Фрагмент урока по русскому языку в начальной школе "Развитие навыков работы с текстом в процессе обучения русскому языку" | Сурмина Гузалия Шавкятовна. Работа №215635
Автор: Сурмина Гузалия Шавкятовна
Развитие навыков работы с текстом в процессе обучения русскому языку
Развитие навыков работы с текстом в процессе обучения русскому языку
ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками работы с текстом различных стилей и жанров».
Поэтому навык работы с текстом – важная составляющая в формировании информационной компетентности обучающихся.
Мы начинаем наш мастер- класс, на котором мы будем работать с очень важным материалом? Каким? Угадайте?
Загадка
Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
Наша тема сегодня
- Давайте вспомним, что такое текст
- Мы побывали в стране Текстов. (На доске поворачивается карточка ТЕКСТ)
- Что же вы можете рассказать об этой стране? (Дети дают определение текста).
Текст – это такая целостная смысловая единица, которая содержит законченное сообщение.)
целостная смысловая единица
содержит законченное сообщение
- Какие
признаки текста
вы знаете?
(состоит из предложений, связаны по смыслу, текст имеет или может иметь заголовок, заглавие, название)
- Какие основные
типы текста
вы знаете?
описание
повествование
какой?
что произошло?
Рассуждение почему?
- Молодцы! Открыли правильно всю схему.
Работа с текстом
Мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?
-А всегда ли вы понимаете тексты, с которыми работаете на уроках окружаего мира? (не всегда).
Поэтому сегодня, ребята, мы с вами поработаем с текстом, определим ключевые моменты для того, чтобы легче понять текст.
Предвосхищение темы. Знакомство с автором (краткие сведения): что можно сказать об авторе по фотографии?
Просмотр иллюстраций или прослушивание музыки(на какую тему может быть текст?) – о …..
Перед вами лежат карточки . Внимательно прочитайте и определите, что перед вами: слова, предложения, текст
-
Гроза
Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскаленной мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно — ни одной звезды.
И вот в мертвой тишине глухо и важно зашумели ветлы, долетели испуганные крики грачей. Шум становился все крепче, торжественнее. Налетевший ветер засвистел, завыл в трубах и углах дома. Где-то бухнуло окно, зазвенели разбитые стекла. Весь сад теперь шумел, скрипели стволы, качались невидимые вершины.
И вот бело-синим ослепительным светом раскрылась ночь. На мгновенье черными очертаниями появились низко наклонившиеся деревья. И - снова тьма. И грохнуло, обрушилось все небо. Хлынул дождь - сильный, обильный, потоком.
А.Н.Толстой
-Докажите, что это текст.
(Состоит из предложений ,предложения связаны по смыслу и расположены в определенной последовательности, посвящены одной теме.)
- Молодцы, правильно определили. Как вы считаете, сколько абзацев в этом тексте или (микротем) ?(3)
- Прочитайте 1 абзац (часть, микротему)
Примерные вопросы
1. Какой из данных признаков состояния природы наиболее точно предсказывает приближение грозы? (томление)
- Как вы понимаете значение этого слова ( состояние мучения, испытания тяжести от чего-либо. В данном случае от жары)
2. Какие из описываемых признаков, предвещающих грозу, тебе были известны? (зной, тишина, темнота)
3. Как можно озаглавить эту часть? (Тревожное томление в природе. Природа перед грозой)
2 часть читает учитель
Примерные вопросы
1. Найдите опорные слова, которые показывают нарастание признаков грозы? ( Зашумели ветлы, ветер засвистел, завыл в трубах, бухнуло, зазвенели разбитые стекла, скрипели стволы)
Как озаглавим ? Приближение грозы.
Прочитайте 3 абзац Примерные вопросы
1. Как описано состояние разбушевавшейся природы? («светом раскрылась ночь», «и снова -тьма», грохнуло, хлынул, потоком)
2. Какие три состояния бушующей грозы сменяют друг друга? ( сначала ложная тишина, затишье перед бурей, затем действует мощный ветер, потом гремит гром, идет ливень)
III микротема Торжество грозы
- Определите тему (приближение грозы и главную мысль текста (передача состояния разбушевавшейся природы).
Какой бы заголовок вы подобрали к данному тексту? (гроза)
-Текст какого типа мы прочитали? ( повествование, т.к. происходит смена картинок-кадров)
- Докажите
- Определите стиль текста (художественный, так как этот текст представляет собой художественное описание природы).
--Какова роль глаголов в тексте? (Признаки показаны в изменении, использованы глаголы совершенного вида). Замолкли. Осоловели. Скрылось. Настали.
Зашумели. Долетели. Засвистел.
_ определите вид глаголов
- каким словом можно заменить глагол осоловели?- становиться вялым. сонным
- Подчеркните антонимы, определите их роль (помогают показать борьбу сил в природе: свет-тьма и замолкли – зашумели, тишина - шум).
Какую концовку вы бы придумали?
Добавить словарную работу
Какое время суток описывает автор? Почему вы так решили?(Вечер)Приведите доказательство из текста.
Как вы понимаете выражение обрушилось небо?
Используя ключевые слова, попробуйте составить свой текст на данную тему???