Фрмирование функциональной математической грамотности в урочной и внеурочной деятельности | Краснятова Ольга Владимировна. Работа №353376
В данной работе представлен опыт работы по формированию функциональной математической грамотности в урочной и внеурочной деятельности. Автор представляет приемы и методы работы с обучающимися основной школы. Опыт работы был обобщен и представлен методическому сообществу учителей математики на районном и региональном уровне.
Краснятова Ольга Владимировна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория,
МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри имени Каримовой С.С.»
Формирование функциональной математической грамотности в урочной и внеурочной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут, диагностика учебной деятельности, мониторинг учебной деятельности, подготовка к ОГЭ по математике, математика ОГЭ.
В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами.
Подготовка к экзамену должна носить систематический характер. Без постоянно нарабатываемого навыка работы выполнить задания практически невозможно. Индивидуальный образовательный маршрут – это инструмент, который может ученику в этом помочь.
Индивидуальный образовательный маршрут составляется:
-для учащихся, сдающих экзамен по математике с учетом спецификации контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена,
-для обеспечения помощи учащемуся в успешном прохождении государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ,
- для повышения качества обученности по выбранному предмету.
Речь пойдёт о более узком понимании определения ИОМ, а именно об ИОМ как средстве подготовки к выполнению определенных заданий ОГЭ по математике.
Цель индивидуального образовательного маршрута:
Эффективная организация работы по подготовке и итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Задачи:
1. выработать психологические качества выпускников, которые повысят эффективность подготовки к ОГЭ и умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями;
2. развить умение анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;
3. познакомить учащихся с системой оценивания и алгоритмом выполнения заданий;
4. закрепить навыки самоконтроля;
Структура любого индивидуального образовательного маршрута должна содержать 6 компонентов. Все они неразрывно связаны между собой. Рассмотрим, как конкретно каждый компонент работает в ИОМ по подготовке к ОГЭ по математике.
Целевой этап. На этом этапе осуществляется самооценка и постановка целей. Учитель знакомит детей с общими принципами выполнения заданий, с общими требованиями к оформлению выполненного задания.
Содержательный этап. На этом этапе осуществляется определение уровня выполняемой работы, отбор предполагаемых заданий, планируется результат экзаменационной работы. Ни для кого не секрет, что к 9 классу формируются группы учащихся, отличающиеся по уровню подготовки. И выбор заданий для подготовки будет у них различным.
Для того, чтобы помочь детям определиться с выбором заданий, я разработала технологическую карту ИОМ ученика, позволяющую наглядно спланировать свои действия, проанализировать уровень заданий. В этой карте во второй строке обозначены номера используемых на экзамене заданий. В третьей строке обозначены номера умений контролируемых при выполнении этих заданий. Таким образом, составляется первичный ИОМ для каждого ученика. Одновременно находясь в одной аудитории, учащиеся работают с разными комплектами заданий в индивидуальном темпе. При этом дети могут обращаться за консультацией и помощью и к учителю, и к одноклассникам. В этой таблице в строке «Планируемый результат» учащиеся определяют предполагаемый уровень работы.
Технологическая карта ИОМ ученика
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
8
Номер проверяемого умения
1
1
1
2
3
1
2
1
2
1
2
1
2
1
дата
Планируемый результат
Если к экзамену готовится большое количество учеников, то этот прием можно использовать для групповой работы обучающихся.
Технологический компонент – это основной компонент, который включает в себя все остальные (диагностический, организационно-педагогический).
При работе с ИОМ учителю необходимо регулировать процесс продвижения учащихся по маршруту, выявлять степень освоения практических навыков и вносить соответствующие изменения в ИОМ ученика. Для осуществления этой работы предлагаю использовать технологическую карту для учителя.
Технологическая карта ИОМ учителя
Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
8
Номер проверяемого умения
1
1
1
2
3
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Иванов
Петров
Технологическая карта учителя - это сводная таблица, в которой отражаются не только задания выполненные учениками, но и уровень сформированности проверяемых умений. При работе с картой я использовала разное окрашивание ячеек таблицы и в эти же ячейки проставляла даты выполнения работы. Если ученик успешно выполнил задание, то ячейка имеет зеленый фон, не справился - красный, справился с затруднениями - желтый.
Таким образом, в результате работы над ИОМ по подготовке к ОГЭ педагог осуществляет структурирование педагогического процесса, сопровождение и его регулирование, а ученик концентрируется на выполнении конкретной поставленной задачи, выбирает способы реализации ИОМ, приобретает навыки самоподготовки и самообразования.
Список источников.
Рейндольф
, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А.
Рейндольф
//Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
Официальный информационный портал единого государственного экзамен
а[
Электронный ресурс] . – Режим доступа:
http://ege.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ
)[
Электронный ресурс](ФИПИ) . – Режим доступа: http://www.fipi.ru/