Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Фронтальный эксперимент как научный метод познания и обучения | Ордина Елена Анатольевна. Работа №353996

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль фронтального эксперимента как метода обучения и научного познания в школьном курсе физики. Проанализированы педагогические и методические аспекты применения фронтального эксперимента, его значение для формирования ключевых компетенций учащихся, развития навыков научного мышления и критического подхода к изучаемым явлениям. Приведены рекомендации по организации и проведению фронтальных экспериментов в учебном процессе, а также примеры экспериментов, способствующих углублению понимания физических явлений.

Ключевые слова: фронтальный эксперимент, урок физики, научный метод, познание, обучение, компетенции, критическое мышление.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКЕ ФИЗИКИ КАК НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

 

Ордина Елена Анатольевна, учитель физики

АПОУ ВО "Вологодский колледж связи и информационных технологий" Вологодская обл, г. Вологда

 

Аннотация. В статье рассматривается роль фронтального эксперимента как метода обучения и научного познания в школьном курсе физики. Проанализированы педагогические и методические аспекты применения фронтального эксперимента, его значение для формирования ключевых компетенций учащихся, развития навыков научного мышления и критического подхода к изучаемым явлениям. Приведены рекомендации по организации и проведению фронтальных экспериментов в учебном процессе, а также примеры экспериментов, способствующих углублению понимания физических явлений.

Ключевые слова: фронтальный эксперимент, урок физики, научный метод, познание, обучение, компетенции, критическое мышление.

 

Физика, как одна из фундаментальных наук, неразрывно связана с экспериментальным методом. Эффективное обучение физике предполагает освоение учащимися основ научного подхода, который базируется на наблюдении, гипотезах, эксперименте и анализе результатов. Одной из форм организации учебной деятельности является фронтальный эксперимент, который выполняет одновременно образовательные и воспитательные функции, стимулируя интерес к предмету, развивая познавательные способности и формируя научное мировоззрение.

Роль фронтального эксперимента

Фронтальный эксперимент представляет собой метод обучения, при котором весь класс одновременно выполняет одну и ту же экспериментальную задачу под руководством учителя. Его ключевая особенность заключается в активном вовлечении всех учащихся в процесс исследования, что способствует:

Закреплению теоретических знаний: Эксперимент позволяет учащимся наблюдать явления, изученные ранее, и проверять их соответствие теоретическим представлениям.

Формированию практических навыков: Работа с оборудованием, проведение измерений и анализ результатов развивают технические и аналитические способности.

Развитию критического мышления: Учащиеся учатся сравнивать экспериментальные данные с теоретическими предсказаниями, выявлять отклонения и анализировать их причины.

Стимулированию интереса: Наблюдение за физическими явлениями и самостоятельное их изучение делают уроки более увлекательными.

Фронтальный эксперимент как научный метод

Научный метод предполагает следование определённой логической последовательности: постановка вопроса, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, анализ данных и формулировка выводов. На уроках физики фронтальный эксперимент служит моделированием этой последовательности:

Постановка задачи: Учитель формулирует проблему или явление, которое необходимо изучить. Например, изучение зависимости периода маятника от длины нити.

Выдвижение гипотезы: Учащиеся предлагают предположения, которые станут основой для проверки.

Проведение эксперимента: Выполняются измерения, результаты которых фиксируются в тетради или на общеклассной доске.

Анализ данных: Обработка экспериментальных данных, построение графиков, обсуждение возможных ошибок.

Формулировка выводов: Коллективное осмысление полученных результатов и их соотнесение с теоретическими представлениями.

Методические рекомендации по организации фронтального эксперимента

Эффективность фронтального эксперимента во многом зависит от его правильной организации. Основные этапы:

Подготовка оборудования: Учитель должен заранее проверить исправность приборов и доступность материалов.

Инструктаж: Перед началом эксперимента учащимся необходимо объяснить последовательность действий и меры безопасности.

Разделение задач: В зависимости от сложности эксперимента можно разделить класс на группы, которые будут выполнять отдельные этапы работы.

Контроль процесса: Учитель активно наблюдает за действиями учащихся, оказывает помощь и контролирует правильность выполнения.

Рефлексия: После завершения эксперимента важно обсудить с классом результаты, выявить трудности и провести корректировку знаний.

Примеры фронтальных экспериментов

Изучение свободного падения: Определение ускорения свободного падения с помощью маятника или использования электронной установки.

Изучение законов отражения и преломления: Проведение экспериментов с лучом света и стеклянной призмой.

Изучение закона Ома: Сбор электрической цепи, измерение силы тока и напряжения.

Эти эксперименты позволяют учащимся глубже понять сущность физических законов и принципов, а также их практическое значение.

Фронтальный эксперимент на уроке физики является эффективным методом познания и обучения. Он способствует развитию навыков научного мышления, углублению теоретических знаний и формированию практических компетенций. Для повышения качества учебного процесса важно сочетать фронтальный эксперимент с другими формами работы, включая лабораторные работы, демонстрации и самостоятельные исследования.

 

Список литературы

Болтенко А. П., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ // Вестник

ЮУрГГПУ

. 2020. №1 (154).

URL: htt

ps://cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-problemy-ispolzovaniya-metodologicheskih-zadaniy-v-uchebnom-protsesse-po-fizike

Бондарева С. А., Петросова Е. В.,

Веремейцева

Т. И. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ // Вестник науки. 2024. №6 (

75).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-fiziki

Д Б. Бабаев, Н Э.

Кылычова

Анализ различных уровней и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики // Международный журнал гу

манитарных и естественных наук.

2020. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razlichnyh-urovney-i-metodov-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-fiziki

Казначеева Светлана Николаевна,

Бичева

Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ // Проблемы современного педагогического образования.

2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/art

icle/n/razvitie-issledovatelskih-navykov-u-obuchayuschihsya-pri-izuchenii-fiziki

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×