвигались медленно. Чтобы подавить сопротивление защитников крепости, они подвергли ее мощной бомбардировке. 29 июня в Восточном форте начались сильные пожары, и на следующий день организованное сопротивление его защитников прекратилось. Однако выжившие бойцы объединялись в небольшие боевые группы и продолжали сражаться. Часть из них смогла прорваться в Беловежскую пущу, другие воевали в руинах укреплений.

С 1965 года Брестская крепость — единственное фортификационное сооружение в СССР, носящее звание крепости-героя.

 

Информационный материал о том, как изнутри выглядит музей Брестсткой крепости, и как проходила её оборона.

Название: «Музей Победы (новая экспозиция). БРЕСТ.»

Автор – Сергей Ходаковский

Дата публикации – 09.05.20

Место публикации – видеохостинг RuTube

 

Информационный материал об истории обороны Брестской крепости.

Использованный источник:

Название: «ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ»

Автор - Казимагомедов Арсен Масумович

Дата публикации – 23.06.2021

Место публикации - Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»

На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году Германия начала войну против Советского Союза. Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Но самая сильная группировка войск противника развернула свои операции в середине этого огромного фронта.

Штурм крепости, города Брест и захват мостов через реки Западный Буг и Мухавец был поручен 45-й пехотной дивизии генерал-майора Фрица Шлипера.

Немцы заранее решили, что Брестскую крепость придется брать только пехотой - без танков, так как её окружали леса, болота, речные протоки и каналы. Задачей 45-й дивизии было: взятие Брестской крепости, железнодорожного моста через Буг северо-западнее крепости и нескольких мостов через реки Буг и Мухавец внутри, южнее и восточнее крепости. К концу дня 22 июня дивизия должна была продвинуться на 7-8 километров вглубь советской территории. На взятие крепости было отведено не более восьми часов.

К началу Второй мировой войны в крепости дислоцировалось 8 стрелковых и 1 разведывательный батальон, 2 артиллерийских дивизиона.

Находились спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей. А также сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28- го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, несколько подразделений 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД, штабы частей.

Накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены больше половины подразделений этих двух дивизий - 10 из 18 стрелковых батальонов, 3 из 4 артполков, по одному из двух дивизионов. До сих пор нет точных данных о количестве человек, находящихся в крепости. По разным данным к утру 22 июня в крепости находилось от 8 до 9 тысяч человек, не считая членов трехсот семей военнослужащих.

Непосредственно на крепость наступали до полутора тысяч человек пехоты из трёх батальонов 45-й пехотной дивизии. Вот что писал в своих воспоминаниях защитник Брестской крепости дагестанец Аслан Сурхайханов: «Накануне войны я служил в Брестской крепости в составе 84-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии писарем транспортной роты. Как все честные бойцы нашей армии, выполнял приказы моих командиров и политработников. Наша рота располагалась в маленькой казарме 1-го этажа. 21 июня после отбоя мы легли спать. Не знаю, сколько времени прошло, всё ещё было объято глубоким сном, но вдруг нас разбудил сильный толчок, точно землетрясение. Послышались крики: «Помогите, умираю!», «Война!», «К оружию!» Казалось, что это сон! Но это не был сон. Это была война.

Вначале бойцы растерялись, но потом оставшиеся в живых бросились к оружию и выбежали во двор, не успев, как следует одеться. Крепость горела.

Огонь, направленный на крепость, не прекращался, и не было возможности сообразить, где враг, с какой стороны он нападает. Только свет пушечной ракеты давал возможность на несколько минут увидеть фашистов, частично ворвавшихся в крепость. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, и был разбит на несколько отдельных очагов.

Штурмовой отряд немцев, наступавший через Тереспольское укрепление, первоначально не встретил серьёзного сопротивления и, пройдя Цитадель, передовыми группами вышел на Кобринское укрепление. Однако, части гарнизона оказавшиеся в тылу немцев перешли в контратаку, расчленив и частично уничтожив атакующих.

Ночью на 23 июня, оставшимся защитникам крепости удалось объединиться в две боевых группы.

К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости, за исключением участка «Дома офицеров» возле Брестских ворот Цитадели, казематов в земляном валу на противоположном берегу реки Мухавца и расположенного на Кобринском укреплении так называемого «Восточного форта».

29 дней малочисленный гарнизон крепости оказывал стойкое сопротивление немецко-фашистским захватчикам. Потери защитников крепости были большие (попали в плен 7000 чел.), но и немцы потеряли 1120 чел. убитыми — это огромная цифра на общем фоне потерь на Восточном фронте на этот период. Такого героического отпора гитлеровская армия на Западе до этого еще нигде не встречала.

Главное же заключается в том, что немцы потеряли темп, на месяц немецкая дивизия в полном составе была прикована к крепости.

Защитники советского форпоста личным примером вдохновляли остальных воинов на разгром агрессора. И подобное сопротивление врагу было оказано повсеместно и на следующих этапах вторжения фашистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Продукт проекта

 

Продуктом проекта является фрагмент классного часа (демонстрация макета) для обучающихся 5 класса на тему «Оборона Брестской крепости в период Великой Отечественной войны».

 

Данный фрагмент представляет собой представление исторического материала об обороне Брестской крепости во время Великой Отечественной войны, с нарисованной на доске картой форта обучающимся 5 класса СОШ №16. Представление авторов и их произведений, писавших про оборону Брестской крепости. Презентация макета Брестской крепости учащимся. Показ видеоролика из музея Брестской крепости.

