Функциональная грамотность: Формирование математической грамотности в разрезе планируемых результатов | Мой кабинет. Работа №347592
Одной из задач начального общего образования является формирование функциональной грамотности младшего школьника. Конечно это процесс сложный, в нём есть ещё много неоткрытого и нео- познанного и для разработчиков, и конечно для учителей, но уже на сегодняшний день как результатом многолетних исследований, которые проходят в разных образовательных институтах в том числе и в институте стратегии развития образования, мы можем уже говорить о том, что может предпринять учитель на уроке, чтобы организовать формирование функциональной грамотности средствами урока и средствами внеурочной деятельности.
Что же мы с вами, учителя можем сделать, чтобы формировать математическую грамотность на функциональном уровне.
Сегодня мы будем говорить о первых и вторых классах, затронем 3 класс.
Ситуации, в которых могут или даже должны оказаться дети, чтобы показывать, что те математические знания умения навыки а также способы действия, которые они осваивают на уроке, и они могут использовать их произвольно, тогда, когда в этом есть необходимость, когда решение проблемы математическими средствами будет наиболее эффективно.
Одной из задач начального общего образования является формирование функциональной грамотности младшего школьника. Конечно это процесс сложный, в нём есть ещё много неоткрытого и нео- познанного и для разработчиков, и конечно для учителей, но уже на сегодняшний день как результатом многолетних исследований, которые проходят в разных образовательных институтах в том числе и в институте стратегии развития образования, мы можем уже говорить о том, что может предпринять учитель на уроке, чтобы организовать формирование функциональной грамотности средствами урока и средствами внеурочной деятельности.
Что же мы с вами, учителя можем сделать, чтобы формировать математическую грамотность на функциональном уровне.
Сегодня мы будем говорить о первых и вторых классах, затронем 3 класс.
Ситуации, в которых могут или даже должны оказаться дети, чтобы показывать, что те математические знания умения навыки а также способы действия, которые они осваивают на уроке, и они могут использовать их произвольно, тогда, когда в этом есть необходимость, когда решение проблемы математическими средствами будет наиболее эффективно.
Давайте посмотрим как это происходит и как проявляется математическая грамотность ученика первого второго третьего класса.
Конечно это должны быть элементарные, простые ситуации, но то, что мы увидим, что ребёнок сделал что-то показав, что он знает математику на уровне первого второго класса и он готов ей пользоваться, когда ребёнок о чём-то рассуждает, не только на уроке математики, но и в повседневной жизни, может он установить причинно-следственные связи, может он использовать союзы и и или, может ли он составить конструкцию "если то, если получится, то он сам демонстрирует элементы функциональной грамотности, а если нет то мы ему поможем.
Об этом можно говорить даже и на родительском собрании, о том как важно формировать характеристики функциональной грамотности.
Другая ситуация, когда нужно что-то измерить, прикинуть, мы говорим прикидка и оценка результатов выполнения действий, вычислений, решение задач, все обратили внимание на планируемые результаты, которые отражены в Федеральной рабочей программе по предмету математика. Это должно сформироваться ученика на уровне универсальных действий.
Но делать это он будет только на уроке математики, или вот прикинет например хватит ли ему времени сбегать домой, взять сменку, вернуться и успеть до начала урока. или же сбегать в буфет и купить булочку. Почему ребёнок об этом говорит, значит он прикидывает. а если ещё мы и спровоцируем такую ситуацию и в задачном виде, то конечно мы можем предположить, что дети воспользуются опытом жизненным и правильно его интерпретируют с учётом всех математических сведений, которые они уже получили.
Конечно же мы будем использовать знания, и будем провоцировать их применение при изучении нового содержания. Но это как правило самые очевидные ситуации.
Если мы с вами хотим поговорить на каком конкретно содержании уроков можно попробовать развивать математическую грамотность , но так чтобы было видно движение, чтобы можно было увидеть какой-то прирост, что что-то меняется, мы же понимаем, что те же самые универсальные учебные действия формируем с первого класса и для каждого класса они прописаны в содержании разных предметов, то проверить насколько полно они сформировались, мы можем только в конце четвёртого года обучения.
Давайте посмотрим на каком конкретном содержании мы можем увидеть , для себя зафиксировать, то есть и проследить, как это от класса к классу развивается.
Не первый год я работаю по пособиям Рыдзе, которая называется математическая грамотность
в этом пособии есть стартовая работа, как раз содержит задание, которые содержат характеристики точка вы можете взять это в урок, взять в неурочное время и в конце в конце года итоговая работа. по сути она похожа на стартовую но когда вы в течение учебного года проделали типовые задания конечно же они становятся немного сложнее.
Тот случай, когда вы специально даёте задание вычисли, посчитай, проведи расчёты это одна ситуация, как это сделать, но при этом он применяет, прикидывает, и при помощи чего, тогда мы оказываемся в ситуации Либо мы сейчас учим считать, измерять, то есть формируем чисто предметные умения или мы создаём ситуации, в которых ребёнок либо явно попросили он сделал либо не явно, мы не сказали что надо считать, мне сказали что надо измерять, а ученик пытается это сделать сам.
