Функции ГИС в образовательном процессе | Поздеева Людмила Анатольевна, Сидорова Полина АнатольевнаКалашникова Юлия Андреевна. Работа №314143
В работах И.В. Пролеткина высказывается мысль о назревшей необходимости активного ознакомления учащихся старших классов с основами геоинформатики и сущностью ГИС-технологий.
Географические информационные системы, как одно из разновидностей картографических средств обучения рассматриваются методистами Н.З. Хасаншиной, Л.Н. Макарова, и др. как полифункциональное и комплексное средство обучения. Это позволяет ГИС выполнять определенные функции. Рассмотрим краткую характеристику данных функций, а так же некоротые виды ГИС.
Функции ГИС в образовательном процессе
Географические информационные системы, как одно из разновидностей картографических средств обучения рассматриваются методистами Н.З. Хасаншиной [10], Л.Н. Макарова [5], и др. как полифункциональное и комплексное средство обучения. Это позволяет ГИС выполнять следующие функции:
функцию наглядности;
функцию обеспечения операционной деятельности учащихся;
воспитывающую функцию;
развивающую функцию;
информационную функцию;
пропагандирующую функцию.
Рассмотрим краткую характеристику вышеперечисленных функций ГИС.
Функция наглядности. Современной методике известны две основные формы познания: чувственное, в основе которого лежат ощущения, восприятия и представления, а также логическое, опирающееся на абстрактное мышление. Обе эти формы взаимосвязаны и не отделимы одна от другой. Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности школьников, помогает более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Реализация в обучении географии дидактического принципа наглядности требует систематической работы со средствами обучения, в том числе и ГИС.
Функция обеспечения операционной деятельности учащихся. Наиболее ярко эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков по составлению карт при работе с ГИС.
Воспитывающая функция. Работе с ГИС, свойственны повышенная выразительность и эмоциональность, способность воздействовать на чувства учащихся.
Включая в учебно-воспитательный процесс школьников разнообразные задания по работе с ГИС, учитель может решать задачи экологического воспитания, бережного отношения к национальным богатствам, эстетического воспитания и т. д.[1]
Одной из важных задач всего комплекса работ с ГИС, являющимися одним из элементов современного обучения, является географическая подготовка. Содержание школьной географии наряду со знаниями должно включать умения и навыки работы с географической картой, стимулировать творческую деятельность школьников. Повышая роль эмоционального воздействия на учащихся и включение их в оценочную деятельность.
Развивающая функция. Систематическое, целенаправленное использование ГИС способствует умственному развитию учащихся.Реализация развивающей функции предполагает активную работу с ними, постепенное, непрерывное усложнение заданий. Умственное развитие учащихся при систематической работе ГИС предполагает: на ранних стадиях - вызвать интерес к изучаемому объекту или явлению, побудить учащихся к его созерцанию; следующий этап - обучение приемам наблюдения, анализа и синтеза наблюдаемого, подведение учащихся к выводам и заключениям. Работают школьники на этом этапе в значительной мере по образцу. Только после того, как учащиеся овладели основными приемами работы с ГИС, можно переходить к следующему этапу - самостоятельному, творческому решению задач.
Информационная функция. Она реализуется через систематическую работу с ГИС. Да и сами ГИС несут значительную смысловую и информационную нагрузку как любое средство обучения.[8]
В зависимости от особенностей организации на уроке работы с ГИС, она может выступать в роли самостоятельной или практической работы, упражнения, вида домашней работы. Все эти роли подчинены общей цели: формирование пространственных представлений и понятий о размещении природных и социально-экономических объектов и явлений.
По ориентации учебного назначения ГИС А.Ю.Уваров выделил следующие виды ГИС:
решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения, —
проблемно-ориентированные ГИС
;
осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно—поисковой сист
е
мой, базой данных) —
объектно-ориентированные ГИС;
осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале — со встроенными элементами технологии обучения) —
предметно-ориентированные ГИС.