Первым шагом мы создали опрос , для того, чтобы подтвердить актуальность проекта

Вторым шагом мы договорились с классным руководителем учащихся 5 класса СОШ №16– Аввакумовой Натальей Викторовной, для того, чтобы провести опрос.

Третьим шагом мы приехали в СОШ №16 и провели опрос обучающимся 5 класса.

Четвёртым шагом мы проверили опрос и подтвердили, что проблема нашего проекта является актуальной.

Пятым шагом мы договорились с преподавателем МАОУ СОШ №4– Дмитриевым Дмитрием Владимировичем, чтобы он предоставил нам макет для нашего проекта.

Шестым шагом мы реставрировали макет Брестской крепости.

Седьмым шагом мы собрали и подготовили весь информационный материал об обороне Брестской крепости.

Восьмым шагом мы договорились с классным руководителем учащихся 5 класса СОШ №16– Аввакумовой Натальей Викторовной, для того, чтобы провести фрагмент классного часа с представлением макета обучающимся 5 класса.

Девятым шагом мы приехали в СОШ №16, представились обучающимся 5 класса и рассказали им информационный материал об обороне Брестской крепости с мультимедийной презентацией и нарисованной на доске картой форта.

Десятым шагом мы рассказали обучающимся о авторах и их произведениях о Брестской крепости.

Одиннадцатым шагом мы представили учащимся макет Брестской крепости.

Двенадцатым шагом мы показали обучающимся видеоролик из музея Брестской крепости в Белоруссии.

 


Презентация продукта проекта

 

Презентация продукта проекта проводилась в форме устного выступления в сопровождении мультимедийной презентации перед обучающимися ГАПОУ СО педагогического колледжа.

Презентация продукта была проведена обучающимся ГАПОУ СО педагогического колледжа группе 12 ПНК. Она представляет из себя краткое представление информационного материала об обороне Брестской крепости. Информация об одном из методов представления материала учащимся (презентация макета). Показ фотографий продукта проекта учащимся педагогического колледжа.

Первым шагом мы добавили в мультимедийную презентацию фотографии с фрагмента классного часа.

Вторым шагом мы договорились с куратором группы 12 ПНК– Чепурновой Ириной Михайловной, для того, чтобы провести презентацию проекта.

Третьим шагом мы провели презентацию проекта обучающимся педагогического колледжа группе 12 ПНК.


Результат проекта

 

Для измерения результатов проекта при проведении фрагмента классного часа обучающимся 5 класса СОШ №16 был предложен небольшой опрос в гугл форме с вопросами по содержанию проведённого классного часа и вопросами о полезности и важности данной темы.

 

Где находится Брестская крепость?

В Украине

В Белоруссии

В России

2. Номер немецкой дивизии атаковавшей, Брестскую крепость?

45

54

36

3. Сколько килограммов весила бомба, которую немцы скинули на форт?

600

2000

1800

4. Какой была фамилия майора, которого взяли в плен только на 32 день войны?

Гаврилов

Васильев

Сизов

5. Что нового вы узнали на этом уроке?

Открытый вопрос

6. Был ли урок вам полезен?

Да

Нет

7. Интересен ли вам был урок?

Да

Нет

Считаете ли вы важной тему, которую мы обсуждали на уроке?

Да

Нет

По результатам анкетирования получены следующие результаты

Вопрос 1

2 человека (11%)

16 человек (84%)

1 человек (5%)

Вопрос 2

15 человек (79%)

4 человека (21%)

0 человек (0%)

Вопрос 3

0 человек (0%)

о человек (0%)

19 человек (100%)

Вопрос 4

17 человек (90%)

1 человек (5%)

1 человек (5%)

Вопрос 5

Узнали про оборону Брестской крепости, подвиг, литературу о Брестской крепости.

Вопрос 6

18 человек (95%)

1 человек (5%)

Вопрос 7

19 человек (100%)

0 человек (0%)

Вопрос 8

19 человек (100%)

0 человек (0%)

 

Результаты анкетирования показали, что дети достаточно хорошо запомнили рассказанный им материал, так как почти все правильно ответили на наши вопросы по содержанию фрагмента классного часа. Также опрос показал, что учащимся был полезен и интересен проведённый урок, потому что большинство ответило положительно на вопросы, заданные им об этом.

 


Самооценка обучающегося

Трудности при выполнении проекта

Климова Ульяна Игоревна.

В процессе реализации проекта возникли трудности с подбором достоверной информации, теории на выбранную тему. Сложно было совладать с волнением перед проведением классного часа перед учащимися.

Самым лёгким и приятным было проводить презентацию продукта проекта для учащихся педагогического колледжа группы 12 ПНК.

Во время реализации проекта я научилась правильно подбирать материал, взаимодействовать с детьми среднего школьного возраста и ребятами нашего возраста. Создавать фрагмент классного часа и оказалось не так уж и сложно, а очень интересно.

Речкина Арина Владимировна.

В процессе реализации проекта возникли трудности с реставрацией и перевозкой макета.

Самым лёгким и приятным было создавать мультимедийную презентацию для классного часа.

Во время реализации проекта я научилась реставрировать макет и делать красивые мультимедийные презентации. Я научилась взаимодействовать с детьми среднего школьного возраста и ребятами нашего возраста. Реставрация макета и создание мультимедийной презентации оказалось не так уж и сложно, а очень интересно.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×