вот здесь и будет проявляться элементы математической грамотности . Чаще всего бывает так вот изучается счёт в пределах 100, или таблица на пять то и все действия, которые мы на этом уроке предлагаем, они в принципе на пять, и тогда любое новое задание на повторение, отсроченная повторение, оно будет провоцировать ребёнка на математическую грамотность. Или же мы предлагаем такую ситуацию, в которой ребёнок ещё не был, так как в чистом виде математическая грамотность - это применение знаний в ситуациях, которые специально нигде не рассматривались, не изучались, ученик специально не подготовлен к их разрешению. У нас же учебные ситуации немного проще, если говорить об учебниках.
Есть дети, которые могут показывать числа, а действовать с числами не могут, Если Вы посмотрите Федеральную рабочую программу, в основном содержании, то увидите, как от класса к классу расширяются действия, и как оно устроено и как происходит его изменения, как его увеличить, уменьшить на сколько-то, Во сколько раз причём этого выполняется без записи арифметических действий, на основе понимания устройство числа, может использовать устройство числа.
Арифметические действия, то комментирование, использование приёмов вычислений, к ним относятся, например, потому что когда ученик комментирует, он показывает, что он готов говорить на языке предмета, на математике, он будет говорить на языке математики. когда ученик комментируют свои шаги в решении и отработки вычисления. если мы возьмём это содержание, мы сможем убедиться, что те приёмы, алгоритмы, правила, которые изучались либо используются, причём на уроке это задание с подсказками, вычисли удобным способом, например. В заданиях по математической грамотности такие подсказки встречаются редко. Когда ребёнок ищет ошибку, он вынужден увидеть, как рассуждал человек, встать на его место или выступить в роли учителя, как тот несколько уроков подряд рассказывал как приём этот нужно использовать.
В текстовых задачах целесообразно сделать акцент на работу с условием задачи и удержание вопроса, потому что дети часто приходят якобы умеющие решать текстовые задачи, но при этом они не могут, не готовы решать самостоятельно, то есть они уподобляют решение текстовой задачи заданию на вычисление-берут числа, благо арифметических действий в первом во втором классе ещё немного, покрутили, повертели, и дали ответ. поэтому всё, что касается работы с условием, причём если у ребёнка уже получилось задача, ему совершенно неинтересно что известно, что неизвестно, где условия задачи, где вопрос. хотя у нас эти методические единицы есть, нам надо изучить, поэтому и стандартные и нестандартне ситуации вам подходят, чтобы посмотреть как ребёнок продвигается в выделении всех условий, как он удерживает вопрос, потому что когда задача даже если она имеет один шаг в решении, то на самом деле здесь много действий. пока модель составили, спланировали, пока мы начали записывать действия, а ребёнок, не говоря уж о тех ситуациях, когда тексты огромные, он уже и забыл вопрос, что записать в ответ, поэтому здесь с одной стороны работает обучение, с другой стороны нужно включать даже скажем такие упражнения, где ребёнок может продемонстрировать, что он понимает.
Если говорить о пространственных отношениях и геометрических фигурах, то, что сейчас очень западает в методике обучения, то, что как раз показывает, что ребёнок разбирается, это действие по инструкциям и выделение этапов решения, то есть если нужно начертить прямоугольник, Это только кажется, что очень просто, ученику очень много шагов нужно сделать для себя, выделить этапы, в которых он покажет, что я делаю, то есть, если я всё сделаю, у меня получится. Именно этапы и планирования нужно при работе с геометрическим материалом.
Раздел математическая информация и информационные тексты. у нас тексты сопровождаются иллюстрациями, Они часто вызывают сложность у детей, потому что нужно много чего увидеть, где сюжет, а где информация, может на рисунке, а может она дублируется, и конечно выделить вопрос, так как он будет, вряд ли на рисунке моего увидим. и всё вместе с этим нужно принять решение, как всё это будет решаться . Вот этот момент для принятия решения он очень важен.
К сожалению времени место таких заданий в учебником в учебниках всегда не хватает. Как же мы можем внедрить все эти действия дети могут выполнять работы с конкретными заданиями, которые вы можете взять из этого пособия, можете воспользоваться другим пособием можете самостоятельно составить относительно каждого раздела содержания Федеральной программы по математике либо же на основе вашего учебника либо же в учебнике может быть текстовая задача а за ней идут какие-то задания на вычисления сравнения порядка действия то есть здесь можно попробовать объединить их общим сюжетом. это может быть соревнования по бегу Или можно взять какую-то другую сюжет. Сегодня на уроке математики как раз вы и видели как в сюжете путешествия но приурочили так скажем и взяли одну задание которое направлено на формирование математической грамотности Это задание было поход в магазин сувениров. конечно же не могут все задания быть построены только функциональной грамотности но каждый урок Мы можем брать какое-то одно в зависимости от задачи цели урока именно на формирование каких навыков направлен наш урок будет это величины и измерения будто это текстовая задача Если вы работаете над закреплением текстовых задач то здесь обязательно можно взять одну задачу из этого пособия как я уже сказала из другого и добавить урок внедрить его Если каждый урок брать по одному заданию на разные темы нашего содержания программы то мы с вами сможем в какой-то степени сформировать навыки функциональной грамотности а именно математические как интегративного компонента функциональной грамотности Спасибо за внимание