Фрагмент программы "химия в быту" | Чумарова Рината Ильдусовна. Работа №312127
Программа дополнительного образования «Химия в быту» центра «Точка Роста» БОУ «Тарская СОШ №2» Тарского муниципально района Омской области
Автор: Чумарова Рината Ильдусовна (учитель химии, педагог дополнительно образования центра «Точка Роста»
Дополнительная общеобразовательная программа «Химия в быту»
естественнонаучной направленности реализуется на базе Центра образования цифровых и гуманитарных профилей «Точка роста» естественнонаучного профиля в БОУ «Тарской СОШ №2».
Естественнонаучное образование - актуальная проблема нашего
времени. Оно включает в себя очень широкие направления и области
естественнонаучного знания физики, химии, биологии, описывающих
структурные, функциональные, количественные и последовательные
причинно-следственные связи материальных объектов и систем
материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.
Программа дополнительного образования «Химия в быту» центра «Точка Роста» БОУ «Тарская СОШ №2» Тарского муниципально района Омской области
Автор: Чумарова Рината Ильдусовна (учитель химии, педагог дополнительно образования центра «Точка Роста»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Химия в быту»
естественнонаучной направленности реализуется на базе Центра образования цифровых и гуманитарных профилей «Точка роста» естественнонаучного профиля в БОУ «Тарской СОШ №2».
Естественнонаучное образование - актуальная проблема нашего
времени. Оно включает в себя очень широкие направления и области
естественнонаучного знания физики, химии, биологии, описывающих
структурные, функциональные, количественные и последовательные
причинно-следственные связи материальных объектов и систем
материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.
Продуманная организация воспитания и обучения, опытов,
экспериментов, лабораторных практик, специальных наблюдений развивает у
обучающихся мышление, способность видеть и чувствовать красочное
многообразие химических явлений, замечать большие и маленькие
изменения окружающего мира, беречь красоту природы.
Программа «Химия в быту» относится к дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет
естественнонаучную направленность.
Направленность: естественнонаучная
Целевая группа: 10-12 лет.
Состав групп: 15 человек.
Общая трудоемкость: 36 часов.
Количество занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятий:40 минут
Форма реализации: очная
Уровень сложности содержания: стартовый
Форма организации деятельности: детское объединение
Набор и добор обучающихся осуществляется в течении года.
В процессе изучения данной программы широко используются такие
формы, как
- занятия в игровой форме;
- логические игры;
- игра-путешествие;
- практические занятия;
- самостоятельная работа ( индивидуальная, в паре, групповая)
Цель программы: формирование у обучающихся младшего
школьного возраста интереса к химии; знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами,
используемыми в быту, посредством проведения различных игр.
Задачи:
- способствовать формированию первичных представлений о понятиях:
тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
-развивать практические учения и навыки простейших химических
операций: растворение, отстаивание, фильтрование, выпаривание;
- развивать необходимые в повседневной жизни навыки безопасного обращения с веществами с помощью различных игр.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
- Ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения химии в жизни современного общества;
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и непринятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни.
Знать/понимать — смысл понятий:
физическое и химическое явление, физические
тела и вещества, опыт, наблюдение, гипотеза, закон, теория, взаимодействие,
атом, ион, атомное ядро, химический элемент, тепловой эффект химической
реакции, химическая реакция, реакция обмена, химический анализ, проба,
выборка, аналитический сигнал, исследование, проект;
Уметь:
- описывать и объяснять:
результаты наблюдения и эксперимента, простейшие записи формул химических соединений, различные состояния вещества, делимость вещества, диффузию, взаимодействие частиц различных веществ, строение атома и иона, реакции соединения и разложения веществ;
- использовать приборы и измерительные инструменты величин: массы, объема, температуры
Коммуникативные:
-умение задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
-приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента.
Регулятивные:
-умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий;
- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные:
-умение использовать приемы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий, использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
- умение применять в процессе познания понятия, символические модели, используемые в химии, преобразовать широко применяемые в химии модельные представления.
Тематическое планирование
№ раздела
Название раздела/тема занятия
Количество часов
1
Химия пищи
4
Тема 1.1 Жиры, углеводы, белки, соли и витамины в пище.
1
Тема 1.2 Опасные вещества в пище
1
Тема 1.3 Кулинарная обработка пищи. Консервирование продуктов
1
Тема 1.4 Кулинарные профессии. Химик - технолог
1
2
Моющие средства в быту
3
Тема 2.1 Из истории моющих средств
1
Тема 2.2 Чем и как стирали белили и крахмалили наши бабушки и какой бытовой химией пользуемся мы
1
Тема 2.3 Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной
1
3
Химия и косметика
3
Тема 3.1 Носители запаха. Волшебные ароматы.
1
Тема 3.2 Пудры и аэрозоли
1
Тема 3.3 Крема и их назначение
1
4
Химия и лекарства
3
Тема 4.1 Экскурсия по аптечке
1
Тема 4.2 Витамины
1
Тема 4.3 Профессия фармацевт
1
5
Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ
2
Тема 5.1 Состав и свойства цемента и известняка.
1
Тема 5.2 Состав и свойства клея, красок, растворителей, лаков.
1
6
Химия на приусадебном участке
2
Тема 6.1 Состав и структура почвы. Минеральные удобрения
1
Тема 6.2 Химические свойства защиты растений.
1
7
Химия - помощник туриста
3
Тема 7.1 Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра
1
Тема 7.2 Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии
1
Тема 7.3 Профессии туроператора и экскурсовода. Насколько для них важна и нужна химия
1
8
Краски
3
Тема 8.1 Состав красок, их классификация
1
Тема 8.2 Маркировка красок
1
Тема 8.3 Процессы, происходящие при высыхании красок
1
9
Вода - самое распространенное вещество на планете
4
Тема 9.1 Морская и пресная вода
1
Тема 9.2 Вода в организме
1
Тема 9.3 Роль воды в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений.
1
Тема 9.4 Экологические проблемы чистой воды
1
10
Тема 10. Школьная жизнь
4
Тема 10.1 Мел, известь. Техника безопасности при побелке
1
Тема 10.2 Виды бумага
1
Тема 10.3 От пергамента и шелковых книг до наших дней
1
Тема 10.4 Изделия из бумаги
1
11
Стекло
3
Тема 11.1 История стеклоделия
1
Тема 11.2 Получение стекла
1
Тема 11.3 Применение стекла
1
12
Керамика
2
Тема 12.1 Из истории керамики
1
Тема 12.2 Виды глин, используемые для изделий. Фарфоровые и фаянсовые изделия
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
36