Существует проблема слабого освещения в методической литературе использования ГИС в школьном географическом образовании
Требования, предъявляемые к современному человеку, имеют необходимое качество – высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией - это одни из основных характеристик человека, подготовленного к жизни в современном обществе.
Развитие информационных технологий значительно повышает мотивацию обучения, способствует активному внедрению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности, и, в конечном счете, саморазвитию.
Первоначально, цель использования новых информационных технологий в обучении географии сводилась к тому, чтобы заинтересовать учащихся, позволить им увидеть, что предмет не просто нужный, он красивый, уникальный в своем роде.
В работах И.В. Пролеткина высказывается мысль о назревшей необходимости активного ознакомления учащихся старших классов с основами геоинформатики и сущностью ГИС-технологий. Обосновывая это предложение следующими обстоятельствами:
- школьная среда, самая массовая среди молодежи - отзывчива на новые идеи, связанные с внедрением передовых компьютерных технологий;
- в средней школе преподаются такие предметы как «география», «информатика», «экология» и некоторые другие, которые в принципе могут стать основой для изучения, понимания и дальнейшей работы школьников с геоинформационными системами;
- в некоторых, наиболее продвинутых в техническом отношении школах, гимназиях и лицеях, уже сейчас существуют определенные условия и возможности по внедрению ГИС в учебный процесс. [6]
В развитых западных странах процесс школьного ГИС-образования находится на высоком уровне - от специальных, обязательных курсов до широкого использования ГИС-программ в различных учебных дисциплинах.[9]
В России данный процесс только зарождается и практически не замечается членами ГИС-сообщества, поэтому требует внимания.
Конечно, использование электронных учебников по курсам географии, материалов записей из Интернета позволило на современном уровне, с использованием фотографий, схем, графиков и основных понятий изучить новый материал, ненавязчиво вставляя дополнительную информацию по теме.
Но, придерживаясь суждения о том, что учитель не является основным источником знаний, а учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, в процессе обучения они создают свое собственное понимание предметного содержания обучения, привело к тому, что очередной целью стало формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку творческих работ, которая способствует, по мнению А.Ю. Уварова [9] развитию у школьников умений осуществлять самостоятельный поиск информации, классифицировать ее, сопоставлять, что является необходимым качеством саморазвития личности, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия», а учитель становится организатором процесса получения знаний, способствуя самореализации ребенка.
Именно эти умения реализуются у учащихся при проектировании и работе с географическими информационными системами.
Не смотря на широкие возможности применения на уроках географии ГИС, методические рекомендации по работе с учащимися общеобразовательных школ, ещё не достаточно разработаны. Одной из основных причин этого, можно отметить недостаточную компьютеризацию школ. Если в европейской части страны этот процесс налажен относительно хорошо, то периферия страны ещё значительно отстаёт.[2],[4],[8]
Географические информационные системы (ГИС) позволяют проводить сбор, хранение, анализ и картирование любых данных об объектах и явлениях на основе их пространственного положения. Эта современная компьютерная технология обеспечивает интеграцию баз данных и операций над ними, таких как их запрос и статистический анализ, с мощными средствами представления данных, результатов запросов, выборок и аналитических расчетов в наглядной легко читаемой картографической форме.
Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре учебных задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.
С использованием ГИС на уроках географии С.В. Рогачёв [7] предлагает организовать работу по составлению картограмм и картодиаграмм это позволяет получить качественно новый как картографический, так и аналитический продукт.
Особую роль при создании тематических карт, картограмм отводит геоинформационным системам и Э.М. Цыпина [11]. Она говорит, что работники сферы управления, инженеры, проектировщики и другие специалисты должны уметь легко пользоваться тематическими картами, дополнять их, обновлять, пересоставлять с целью районирования территории, изучения динамики, совмещения природных и антропогенных явлений. Они должны уметь считывать с карт всю полезную для себя информацию, комплектовать наборы карт в виде ГИС. Значит, необходимым элементом обучения ГИС в школах должно стать изучение методик составления тематических карт и работы с ними.
Российским учителям, такими как Финаров Д.П. предложены разработки конкретных уроков с использованием ГИС для создания картограмм, электронные дидактические игры с использованием «немых» карт.
Использование на уроках географии ГИС, позволяет учителю проводить интегрированные уроки, не только с такими учебными дисциплинами как биология, экология, история. Но и с математикой и информатикой, что позволяет заинтересовать изучением географии школьников увлечённых более глубоким изучением информатики.
Велико значение использования ГИС не только в формировании и развитии специальных и общеучебных умениях, но и нельзя недооценивать профориентационную направленность данного вида учебной деятельности [10].
Использование информационных технологий позволяет вести преподавание на более высоком научном уровне, интегрировать знания по предмету, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые навыки, умения, анализировать, сопоставлять и находиться в постоянном поиске.
Смешанный режим взаимодействия учитель – ученик позволяет раскрывать и развивать их творческий потенциал, работать в сотрудничестве.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил сделать следующие выводы:
- процесс информатизации образования является одним из приоритетных направлений развития современного общества;
- одним из новых, полифункциональных средством обучения на уроке географии являются географические информационные технологии;
- в психолого-педагогической литературе отсутствует чёткая классификация комплекса требований, предъявляемых к использованию ГИС на уроках географии;
- применение на уроках географии ГИС, способствует саморазвитию личности учащихся;
- не смотря на недостаточную теоретическую разработку вопроса об использовании ГИС в учебно-воспитательном процессе, в методической литературе встречаются разработки уроков по географии с использованием ГИС;
- использование ГИС на современном уроке географии позволяет значительно расширить его воспитательный потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабанский
, Ю.К. ,
Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах)
[
Текст
]
/
Ю.К
Бабанский
, М.М
.
Поташки
. Киев, Рад. Школа, 1983. - 287
с
Берлянт
, А.
М. К концепции развития ГИС в России
[
Текст
]
/
А.
М
Бе
р
лянт
,
Е.
А
Жалковский
.
/
/
ГИС-обозрение. 1996
. Весна.
C
- 17
-
19.
Грюнберг
,
Г.Ю.
Картография с основами топографии
[
Текст
]
/ Г.
Ю.
Грюнберг
, Н.А. Лапкина, Н.В. Малахов, Е.
С.
Фельдмак
. Под ред. Г.
Ю.
Грю
н
берга
.
-.
М
.: Просвещение, 1991. – 368
с
Гармиз
, И.В.
Информационная технология.
:
Вопр
. развития и примен
е
ния
/
И.В
Гармиз
,
А.В
:
Кошкарев
:
- Киев: Наука
думка, 1988. – с. 120
.
Крейдер
,
О.А. Информационная среда использования ГИС-технологий
[
Текст
]
/
О.А.
Крейдер
.
//
Геоинформатика
, 2005, - №4, с. 49-52
Полат
,.
Е.С
.
Новые педагогические и информационные технологии в си
с
теме образования
[
Текст
]
/
Е.С
Полат
.
/ Под ред. Е.
С.
Полат
. – М., 2000
Домогацких
,
Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобраз
о
вательных учр
еждений
[
Текст
]
/
Е.М
Домогацких
– М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,
2012
.34.
с
Примерна
я программа для основного общего образования по географии (базовый уровень)
2004 г
.
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа»,
2004
.
Тикунов
, В.С
. Теоретические и методологические аспекты развития геогр
а
фических информационных систем
[
Текст
]
/
В.С
.
Т
икунов
,
А.М Тро
фимов
/
/
География и пр
и
родные
ресурсы. 1991. № 1
–
c
24 - 28
У
варов,
A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе
[
Текст
]
/
A.IO
.
У
варов
.
/
/
Пед
. информатика. - 1993. - № 1. – С. 34-37
Финаров
,
Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школ
ь
ном курсе Географии России
[
Текст
]
/
Д.П
.
Финаров
,
/
/
География в
школе, 2005, - №5, с. 56-58